Картины для кают теплохода "Лебединое озеро": гармония флота и балета

Сегодня я расскажу о серии картин, написанных специально для именных кают теплохода «Лебединое озеро».



Именные каюты названы в честь выдающихся артистов балета. Всего таких кают на теплоходе двадцать.

Картины можно разделить на две группы. Первая группа – это работы, посвященные чертам характера артистов балета, в честь которых названы каюты, и всем людям, этими чертами обладающим. Работы второй группы посвящены выдающимся творениям мастеров балета. Объединяет же все картины серии то, что в них сочетаются флотская и балетная тематика.

Идея выразить мысль через гармонию флота и балета довольно необычна. Приятно, что эту идею приняла и поддержала моя коллега Анастасия Пряничникова, с который мы вместе придумывали концепции картин. А самая большая удача заключается в том, что нам удалось найти художника, который этими идеями заинтересовался, и, на мой взгляд, очень интересно их реализовал.

Итак, разрешите познакомить вас с картинами петербургского художника Ольги Алаторских, которые украсят именные каюты теплохода «Лебединое озеро». Все картины – масло, холст.


Картина «Начало»

Каюта «Анна Собещанская»



Картина посвящена людям, участвующим в создании нового, будь то балетный спектакль, современный теплоход или любое другое дело. Анна Собещанская была одной из первых исполнительниц главной партии в балете «Лебединое озеро». По ее настоянию Петр Ильич Чайковский написал для балета два танцевальных номера, отсутствовавших в нем изначально. Эта почти графическая работа – любимая картина Ольги Алаторских.

Картина «Вне времени»

Каюта «Тамара Карсавина»



Балерина изображена в элегантной одежде начала XX века на балконе современного круизного теплохода. Это картина о внутренней красоте человека. Красоте, находящейся вне времени.

Картина «Реформатор»

Каюта «Михаил Фокин»



Старый пароход в современном городе. Работа посвящена людям, не боящимся реформировать старое и придумывать новое. Таким был Михаил Фокин: когда-то он стал реформатором балетного искусства. Теперь его знают как создателя классического балета в его сегодняшнем виде.


Картина «Фуэте»

Каюта «Матильда Кшесинская»



Первая задумка, с которой и возникла идея серии. Эта картина – о преодолении через мастерство. Балерина блестяще крутит сложные фуэте. Капитан умело ведет свое судно через речные пороги. Матильда Кшесинская была первой в России балериной, сделавшей тридцать два фуэте на сцене. Среди всех шумных историй последнего времени люди почти забыли, что Матильда Феликсовна в первую очередь танцевала, и делала это блестяще.


Картина «Ветер перемен»

Каюта «Вацлав Нижинский»



Человек всматривается в морской простор. Человек дышит свежим морским воздухом… Картина о людях, нуждающихся в переменах, и о людях, делающих эти перемены. Вацлав Нижинский был и тем, и другим. Не все современники его понимали. Многие люди и тогда, и сейчас находятся в плену придуманных не ими балетных традиций. Да только ли балетных? Нижинский поменял эти традиции, открыв для мира новые возможности балетной пластики и создав новую хореографию.


Картина «Мемуары»

Каюта «Екатерина Вазем»



Неизвестно, совершала ли Екатерина Оттовна Вазем путешествия по воде, но написанные ей мемуары донесли до нас уникальную картину жизни и атмосферы в Мариинском театре второй половины XIX века. Эти мемуары я недавно прочитал с большим удовольствием. Помимо прочего, в них (наконец-то!) с юмором, а не с традиционным придыханием, повествуется о Мариусе Петипа.


Картина «Зарема»

Каюта «Татьяна Вечеслова»



Партия Заремы в балете «Бахчисарайский фонтан» была одной из самых ярких в биографии Татьяны Вечесловой. Ее дуэт с Галиной Улановой, исполнительницей партии Марии, стал балетной легендой. Как вспоминала Уланова: «На репетициях «Бахчисарайского фонтана» я поначалу никак не могла удержаться от смеха, когда моя веселая Таня с серьезным видом поднимала надо мной кинжал, чтобы убить меня».


Картина «Династии»

Каюта «Марис Лиепа»



Работа посвящена речным и балетным династиям. Любимая картина Анастасии Пряничниковой (специально для нее Ольга Алаторских даже сделала миниатюру по мотивам этой картины).


Картина «Вечер»

Каюта «Екатерина Максимова»



Главная партия в балете «Анюта», во многом благодаря популярности одноименного фильма-балета Владимира Васильева, – самая известная работа Екатерины Максимовой. На картине изображена сцена бала в дворянском собрании. Анюта танцует знаменитую «Тарантеллу», а среди гостей – капитан круизного лайнера. Какого? Какой кому нравится.


Картина «Ассоль»

Каюта «Ольга Лепешинская»



Сюжет «Алых парусов» вечен. Мой любимый сюжет. В годы войны Ольга Лепешинская блестяще танцевала партию Ассоль.


Картина «Над волной»

Каюта «Суламифь Мессерер»



Работа посвящена всем людям, при любых обстоятельствах сохраняющим в себе человека. Во время большого террора, в 1938 году, Суламифь Мессерер удочерила маленькую Майю Плисецкую, чьи родители были арестованы как враги народа. Перефразируя цитату самой Суламифи Михайловны, скажу: Суламифь Мессерер – человек по мне!


Картина «Флагман»

Каюта «Софья Головкина»



Эта картина – о людях, делающих новое и ведущих других за собой. По инициативе и при участии блестящего педагога Софьи Головкиной был создан Московский хорегорафический институт (ныне академия). Одно то, что открытие института дало возможность танцовщикам получать высшее образование, – великое дело!


Картина «Полет»

Каюта «Наталия Бессмертнова»



Эта работа посвящена вдохновению. Наталия Бессмертнова жила вдохновением – и в своих ролях, и в работе с учениками. Она умела летать не только в переносном смысле, но и в прямом, даря зрителям ощущение легкого полета над сценой. На картине сцена – это палуба речного теплохода.


Картина «Любимые ученики»

Каюта «Марина Семенова»



Эта картина – о продолжении себя в учениках. Блестящая балетная танцовщица Марина Семенова щедро делилась своим мастерством с учениками, многие из которых стали выдающимися артистами балета. Кстати, Майя Плисецкая всегда называла трех балерин, которых она считала великими: Семенова, Уланова, Шелест.


Картина «Роден»

Каюта «Алла Шелест»



Хотя я не мог застать спектакли с Аллой Шелест, но очень высоко ценю ее творчество – по оставшимся фотографиям, книгам, воспоминаниям. Алла Яковлевна производила мощнейшее эмоциональное воздействие на зрителей, тогда как в жизни была скромна и незаметна. К сожалению, записей танца великой балерины сохранилось очень мало. Самая известная из них – миниатюра Леонида Якобсона «Вечный идол», ожившая скульптура Родена. Завораживающая работа. Картина написана по ее мотивам. Это моя любимая картина в серии.

Еще про Аллу Шелест: в разгар сталинских репрессий, будучи еще совсем молодой артисткой, она выступила в защиту Агриппины Вагановой, на которую шли гонения. По тем временам – безрассудный поступок. Поступок Человека. Вторым человеком, не побоявшимся это сделать, была Наталья Дудинская.


Картина «Китри»

Каюта «Наталья Дудинская»



Картина посвящена изящной стремительности балетных танцев. Партия Китри из балета «Дон Кихот» была одной из коронных партий Натальи Дудинской. Балерина проносилась по сцене вихрем, ее быстрый и техничный танец стал легендой. Когда Анастасия предложила поставить балерину на вращающееся пароходное колесо, я поначалу отнесся к этому скептически. Но Ольга Алаторских блестяще развила и реализовала эту, как оказалось, хорошую идею. Картина «Китри» – одна из моих любимых в этой серии.


Картина «Джульетта»

Каюта «Галина Уланова»



Среди многих блестящих партий Галины Улановой многие в первую очередь вспомнят Джульетту из фильма-спектакля «Ромео и Джульетта». Знаменитый балкон Джульетты перенесся на картине из Вероны на круизный теплоход. Почему нет?


Картина «Золотая осень»

Каюта «Анна Павлова»



Анна Павлова, подарившая миру легендарный образ умирающего лебедя, в жизни подружилась с настоящим лебедем по имени Джек. Картина посвящена этой трогательной дружбе. Кто-то говорит, что лебедя стоило разместить напротив балерины. Но я думаю, что это правильно, что они рядом. Друзьям есть о чем поговорить… или помолчать.


Картина «Стихия»

Каюта «Майя Плисецкая»



Картина посвящена внутренней свободе. Для меня это одно из самых ценных качеств человека. Обладают им немногие. Великая Майя Плисецкая, как и ее героиня Кармен, обладали внутренней свободой в полной мере. Прочитав воспоминания Майи Михайловны, проникся еще большим уважением к этому человеку. А «Кармен-сюита», ставившийся под Плисецкую – мой любимый балетный спектакль.


Картина «Наставники»

Каюта «Агриппина Ваганова»



Работа посвящена флотским и балетным наставникам, терпеливо делающим своих учеников мастерами. Агриппина Ваганова, воспитавшая множество блестящих артистов – символ наставничества, основоположник теории и школы русского классического балета.


Две флагманские картины серии, объединенные в единую смысловую композицию, образуют диптих «Капитан и балерина». На первой картине – капитан, бросающий из театральной ложи цветы на сцену. На второй картине – балерина на сцене. К сожалению, я не могу показать их здесь, поскольку они закрыты стеклами, и их пересъемка затруднена. Но все желающие скоро смогут увидеть эти картины воочию: они украсят центральное фойе теплохода «Лебединое озеро».

Желаю всем творчества и интересных круизов!
получилось! Такая смесь всего и вся, любопытная и неоднозначная, как сама жизнь. Только в жизни много некрасивого и красивого, доброго и злого, сильного и слабого. Свои каюты вы хитро украсили только положительными стронами
Конечно! Мы стараемся видеть в жизни только положительные стороны.
(Anonymous)
понятно,что тут стремились показать в первую очередь душу,но всё таки бы хотелось чуть побольше реалистичности в изображениях.
От картин ожидала большего. Понравились картины "Ассоль" и "Китри". Оригинальна картина "Начало". А вот картина, которая будет украшать нашу каюту, совсем не впечатлила...
Приятно, что понравились упомянутые картины, они мне тоже очень нравятся. Думаю, не стоит рассматривать картины через призму ожиданий, а то, что я здесь пишу - как информацию от круизной компании. Здесь не её филиал; здесь я пишу только личные вещи. Эта серия - видение творческой группы, и вполне естественно, что одни картины нравятся больше, другие меньше, а какие-то не нравятся, как это бывает когда вы приходите в гости или в музей.
Думал, стоит писать или нет. Но все же выскажусь. Мы в свое время тоже думали и даже всерьез собирались и планировали украсить авторскими графическими и живописными работами каюты. Благо художники "в очереди стояли" и каждый предлагал концепцию одну краше другой. Но отказались, ограничившись украшением новых кают репродукциями или эстампами, несущими только интерьерно-декоративную функцию. Почему? Потому что увидеть всю серию, если разместить ее по каютам, уже никому не удастся, кроме персонала. Вот эта балетно-флотская серия чрезвычайно интересна, причем не только с художественной точки зрения, но и с точки зрения истории балета. Как ее увидеть всю целиком? Никак. Не ходить же из каюты в каюту, по личному пространству как по залам музея.
Я считаю, что такие изобразительные циклы созданы для общественного пространства, где заведомо и несравнимо большее число людей сможет увидеть и прочитать сопроводительные тексты целиком ко всей серии.
Для общественных пространств будут другие картины. А эти сделаны для именных кают. Я почему и сделал пост по этим картинам, что они будут висеть не в общественных пространствах.
А кстати увидеть всю серию целиком можно будет в специальном буклете.
(Anonymous)
Спасибо! Интересная серия, мне понравилась! Фантазии будут разыгрываться на протяжении всего маршрута, моя каюта Алла Шелест с картиной "Роден". Немного напрягает присутствие много чёрного цвета в некоторых картинах (
Спасибо! У меня, к сожалению, гамма здесь получилась насыщеннее, чем в оригинале, так что откровенно черного цвета в оригинале немного, за исключением, пожалуй, картины "Флагман".

Edited at 2018-05-12 04:27 pm (UTC)
Интересная концепция. Правда не являюсь любителем такой вот абстракции. Я лично люблю реализм. Вспоминаю свои круизы на теплоходе "Космонавт Гагарин", в каютах там помнится висели репродукции картин известных художников. В нашей каюте была репродукция "Завтрак аристократа". Вот такая, пусть и виде репродукции, живопись мне лично как-то все же ближе. Никому мнения своего не навязываю, но в именных каютах, можно было разместить портреты самих выдающихся танцоров и танцовщиц балета, имена которых носят эти каюты. Их правда можно было бы написать и в современной манере, в стиле Шилова или Сафронова, можно и в стиле начала 20 века, под Ренуара, например, это было бы и данью памяти и заодно носила бы просветительскую функцию, ведь мало кто из нас знает и помнит всех выдающихся артистов балета. Прошу не воспринимать мой пост как критику, это просто частное мнение.
1.Идея хорошая.
2.Исполнение не очень.
3.Ссылка на Инстаграм художника не работает.
Да. Теперь ссылка работает.
Но. У неё аккаунт закрытый.
Что это за художник, который скрывает свои работы от зрителя?!
Разве у художника не может быть личного аккаунта? Разве личный аккаунт художника - это обязательно выставка его работ? :)
Конечно, может. Его право.
Но если художник от меня что-то скрывает, то доверия к нему у меня не будет...
:)
Если художник не держит дверь в свой дом постоянно открытой, то у Вас к нему нет доверия? Это Ваше право. :) У меня другие критерии.