Из Хельсинки в Ригу на пароме Silja Europa

Иногда паромные компании на пару дней снимают с обычной линии какой-нибудь свой паром, чтобы выполнить нетиповой мини-круиз. Компания Tallink уже несколько лет подряд делает летние круизы Хельсинки – остров Готланд – Хельсинки, используя для этого паром с линии Хельсинки – Таллинн. А теперь появился еще один круиз – из Хельсинки в Ригу. Могу ли я это пропустить?



10 июня. В Западном паромном терминале Хельсинки идет посадка на паром Silja Europa, отправляющийся в Ригу. Желающих отправиться в такое путешествие немало: во-первых, это новинка, во-вторых, сам паром довольно популярен на Балтике. Построенный в 1993 году, Silja Europa был на тот момент самым большим пассажирским паромом в мире. Долгое время он обслуживал линии Хельсинки – Стокгольм и Турку – Стокгольм, а затем – Таллинн – Хельсинки. Когда в 2014 году «Европу» отдали в аренду под плавгостиницу в Австралию и одновременно выставили на продажу, многие мысленно попрощались с популярным, но уже не новым балтийским паромом. Однако в 2016 году судно вернулось на свою прежнюю линию Хельсинки – Таллинн, где продолжает успешно работать и сейчас.



Западный порт Хельсинки расположен чуть в стороне от центра города. Сюда приходит большинство паромов из Таллинна, а также паром «Принцесса Анастасия» из Санкт-Петербурга. «Принцессу» можно отличить издали по яркой раскраске.



В 17.00 выходим из порта.





В этом районе Финского залива очень оживленно, в основном за счет автомобильно-пассажирских паромов. Вот вышел из Хельсинки и направился в Стокгольм паром Silja Serenade – первое в мире судно с многоэтажной улицей-променадом. Сейчас таким променадом уже мало кого удивишь, но в 1990 году это была революция.



А вот и скоростной паром Star. Он обслуживает линию Таллинн – Хельсинки, пересекая залив всего за два часа и развивая скорость до 27.5 узлов (50 км/ч).





Параллельным курсом к нам пристроился паром Finnstar, обслуживающий дальнюю линию Хельсинки – Травемюнде.



Жизнь на борту быстро входит в привычную круизно-паромную колею. Круизную – потому что судно делает не линейный рейс, а «плавание ради плавания». Паромную – потому что все-таки «Европа» – это в первую очередь паром. Он рассчитан на то, что пассажир проведет на борту совсем немного времени, но при этом оставит какую-то сумму в барах, ресторанах, кафе, казино, магазинах.

.

Парому 25 лет, но лифты в его атриуме все равно впечатляют, не правда ли?



После возвращения из Австралии Silja Europa прошел реновацию. На смену эклектично-европейскому стилю внутренних помещений пришел более спокойный скандинавский. Если четыре года назад паром казался несколько потрепанным жизнью, то сейчас его помещения выглядят совсем новыми.

























За вечер и ночь мы прошли остаток Финского залива, обогнули с запада эстонские острова Сааремаа и Хийумаа, пересекли Рижский залив, и в десять часов утра, приняв лоцмана, вошли в реку Даугаву (Западную Двину). Началась 20-километровая речная часть плавания на огромном морском пароме.



Даугаву в нижнем течении живописной рекой не назовешь. Фактически все плавание проходит по территории рижского порта, расположенного на правом берегу.





Зато на левом берегу можно наблюдать пригородные сельские пейзажи.



Высотные здания по курсу – это уже Рига. Паромы и круизные суда швартуются совсем близко к центру. От Старого города пассажирские причалы отделяет Вантовый мост.



В пассажирском порту уже стоит паром Isabelle, пришедший незадолго до нас из Стокгольма. Когда-то этот паром принадлежал компании Viking Line и работал на линии Турку – Стокгольм. Несколько лет назад паром продали ближайшему конкуренту, компании Tallink. Бывает и такое.



Место у пассажирского терминала только одно (ведь обычно в Ригу приходит только один паром в день – из Стокгольма). «Европа» швартуется у соседнего причала, не оборудованного телетрапом. Пассажиры выходят на берег через автомобильную палубу, на которой, кстати, и в этом рейсе стоят автомобили: желающие могут использовать эту палубу как место парковки для своих машин на время круиза.





Если я не ошибаюсь, в прошлый раз Silja Europa заходил в Ригу десять лет назад, в рамках рождественского круиза из Турку. А год спустя паром приходил на ремонт на Рижский судоремонтный завод. Что и говорить, «Европа» – очень редкий гость в этих краях.







Время стоянки парома можно провести в Риге, а можно отправиться в соседнюю Юрмалу, для чего компания предоставляет специальный автобус.

На Рижском взморье пасмурно. За три-четыре часа всей Юрмалы, конечно, не увидишь, но прогуляться по ее уютным улицам, перекусить в одном из многочисленных ресторанчиков, а потом поразмышлять о своем на морском берегу возможно вполне.



















К пяти часам вечера автобус доставляет нас обратно на паром. Скоро отправление.

Любуюсь красавицей «Европой». Двадцать лет назад я впервые ступил на борт этого парома, и совершил на нем ночной переход из Турку в Стокгольм. Тогда паром ошеломил меня своими размерами. После этого никогда у меня в жизни не было такого мощного впечатления ни от одного увиденного судна, а я за эти годы видел их очень много.



Отданы швартовы. Делаем оборот на узкой Даугаве, и следуем вниз, в сторону моря.















После выхода из Даугавы в Рижский залив высаживаем лоцмана. Пассажиры с интересом наблюдают за этой процедурой. Лоцман на пароме – явление редкое, ведь паромы обычно годами работают на одних и тех же линиях. Но сегодня – случай особый: разовый заход «Европы» в Ригу.









Третий день путешествия. Прекрасное солнечное утро. Медленно двигаемся в сторону Хельсинки.







При подходе к финской столице нас обгоняет паром Megastar, следующий скоростным рейсом из Таллинна.



Заходим в Западный порт. Там, кроме только что ошвартовавшегося Megastar, стоят круизные теплоходы MSC Orchestra и AIDAdiva, совершающие круизы по Балтийскому морю с заходом в Санкт-Петербург.







Наш небольшой круиз закончен. Теперь «Европа» вернется на свою обычную линию Хельсинки – Таллинн, но, надеюсь, будет иногда радовать нас и такими необычными рейсами.

Забавно :)

Тоже лет пятнадцать назад Европа была тем еще впечатлением ... Помню, торопились при отходе из Стокгольма купить билеты чтобы попасть на последний сеанс в сауну ...

И каким же было удивлением, когда Силья, которая казалась такой большой и незыблемой, продалась "какому-то" Таллинку ...

Кстати, у Сильи одно время была "дочка" SeaWind, грузовые паромы с железнодорожной платформой, мы на таком ходили Турку-Стокгольм и обратно, было бюджетненько (и даже сауна бесплатная:), но это уже был чисто грузовой паром для дальнобоев и автомобилистов без особых запросов. А еще мы в Турку впечатлились как с них сгоняют новенькие машинки ...
Я вот не успел прокатиться на пароме Seawind, пока его не сделали полностью грузовым. Но бывал в рейсах Finnlines - там тоже паромы довольно простые, для дальнобойщиков, и мне такие паромы очень нравятся.
А я вот на Финнлайне ни разу еще не был, как-то не складывается ... Видел только фоторепортажи о поездке на них ...