Воспоминания о "Чапаеве"

Я не был на борту «Василия Чапаева» уже два года. «Надо навестить нашего первенца», – подумал я, и 7 мая приехал в Советск, где подсел на борт на два дня, до Кирова.



«Василий Чапаев» в этот момент выполнял традиционный майский круиз по Вятке. Несколько лет назад мы начали заходить с туристами на Вятку, что долгое время до нас никто не делал. Когда-то, в советское время, по этой реке ходили однопалубные каютные суда, а потом три десятилетия ничего не ходило. И вот мы взялись за организацию вятских круизов, и каждый год делали все более и более продолжительные рейсы, пока не начали ходить до Кирова.



Многие считают, что каждый круиз на Вятку – это непрерывная борьба с коварной рекой за то, чтобы подняться чуть выше, и иногда это получается, а иногда нет. После каждого рейса только и слышишь: «О, ну в этот раз им удалось дойти до Кирова. Это с какой же попытки?»

На самом деле все круизы по Вятке «Чапаев» всегда выполнял по запланированному маршруту и строго по расписанию. Никакой борьбы со стихией за «еще пару километров вверх». Маршрут, расписание, экскурсионная программа, и никаких чудес.

Единственное, в 2012 году теплоход вообще не пошел на Вятку, а остался ремонтироваться в затоне: ремонт тогда сильно затянулся. Такой досадный случай действительно был. А такого, чтобы выйти в рейс и не дойти до запланированного места, не было.



Часто спрашивают: «Хватает ли воды?». Воды нам хватает: обычно мы идем в пик половодья, когда глубины на Вятке более чем достаточные. Это потом, в июле, реку можно будет переходить вброд. А вот слишком высокая вода нам ни к чему: в этом случае теплоходу будет не пройти под мостом в Вятских полянах. К счастью, пока такого не случалось.



Находясь на палубе «Чапаева», с удивлением ловишь себя на мысли, что это тот самый теплоход, с которого пятнадцать лет назад и началась наша круизная компания. Нет, не может такого быть. Хотя ведь и правда: того «Чапаева» уже не существует. Нет ни тех интерьеров, ни тех людей, которые тогда на нем работали. Да и компания наша стала совсем другой. Мне говорят: напишите историю «Инфофлота». А я думаю: зачем это нужно, ведь тот «Инфофлот», который есть сейчас, гораздо лучше прежнего.



С 2004 по 2009 год мы арендовали «Чапаева» с экипажем в Бельском (Башкирском) речном пароходстве. С 2010 года мы получили теплоход в бербоут-чартер, и вместе с этим права судовладельца. Мы перебазировали «Чапаева» из Уфы под Нижний Новгород, набрали свой экипаж, сделали судну большой ремонт и полную замену всей отделки и мебели. Именно тогда старого «Чапаева» не стало. А с 2017 года теплоход находится у нас в собственности.

Но если все-таки вспомнить что-то из истории…

2004 год. Мы с Александром Сахаровым приехали в Уфу заключать с Бельским речным пароходством договор на аренду теплохода «Василий Чапаев» с экипажем. Нам хотелось делать круизы, но нас никто на реке не знал, и никто не торопился предлагать нам пароход. Бельское пароходство согласилось, но только на один год и на немыслимых условиях полной предоплаты. Мы написали расписки на огромные по тем временам суммы, получили деньги в долг, и поехали в пароходство.

Надо сказать, что наше сотрудничество с Бельским пароходством потом продолжалось много лет, и было в основном очень позитивным. С коллективом пассажирского отдела во главе с замечательной Ольгой Михайловной Сущенко мы по-настоящему подружились. Но первый встреченный нами сотрудник пароходства принял нас несколько своеобразно.

Первым встреченным сотрудником был капитан пассажирского теплохода К., который видел нас впервые в жизни. «А, сволочи приехали», – сказал он.

Капитан К. отработал предыдущую навигацию в аренде у одной московской компании, вдрызг разругался с ее владельцем, и теперь считал всех без исключения арендаторов сволочами.

Идея послать капитана К. по месту его назначения казалась логичной, но для начала сотрудничества с пароходством не оптимальной. Поэтому решили так: если капитан «Чапаева» после навигации скажет, что ему с нами работалось хорошо, то с капитана К. – хороший коньяк. Капитан К. согласился. Коньяка мы от него так и не дождались, хотя капитан «Чапаева» Рафаэль Радикович потом не раз подтвердил при нем, что работаем мы отлично.

Когда капитан К. ушел из пароходства, он пошел работать на теплоход к тому самому бывшему арендатору, с которым они когда-то так разругались.


Кстати, директор круиза Павел Ходырев и его помощник Иван Грянкин - единственные люди на борту, которые работали и на старом "Чапаеве". Павел пришел в нашу компанию в 2006 году, Иван - годом позже.



Место стоянки теплохода в конечном пункте круиза – не сам Киров, а его пригород, Гирсово. Оттуда до Кирова примерно 20 километров. Причины, почему мы не стоим в Кирове, две: во-первых, там нет места для стоянки у берега такого теплохода, а, во-вторых, уровень воды в реке не всегда позволяет проходить Гирсовский мост.

Когда год назад я просматривал готовые технические расписания, то сделал пометку на расписании этого вятского рейса: «Возможна стоянка на рейде в Кирове. Салют в честь дня Победы с борта теплохода». Это означало: «Если уровень воды будет не слишком высоким, и мы сможем пройти под Гирсовским мостом, то в качестве сюрприза для туристов «Чапаев» вечером 9 мая поднимется до Кирова, туристы посмотрят салют (но надо узнать, будет ли он виден), и утром вернется в Гирсово».

Однако каким-то образом, провернувшись через наши сложные бюрократические жернова, моя пометка попала в официальную программу круиза и была благополучно опубликована на сайте: «Стоянка на рейде в Кирове. Салют в честь дня Победы». А увидел я это лишь когда теплоход уже отправился в рейс. И, как назло, вода в Вятке никак не хотела падать, и шансов попасть в Киров, миновав Гирсовский мост, было немного. Получалось, что мы дали людям неверную информацию.

Ну уж нет, подумал я. Тогда надо идти.

А как идти, если уровень воды не позволяет пройти под мост? Ну, во-первых, надо демонтировать с рубки все антенны. Эта операция делалась на Вятке и раньше, и особой сложности не представляла, правда, доставляла неудобство пассажирам: прекращался прием спутниковых телевизионных каналов. Но этого было недостаточно.



Что если снять с рубки леерные ограждения? Тогда высоты над рубкой должно хватить, но…



Но в этом случае надо срезать и верхнюю часть фальштрубы, и что-то придумывать с возвышающимися над ней патрубками. Как же быть?..



А в 2005 году, во вторую навигацию нашей работы с «Чапаевым», таких задач не стояло: Вятки не было и в планах. Зато мы замахнулись на долгий 19-дневный круиз по маршруту Москва – Пермь – Уфа – Москва.

Я, конечно, хотел убедиться, что рейс проходит хорошо, и приехал примерно к его середине, в Уфу, чтобы пройти до Чистополя, пообщаться с туристами и учесть какие-то мелочи на будущее. Я надел костюм белого цвета и темные очки, и прилетел в Уфу. Но дело в том, что в тот далекий 2005-й год экипаж на теплоходе был не наш; директор круиза наш, но старавшийся ничего не докладывать в офис, а службы контроля качества, куда сегодня может написать каждый турист, у нас еще не было. То есть мы довольно смутно представляли, что происходило на борту в первой половине рейса.

А там, во-первых, происходило постоянное отставание от расписания. Во-вторых, там случился отказ рулевого управления со втыканием судна носом в берег. И там была осуществлена совершенно феерическая швартовка в Чайковском.

Вероятно, первый помощник механика был с бодуна, но при команде машинам «Самый малый» он запустил их сначала на «Полный назад», потом на «Полный вперед», а на последующие команды не реагировал. Туристы как раз собрались на палубе, готовые выходить на причал и ехать на экскурсию, и могли наблюдать необычную картину. Теплоход, уже почти стоявший у причала, дав задний ход, втыкается кормой в песчаный берег бухты. Потом, дав передний ход, проскакивает причал и врезается носом в противоположный берег бухты. Потом уже кое-как швартуется. Прибежавший в рубку капитан, говорят, поколотил второго штурмана тем, что попалось под руку, а под руку попался здоровенный табурет.

Еще одной особенностью рейса в Уфу оказалось резкое ухудшение питания туристов. Мы тогда работали так: сотрудников ресторана предоставляло нам пароходство, но мы осуществляли закупки продуктов. А поскольку мы были совсем неопытными, то сотрудники ресторана особенно с нами не церемонились и регулярно выгружали часть продуктов на берег, нарушая неписанный закон «если злоупотребляешь, не наглей».

Они наглели: туристы чувствовали, что на них экономят. Но туристам говорили: «Эта фирма очень жадная, на всем экономит, а мы тут выкручиваемся как можем». А нам говорили: «Ребята, вы такие хорошие, мы так счастливы, что с вами работаем…» Конечно, они были счастливы. А люди выходили с борта, преисполненные нелюбви к «жадной фирме» и благодарности к труженикам ресторана. Все усугублялось, когда теплоход шел в Уфу, ведь где еще выгружать продукты, если не там? Как мы узнали потом, продукты вывозили, не скрываясь, «Газелями».

Так что, ко всему сказанному, в том рейсе еще и ухудшилось питание. И тут я приехал на теплоход. В новом белоснежном костюме и темных очках.

Когда мы отошли от Уфы, мне показалось, что на борту все отлично, и я отправил смску в офис: «На борту все отлично». Больше я никогда так не делал, поскольку после этого у теплохода снова отказало рулевое устройство, и он воткнулся в берег. Уже не уверенные в благополучном окончании рейса туристы поднялись в рубку, где старший помощник капитана с присущим ему юмором сообщил, что это был такой особый запланированный маневр.

Вот тут-то и начался бунт. Капитан с директором круиза объявили общее собрание туристов, но сказали мне об этом только когда люди уже собрались в зале. Я только и успел подумать: «Черт побери, почему они не догадались подключить микрофон? Мы же их не перекричим». Сначала выступал капитан, потом пришел на помощь я в белом костюме – прямо вылитый капиталист, только что сколотивший свое состояние на туристах именно этого рейса. Мне высказали все, что про нас думают. Хотя я-то понимал, что вопросы технического состояния судна, действий отдельных членов экипажа, и даже питания нами решаться не могут. Но не валить же все на пароходство? Да и люди покупали путевки в нашей компании.

В общем, оставшиеся два дня я, как и планировал, провел время в беседах на палубах. Ситуация несколько разрядилась. Меня за мой белый костюм почти ласково называли на борту «нашим олигархом». Потом, кстати, некоторые из туристов того рейса стали нашими постоянными клиентами и мы с ними подружились.

А я тогда задумался о том, что мы хотим сами осуществлять полный цикл работ – от технического обслуживания и эксплуатации судна до обслуживания туристов на борту. Тогда качество будет зависеть только от нас. И через несколько лет мы действительно к этому пришли.


Это, напомню, было в 2005 году. А если вернуться в 2018-й, на Вятку, то по левому борту уже видно Гирсово.



А впереди – тот самый мост. Вода чуть упала; если даже не демонтировать леера на рубке и часть фальштрубы, то мы уже проходим… но на грани. Путейцы идти не запрещают, но и не советуют. Это и понятно: случись что, да если еще и не дай бог с повреждением моста… об этом лучше не думать. Да и мы очень не хотим их подводить.



Но решение принято. На всякий случай попросили туристов не подходить близко к рубке. Убавили ход, чтобы, если что, успеть отработать назад. И пошли.



Ух ты, с каким запасом проходим! Пожалуй, что целый метр. Это гораздо больше, чем мы рассчитывали. Все-таки с высотой моста в официальной сводке путейцы чуть перестраховались… да и правильно сделали.





Мост позади. Теперь полный вперед. В Киров.



До Кирова около двух часов хода – мешает сильное встречное течение. Приходим в Киров засветло, перед ужином, и встаем на рейд. 700-километровый маршрут от устья Вятки до Кирова пройден.



Фото на память: второй штурман Леонид Галкин, в чью вахту мы совершили переход Гирсово – Киров, капитан «Чапаева» Юрий Машарипов, капитан сопровождающего путейского теплохода «Морянка» Николай Михеев и Ваш покорный слуга.





Вечер был наполнен разными приятными делами: капитанский ужин с искренними аплодисментами гостей; концерт, посвященный Дню Победы, и, наконец, вручение капитану картины с «Василием Чапаевым» и «Морянкой» на Вятке. Эту картину наши туристы, скинувшись, приобрели в подарок теплоходу в Советске. Я узнал об этом накануне от знакомых туристов, и мне стало страшно неудобно: я предложил оплатить картину, или по крайней мере скинуться вместе с остальными. И в том и в другом мне было вежливо отказано. :)

Получение от речных путешественников картины было очень приятным и трогательным моментом и для меня, и для капитана, и для дирекции круиза. Я сразу узнал место: излучина Вятки в районе пансионата «Наследие», куда «Чапаев» в прошлые годы пару раз подходил. Капитан вместе с директором круиза Павлом Ходыревом тут же нашли удачное место для этой картины в холле, прямо напротив стойки информации.



В 21.00 все собрались на палубе посмотреть фейерверк. Виден он был неважно, поскольку запускался с Театральной площади, и был загорожен высокими домами.



На ночь мы остались на рейде в Кирове.



А наутро уже стояли в Гирсово. Путешественники поедут отсюда на экскурсию в Киров, а я – на вокзал и в Нижний Новгород.



Когда в 2010 году мы делали реконструкцию «Чапаева», мы полностью поменяли его интерьеры, оснастили каюты кондиционерами, холодильниками, телефонами, спутниковым телевидением. Но пошли на компромисс – сохранили существовавшую схему кают, часть которых как была, так и осталась без санузлов, а только с умывальниками. Уже тогда было понятно, что это временное решение. Сейчас мы подошли к необходимости еще одной реконструкции теплохода: судно должно стать более комфортабельным.

Если бы мы не думали об экономике работы судна и компании в целом, то я бы, пожалуй, настоял на следующем варианте (только не ругайте меня сильно). Весь второй ярус надстройки, то есть средняя палуба, разбирается – конструкция надстройки позволяет это сделать. Затем средняя палуба строится заново, с новой сеткой кают. Все каюты делаются с балконами. Рубка оборудуется на месте носового салона. В корме делается бар-ресторан с выходом на кормовую площадку. Верхняя (солнечная) палуба, ставшая большой площадкой с круговым обзором, оборудуется разборным тентом.

В этом случае мы получим комфортабельное судно с низким надводным габаритом, которое может ходить через центр Москвы, а потенциально – по обводным Онежским и Ладожским каналам и реке Волхов до Великого Новгорода.

Но это вряд ли будет реализовано, по крайней мере сейчас. Скорее всего, мы сделаем иначе: в течение одного-двух лет реконструируем те каюты, которые остаются «без удобств». На их месте появятся новые, просторные и хорошо оборудованные каюты. Конечно, неизбежно снизится вместимость судна, а это может повлиять на его экономическую эффективность. Но сохранение в XXI веке кают без санузлов представляется мне неприемлемым.

Так что работы по «Чапаеву» предстоит много. И хотя этот теплоход в последнее время оттенили другие наши суда, отношение к нему и у нас, и у многих речных путешественников особое – все-таки первенец компании, уютное судно с уютной атмосферой. Впереди у него – много интересных круизов!



Подборка моих постов про круизы по Вятке
Можно было бы сохранить каюты середины главной палубы в варианте Б2/2э. Как ни крути, комфортабельных кают там не сделать. Из-за вибрации и шума.
Добрый вечер, Эдуард! С этими каютами - самый большой вопрос. Но оставлять такие маленькие каюты как есть не хотелось бы.
Может, сделать там бар вдоль борта, а-ля Ремикс?(на некоторых трехдеках тоже есть бар на ГП, рядом с рестораном). А существующему бару можно было бы вернуть первоначальную функцию ресторана и отказаться от вторых смен питания.
P.S. За материал огромное спасибо от нас, речных туристов.

Edited at 2018-06-18 05:00 am (UTC)
Спасибо, Эдуард! Бару в кормовой части средней палубы в этом году вернули функцию ресторана (но и баром он остался), поэтому теперь наконец питание на "Чапаеве" в одну смену. :)
Тоже очень приятная новость!
Только смущает один момент. На сколько помню, там столики низковаты.

Когда-то давно, на тх Комарно, после Нижнего заходили в затон ППК, прямо во время рейса и тогда то же выгружали продукты в Газель, пассажирам объясняли, что это просрочка)))  Мое знакомство с Инфофлотом началось с Папанова, когда еще существовал верхний ресторан, питание тогда уже было великолепным!!!

Сейчас мы подошли к необходимости еще одной реконструкции теплохода...

Ого! Очень неожиданная (как минимум - для меня) и очень-очень приятная новость!!!

Edited at 2018-06-18 03:46 pm (UTC)
> только не ругайте меня сильно
Что вы, помечтать всегда заманчиво :)
Но с большой площадкой наверху тоже будет много вопросов. Это и погода - настройка экранирует ветер, и дым (при МО в центре вынести трубы на корму, наверное, непросто). На Гашкове, например, это стало некоторой проблемой.
Я бы ещё тогда сделал в центре стеклянные стены, как на морских судах, и стойку с кофе между ними :)
Да, там конечно в таком случае придется переносить трубу и ставить ветроотбойники.
(Anonymous)
Здравствуйте Александр!Был недавно в круизе по Беларуси на Белой Русе.Очень здорово!Молодцы беларусы!А почему в великой и могучей Расеи никто не могЁтсделать подобный теплоход с осадкой 60-80 см.,что бы ходить по Оке,Суре,Ветлуге и др.?
Добрый день! Кто-нибудь когда-нибудь сделает, может быть и мы (когда возникнет душевная потребность). :).
(Anonymous)
Вот было бы здорово!!!!Ускорьтесь плиз!!!
(Anonymous)
Александр Сергеевич, вы написали такой душевный пост про Юлаева!
Что же вы его не купили? :)
Именно его надо было бы радикально модернизировать с переносом рубки на среднюю палубу!
Мне кажется, востребованность настоящих кругосветок значительно выше, чем нынешних почти кругосветок, прежде всего из-за того, что люди из НН, Казани и ТД смогут начинать и заканчивать круиз в своем городе.
Но круизные предприниматели, включая Соснина, так не думают ...
О Чапаеве. Два его сентябрьских круиза - кругосветка и ЮРВ-НН - продаются лучше, чем его августовские рейсы!
Почему бы сентябрь 2019года не заполнить 12-13 дневными кругосветками, продавая и половинки до/после НН и Казани?
Да там скорее душевно про людей, чем про "Юлаева". Я вообще не поклонник таких судов демократически-среднего класса. Хочется все внутри снести и построить заново. :)

Два теплохода 305 проекта будет уже слишком. :) Одного хватает с лихвой. О реконструкции "Чапаева" с переносом рубки давно думаем. Но, во-первых, ухудшится комфортабельность судна (исчезнет носовой салон - одно из главных общественных помещений судна). Во-вторых, непрерывная навигация по Оке не гарантируется, поэтому планировать циклическое движение по кольцу нецелесообразно.