Четырехпалубный теплоход на Волхове

Если бы три года назад мне сказали, что четырехпалубные теплоходы станут заходить в реку Волхов, да еще и подниматься по ней двадцать километров до Старой Ладоги, я бы не поверил. Во-первых, зайти в Волхов мешали малые глубины в устье. Во-вторых, подняться до Старой Ладоги не давал низкий автодорожный мост. В общем, еще недавно это казалось фантастикой. Но после строительства нового моста, проведения дноуглубительных работ и появления пассажирского причала в Старую Ладогу действительно стали заходить трех- и четырехпалубные теплоходы.



Строительство пассажирского причала в Старой Ладоге было закончено в ноябре прошлого года. Его осуществила компания «Конт» при организационной поддержке Правительства Ленинградской области. Причал принимает теплоходы с туристами с мая этого года. Из наших теплоходов первым в Старую Ладогу зашел трехпалубный «Карл Маркс» (10 июня), а на следующий день – четырехпалубный «Лунная Соната».

Чтобы посмотреть на новую стоянку в действии, 24 июня я сел на «Лунную Сонату» в Петербурге, и отправился на ней в Старую Ладогу. На следующий день мы стояли на Валааме. Выйдя откуда вечером, взяли курс на юг, на устье Волхова. За ночь «Соната» пересекла Ладожское озеро, и около пяти утра мы уже были у Волховского приемного буя. Кстати, именно озерный участок перед заходом в Волхов представляет основную сложность для судоводителей из-за узости судового хода. Посмотрите на эту фотографию:



Судно должно пройти между красным и белым буем, а расстояние между ними – всего тридцать метров (ширина нашего теплохода – шестнадцать с половиной). При сильном ветре, на открытом участке, сделать это довольно непросто.



В самом устье Волхова стоит город Новая Ладога. Одним из первоначальных вариантов было построить причал здесь. Но в таком случае речных туристов пришлось бы везти отсюда в Старую Ладогу двадцать километров на автобусах, и, кроме того, они были бы лишены собственно круиза по Волхову.



Направо уходит Новоладожский канал. По этому каналу небольшие суда могут попасть в Неву (а в другую сторону – в Свирь) в обход сурового Ладожского озера. Если немного увеличить габаритную ширину судового хода, то по каналу смогут ходить двухпалубные теплоходы 305 проекта, путь которым в озера закрыт. Тогда, при условии уменьшения высотного габарита этих судов, им будут доступны маршруты с Волги в Великий Новгород и Санкт-Петербург. Мы рассматриваем такой вариант для нашего теплохода «Василий Чапаев», но без увеличения ширины судового хода на обводных каналах осуществить его, к сожалению, невозможно. Надеюсь, это только пока.



В рубке находятся старший по вахте – второй штурман Александр Соболев (в центре), с ним рулевой, а также, учитывая сложность участка, и капитан Алексей Анатольевич Быков.



Впереди автодорожный мост. Это новый мост, построенный два года назад вместо старого, высота которого не позволяла проходить таким судам, как наше.





Идем под мост. Запас над рубкой небольшой, но допустимый. Теоретически вода в Волхове может подняться до уровня, при котором подобные «Сонате» теплоходы не смогут проходить под мостом. Но в эту навигацию такой ситуации не было.





Еще пара поворотов, и на левом берегу (справа по ходу теплохода) покажется Старая Ладога.







Село начинается с церкви Рождества Иоанна Предтечи, стоящей на высоком холме.





Отсюда уже открывается вид на Староладожскую крепость.





Древняя Ладога возникла задолго до образования русского государства. Считается, что именно здесь находилась столица изначальной Руси при Рюрике. До наших дней здесь сохранились интересные памятники архитектуры. Во-первых, это старинная Георгиевская церковь XII века. Во-вторых, Староладожская крепость того же времени (в течение веков неоднократно перестроенная). Кроме того, на берегу Волхова стоят два монастыря – Успенский и Никольский, рядом с которым и расположен причал, к которому мы швартуемся.







Итак, вопреки мнению скептиков: вот он, четырехпалубный теплоход в Старой Ладоге. Причем это тот редкий случай, когда среди скептиков был и я.



Основная экскурсия в Старой Ладоге – это Староладожская крепость и древняя Георгиевская церковь на ее территории. Монастыри находятся рядом, их можно посетить самостоятельно. А для желающих организуются еще две экскурсии на выбор: в Тихвин с посещением Успенского монастыря и в Волхов с посещением музея предприятия «ФосАгро-Метахим» и дома-музея Г.О. Графтио. Экскурсия в Волхов – для тех, кто не хочет перегружать свой круиз исторически-религиозной тематикой, а таких путешественников с каждым годом становится все больше.

Во всех этих местах, кроме музея «ФосАгро-Метахим», я уже бывал не по одному разу, но мне было интересно посмотреть на одну из программ «глазами туриста». Выбрал Волхов. Эта экскурсия длится около пяти часов. Нам достались два микрооавтобуса и чудесные экскурсоводы. Помимо осмотра обоих объектов, мы проехались по уютным улицам Волхова и увидели Волховскую ГЭС. Эта одна из старейших действующих ГЭС в России. Она вступила в строй в 1927 году.



Рядом с ГЭС в качестве памятника установлено рабочее колесо одного из агрегатов. Когда-то оно приводилось в движение водами Волхова.





Предприятие «ФосАгро-Метахим» производит триполифосфат натрия, серную кислоту и минеральные удобрения. Музей предприятия на удивление современный, интересный и состоящий как из «стендовой», так и из интерактивной части, где, например, можно самостоятельно смоделировать различные химические реакции.




Территория рядом с музеем «ФосАгро-Метахим»

Интересно побывать и в доме-музее Генриха Графтио, руководившего строительством Волховской, а позднее Свирской ГЭС. Помимо рабочего кабинета Генриха Осиповича, в доме сохранились некоторые характерные для того времени деревянные интерьеры. Музейная экспозиция рассказывает не только о жизни выдающегося инженера, но и об истории города Волхова.





О Староладожской крепости написано много, я не буду повторяться. А лучше всего там хоть раз побывать. Кстати, для всех речных туристов действует свободный вход во все музеи Старой Ладоги в течение дня.






Наши замечательные экскурсоводы в гостях на «Лунной Сонате»

19.30. «Лунная соната» отправляется в рейс. Прежде чем уехать обратно в Петербург, я наблюдаю процесс разворота огромного теплохода на узкой реке.



Красивое это зрелище – отход теплохода с оборотом в сторону причала. Корма пошла делать оборот, нос стоит на месте…







В какой-то момент судно встает практически поперек реки. Как-то мы с капитанами шутили, что во время стоянки в Старой Ладоге теплоход может подрабатывать мостом через Волхов, просто поворачиваясь на 90 градусов.





Ну вот и все. «Соната» начала движение вниз по Волхову. Рыбаки спрашивают меня, не может ли теплоход во время стоянки не шуметь, а то у них в дни заходов круизных судов нет никакого клева.



Дальнейшее движение нашей красавицы я заснял с двух точек ниже по течению. Это возможно, конечно, только когда ты перемещаешься на автомобиле или мотоцикле.









Теплоход на Волхове – завораживающее зрелище…





Что могу сказать? Заход в Волхов и стоянка в Старой Ладоге – это настоящее украшение любого круизного маршрута. Всем желаю побывать в таком круизе.
Необыкновенно красиво! Разворот выглядит фантастично, вы совершенно правы. Про проход между буями и под мостом и говорить нечего — для этого, как я понимаю, нужны и квалификация, и опыт. Удачи вашим круизам! В обрамлении пышной зелени, на гладкой маслянисто-тяжёлой воде четырёхпалубный ваш теплоход выглядит роскошно. Очень красиво!
В далеком 2010 году я была в Старой Ладоге не теплоходе Н.Г.Славянов (Ныни Сергей образцов)
спасибо за небольшой фоторассказ
Спасибо, Ксения! Да, это был единственный случай, когда 305 проект с пассажирами вышел в озера.
(Anonymous)
Фото не видно :(
Спасибо, Ольга, очень интересно. Отправлю коллегам для ознакомления.
И вам спасибо за информативные посты. Всегда интересно заглянуть "за кулисы" )
Сходили с вами в 6-9 июля на Валаам-Старая Ладога. Классно, спасибо!
И, да, швартовка, на носу стоит паренек - перед ним марки "ватник", перчатки, каска - на нем только "ватник". Вспомнил свою первую швартовку 971го проекта - не важно привяжем или нет - главное чтобы все по уставу. Даже ватник поверх шинели =)
Подскажите, почему не выполняется разворот выше по течению Волхова?
Судоводители просто не видят смысл подниматься вверх, когда для разворота вполне хватает места напротив причала.