asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Полеты на исторических самолетах Ли-2 и По-2

Пожалуй, есть два типа самолета, без которых совершенно невозможно представить историю советской авиации. Это Ли-2, составлявший основу гражданского флота СССР в 1940-50-е годы. И это По-2, он же У-2, он же «Кукурузник» – легкий биплан, один из самых массовых самолетов в мире, активно эксплуатировавшийся в 1930-50-е годы.



Казалось бы, эти самолеты давно ушли в прошлое. Но нет: последний в мире летающий Ли-2, как и один из последних летающих По-2, сохранились в Венгрии. Более того, желающие могут совершить на них полет. Но обо всем по порядку.

В 1937 году в городке Будаёрш неподалеку от Будапешта был открыт первый в Венгрии международный аэродром с оригинальным зданием аэровокзала, выполненным по проекту архитектора Бирбауэра Виргила. В 1950 году все полеты были перенесены в ныне действующий аэропорт Ферихедь. Тогда же о старом аэродроме забыли. Но он существует и сейчас, просто используется для полетов малой авиации. Сохранилось здание аэровокзала, в котором теперь расположены технические службы, и старинный ангар..





На аэродроме базируются самолеты малой авиации, в том числе и почти исторические экземпляры, такие как Ан-2 и Pilatus PC-6 Porter.





А помимо них, здесь есть два уникальных самолета: Ли-2 и По-2. Поднимем голову в небо. Кто сейчас пролетает над нами? Это и есть Ли-2.




Ли-2

Проект самолета был создан на базе американского DC-3, перепроектированный КБ Мясищева с переводом всех чертежей в метрическую систему и с учетом использования доступных в СССР материалов. В 1938 году в Химках началось производство пассажирского варианта самолета под маркой ПС-84. В 1942 году производство было перенесено в Ташкент, где самолет получил название Ли-2.



До момента прекращения производства в 1953 году было выпущено почти пять тысяч Ли-2. Этот самолет в 1940-50-е годы был основной машиной «Аэрофлота», а также использовался в Минобороны СССР.



Некоторое количество Ли-2 было поставлено в страны социалистического блока, в том числе в Венгрию. Сохранившийся самолет с бортовым номером HA-LIX был построен в Ташкенте в 1949 году, и летал до 1974 года – как в военной авиации, так и в качестве пассажирского в авиакомпании Malev. С 1974 по 1997 год самолет находился в музее, после чего в течение четырех лет был восстановлен до состояния летной годности авиационными энтузиастами из Goldtimer Foundation. После того, как в 2004 году в Подмосковье разбился Ли-2 с бортовым номером RA-1300K, самолет HA-LIX стал последней в мире летающей машиной этого типа.

С мая по октябрь, один-два раза в месяц, HA-LIX выполняет 15-минутные полеты для всех желающих. Для этого надо заранее записаться на полет, и приехать в назначенное время на аэродром Будаёрш..





Итак, полетели.



В салоне HA-LIX семь рядов кресел по три в ряд (два слева и одно справа от прохода). Помимо такого варианта компоновки салона Ли-2, существовал и 28-местный вариант с расположением кресел 2+2. По воспоминаниям пассажиров, летавших на Ли-2 в 1940-50-е годы, на пассажирских линиях встречались и машины с длинными металлическими скамьями вдоль бортов.









Запускаем двигатели, выруливаем на полосу, разбегаемся, взлетаем.





Под крылом – Будаёрш и окрестности.





Желающие могут заглянуть в кабину экипажа, который состоит из двух пилотов и бортинженера.









Пятнадцать минут полета проносятся словно три. Снижаемся. Глиссада проходит над большим торговым центром, пролетев над которым, самолет мягко касается полосы аэродрома Будаёрш.





Незабываемый полет окончен. Ли-2 будет отдыхать до следующих полетов, которые состоятся через месяц.









Если полет на Ли-2 я назвал незабываемым, то как охарактеризовать полет на По-2? Наверное, как что-то совершенно потрясающее.


По-2, он же У-2, он же «Кукурузник»

Этот многоцелевой биплан был создан в 1927 году под руководством Николая Поликарпова, и выпускался до 1954 года. Всего было произведено около 33 тысяч По-2. Самолет применялся как пассажирский (на 1-2 пассажиров), сельскохозяйственный (отсюда прозвище «кукурузник»), спортивный, самолет связи, военный штурмовик, легкий бомбардировщик. По-2 стал одним из главных героев многих советских фильмов, таких как «Небесный тихоход» и «В бой идут одни старики».





В Венгрии По-2 эксплуатировались с 1946 по 1968 год – в качестве пассажирских, спортивных и сельскохозяйственных самолетов. Борт HA-PAO был выпущен в Польше в 1954 году. Сегодня это единственный в Европе летающий По-2. Как и в случае с Ли-2, на этом самолете по предварительной записи желающие могут совершить полет.









Надеваю шлем, без которого в открытой кабине будет некомфортно, и забираюсь на пассажирское место.



Короткий разбег прямо по покрытому травой полю (в отличие от Ли-2, который использовал асфальтированную полосу)…



... резво взлетаем и быстро набираем высоту.



Под крылом остаются исторический аэровокзал Будаёрш и исторический Ли-2 на перроне.



Летим. Ощущение полета в открытой кабине – совсем не такое, к которому мы привыкли в обычных самолетах. Здесь все просто: вот ты, вот где-то внизу земля, а вот небо. Тебя от них ничего не отделяет. Ты будто бы сам летишь по воздуху. Потрясающе.





Можно сделать селфи через зеркало заднего вида у пилота.



Единственное, что надо учитывать – это сильный ветер. Я оставил сумку и даже фотосумку на земле, взяв с собой фотоаппарат, мобильный телефон и зачем-то паспорт. Паспорт я вовремя перепрятал из нагрудного кармана рубашки в карман брюк, иначе бы он сразу после взлета улетел. Снимать телефоном практически нереально – я попробовал, но его чуть не вырвало из рук. Так что из полезного, что можно взять с собой, остается фотоаппарат. Его надо повесить на шею, и при этом крепко держать.



Представляете? Сидишь, открытый миру на такой вот высоте, и куда-то несешься. Будто бы на ковре-самолете.



Полет у нас длительный, целых полчаса: я попросил долететь до Будапешта. Хотя полеты малой авиации над центром города запрещены, но мы направляемся в правобережный район Буда, откуда будет виден весь центр.



Справа по ходу полета – Дунай, мост Маргрит и начало одноименного острова.



Здесь мы делаем правый разворот. С самолета виден весь центр Будапешта. Интересно, а они на земле нас тоже видят?









Судоходство на Дунае оживленное. А ниже моста Маргрит на правом (ближнем к нам на фото) берегу Дуная стоят два теплохода, используемые в качестве гостиниц. Один из них – это бывший «Л.В. Собинов» Московского пароходства, именуемый теперь «Видин». О том, что он представляет собой сейчас, я как-нибудь напишу отдельно.



Хорошо видно знаменитое здание венгерского парламента на левом берегу, а на правом берегу – собор Матьяша.







Под крылом – громадные здания Королевского дворца и библиотеки.





После полета над Будапештом еще минут десять летаем над его живописными окрестностями.







Пора возвращаться. Снижаемся, снова проходим над торговым центром…





… и вот уже катимся по полю аэродрома Будаёрш.



Если в моей жизни и случался какой-то необычный, из ряда вон выходящий полет, то это, безусловно, был этот, на По-2. Рекомендую всем любителям интересных ощущений. Сказать, что мне понравилось, – это ничего не сказать.









Всем любителям авиации рекомендую выбраться в Будаёрш на полеты Ли-2 и По-2. Думаю, не пожалеете.
Tags: Венгрия, авиа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments