Полеты на исторических самолетах Ли-2 и По-2

Пожалуй, есть два типа самолета, без которых совершенно невозможно представить историю советской авиации. Это Ли-2, составлявший основу гражданского флота СССР в 1940-50-е годы. И это По-2, он же У-2, он же «Кукурузник» – легкий биплан, один из самых массовых самолетов в мире, активно эксплуатировавшийся в 1930-50-е годы.



Казалось бы, эти самолеты давно ушли в прошлое. Но нет: последний в мире летающий Ли-2, как и один из последних летающих По-2, сохранились в Венгрии. Более того, желающие могут совершить на них полет. Но обо всем по порядку.

В 1937 году в городке Будаёрш неподалеку от Будапешта был открыт первый в Венгрии международный аэродром с оригинальным зданием аэровокзала, выполненным по проекту архитектора Бирбауэра Виргила. В 1950 году все полеты были перенесены в ныне действующий аэропорт Ферихедь. Тогда же о старом аэродроме забыли. Но он существует и сейчас, просто используется для полетов малой авиации. Сохранилось здание аэровокзала, в котором теперь расположены технические службы, и старинный ангар..





На аэродроме базируются самолеты малой авиации, в том числе и почти исторические экземпляры, такие как Ан-2 и Pilatus PC-6 Porter.





А помимо них, здесь есть два уникальных самолета: Ли-2 и По-2. Поднимем голову в небо. Кто сейчас пролетает над нами? Это и есть Ли-2.




Ли-2

Проект самолета был создан на базе американского DC-3, перепроектированный КБ Мясищева с переводом всех чертежей в метрическую систему и с учетом использования доступных в СССР материалов. В 1938 году в Химках началось производство пассажирского варианта самолета под маркой ПС-84. В 1942 году производство было перенесено в Ташкент, где самолет получил название Ли-2.



До момента прекращения производства в 1953 году было выпущено почти пять тысяч Ли-2. Этот самолет в 1940-50-е годы был основной машиной «Аэрофлота», а также использовался в Минобороны СССР.



Некоторое количество Ли-2 было поставлено в страны социалистического блока, в том числе в Венгрию. Сохранившийся самолет с бортовым номером HA-LIX был построен в Ташкенте в 1949 году, и летал до 1974 года – как в военной авиации, так и в качестве пассажирского в авиакомпании Malev. С 1974 по 1997 год самолет находился в музее, после чего в течение четырех лет был восстановлен до состояния летной годности авиационными энтузиастами из Goldtimer Foundation. После того, как в 2004 году в Подмосковье разбился Ли-2 с бортовым номером RA-1300K, самолет HA-LIX стал последней в мире летающей машиной этого типа.

С мая по октябрь, один-два раза в месяц, HA-LIX выполняет 15-минутные полеты для всех желающих. Для этого надо заранее записаться на полет, и приехать в назначенное время на аэродром Будаёрш..





Итак, полетели.



В салоне HA-LIX семь рядов кресел по три в ряд (два слева и одно справа от прохода). Помимо такого варианта компоновки салона Ли-2, существовал и 28-местный вариант с расположением кресел 2+2. По воспоминаниям пассажиров, летавших на Ли-2 в 1940-50-е годы, на пассажирских линиях встречались и машины с длинными металлическими скамьями вдоль бортов.









Запускаем двигатели, выруливаем на полосу, разбегаемся, взлетаем.





Под крылом – Будаёрш и окрестности.





Желающие могут заглянуть в кабину экипажа, который состоит из двух пилотов и бортинженера.









Пятнадцать минут полета проносятся словно три. Снижаемся. Глиссада проходит над большим торговым центром, пролетев над которым, самолет мягко касается полосы аэродрома Будаёрш.





Незабываемый полет окончен. Ли-2 будет отдыхать до следующих полетов, которые состоятся через месяц.









Если полет на Ли-2 я назвал незабываемым, то как охарактеризовать полет на По-2? Наверное, как что-то совершенно потрясающее.


По-2, он же У-2, он же «Кукурузник»

Этот многоцелевой биплан был создан в 1927 году под руководством Николая Поликарпова, и выпускался до 1954 года. Всего было произведено около 33 тысяч По-2. Самолет применялся как пассажирский (на 1-2 пассажиров), сельскохозяйственный (отсюда прозвище «кукурузник»), спортивный, самолет связи, военный штурмовик, легкий бомбардировщик. По-2 стал одним из главных героев многих советских фильмов, таких как «Небесный тихоход» и «В бой идут одни старики».





В Венгрии По-2 эксплуатировались с 1946 по 1968 год – в качестве пассажирских, спортивных и сельскохозяйственных самолетов. Борт HA-PAO был выпущен в Польше в 1954 году. Сегодня это единственный в Европе летающий По-2. Как и в случае с Ли-2, на этом самолете по предварительной записи желающие могут совершить полет.









Надеваю шлем, без которого в открытой кабине будет некомфортно, и забираюсь на пассажирское место.



Короткий разбег прямо по покрытому травой полю (в отличие от Ли-2, который использовал асфальтированную полосу)…



... резво взлетаем и быстро набираем высоту.



Под крылом остаются исторический аэровокзал Будаёрш и исторический Ли-2 на перроне.



Летим. Ощущение полета в открытой кабине – совсем не такое, к которому мы привыкли в обычных самолетах. Здесь все просто: вот ты, вот где-то внизу земля, а вот небо. Тебя от них ничего не отделяет. Ты будто бы сам летишь по воздуху. Потрясающе.





Можно сделать селфи через зеркало заднего вида у пилота.



Единственное, что надо учитывать – это сильный ветер. Я оставил сумку и даже фотосумку на земле, взяв с собой фотоаппарат, мобильный телефон и зачем-то паспорт. Паспорт я вовремя перепрятал из нагрудного кармана рубашки в карман брюк, иначе бы он сразу после взлета улетел. Снимать телефоном практически нереально – я попробовал, но его чуть не вырвало из рук. Так что из полезного, что можно взять с собой, остается фотоаппарат. Его надо повесить на шею, и при этом крепко держать.



Представляете? Сидишь, открытый миру на такой вот высоте, и куда-то несешься. Будто бы на ковре-самолете.



Полет у нас длительный, целых полчаса: я попросил долететь до Будапешта. Хотя полеты малой авиации над центром города запрещены, но мы направляемся в правобережный район Буда, откуда будет виден весь центр.



Справа по ходу полета – Дунай, мост Маргрит и начало одноименного острова.



Здесь мы делаем правый разворот. С самолета виден весь центр Будапешта. Интересно, а они на земле нас тоже видят?









Судоходство на Дунае оживленное. А ниже моста Маргрит на правом (ближнем к нам на фото) берегу Дуная стоят два теплохода, используемые в качестве гостиниц. Один из них – это бывший «Л.В. Собинов» Московского пароходства, именуемый теперь «Видин». О том, что он представляет собой сейчас, я как-нибудь напишу отдельно.



Хорошо видно знаменитое здание венгерского парламента на левом берегу, а на правом берегу – собор Матьяша.







Под крылом – громадные здания Королевского дворца и библиотеки.





После полета над Будапештом еще минут десять летаем над его живописными окрестностями.







Пора возвращаться. Снижаемся, снова проходим над торговым центром…





… и вот уже катимся по полю аэродрома Будаёрш.



Если в моей жизни и случался какой-то необычный, из ряда вон выходящий полет, то это, безусловно, был этот, на По-2. Рекомендую всем любителям интересных ощущений. Сказать, что мне понравилось, – это ничего не сказать.









Всем любителям авиации рекомендую выбраться в Будаёрш на полеты Ли-2 и По-2. Думаю, не пожалеете.
Класс! Интересно, сколько они еще смогут вот так полетать.
(Anonymous)
Похоже расстояние между креслами очень приличное, не то что сейчас...