Теплоход "Лунная соната": что произошло и что мы делаем

Это не пресс-релиз и не официальная информация компании. Здесь я рассказываю о том, что произошло, потому что меня об этом многие спрашивают.

В ночь с 31 июля на 1 августа на борту теплохода «Лунная соната», находившегося в круизе по маршруту Санкт-Петербург – Валаам – Сортавала – Старая Ладога – Свирьстрой – Петрозаводск – Кижи – Мандроги – Санкт-Петербург, началась вспышка инфекции норовируса.

1 августа теплоход по расписанию прибыл в Старую Ладогу, где было принято решение во избежание дальнейших вспышек инфекции на борту прервать круиз и следовать в Санкт-Петербург.

Теплоход прибыл в Санкт-Петербург 2 августа в 16.00. Иногородние туристы были размещены в гостиницах, либо отправлены домой за счет компании. Всем участникам круиза было предложено на выбор: возврат 100% цены путевки, либо бесплатный круиз плюс 50% цены путевки.

Во время перестоя теплохода в Санкт-Петербурге была проведена полная дезинфекция помещений судна. Утилизированы все имевшиеся на борту продукты питания. Для максимального снижения риска повторных заболеваний сотрудники ресторана теплохода сняты с борта, и до 17 августа размещены в гостинице на берегу. На борту находится временный штат ресторана.

После прибытия теплохода в Санкт-Петербург Роспотребнадзором был составлен акт замечаний к судовому камбузу. Прошедшая информация о нехватке в судовом ресторане санитарных книжек не подтвердилась и в акт не вошла.

Все указанные Роспотребнадзором недостатки оперативно устранены. После анализа замечаний нами принято решение изменить систему управления работой судовых ресторанов и судовых медицинских служб компании. Также мы начинаем подготовку к внедрению на судах системы международных стандартов безопасности всего цикла пищевого производства, что потребует нового подхода к вопросу подготовки кадров.

Однако, учитывая особенности распространения норовируса, есть сомнения в том, что упомянутые недостатки стали причиной произошедшего. Сейчас необходимо понять, что послужило причиной столь быстрого распространения норовируса на борту. Пока могу сказать, что версия с водой уже исключена: анализы проб воды, заправку которой теплоход осуществил накануне рейса в Санкт-Петербурге, показали, что все ее характеристики находятся в порядке.

Дальнейшие круизы теплохода планируется выполнить по расписанию.


Что такое норовирус и как с ним бороться?

Норовирус – возбудитель заболевания желудочно-кишечного тракта. Он распространяется в основном при прямом контакте с больным или через еду, проявления начинаются обычно в течение одних-двух суток после заражения. Симптомы – рвота, диарея, температура. Вакцины против вируса на сегодня нет (точнее, она разработана, однако еще не прошла все необходимые испытания), но болезнь, как правило, самоизлечивается.

В новейшей истории, к сожалению, неоднократно возникали случаи вспышек норовирусных инфекций на круизных судах. В прошедшем году в мире было зафиксировано одиннадцать таких случаев. Наибольшее количество заболевших в истории круизов наблюдалось в 2014 году на теплоходе Explorer of the Seas, где норовирус был диагностирован у 689 человек.

Меры профилактики и препятствования распространению норовируса на круизном судне стандартны. Важнейшим фактором является немедленная изоляция заболевших туристов и членов экипажа. Со стороны туристов для снижения риска заболевания важно регулярно и тщательно мыть руки с мылом и пользоваться диспенсерами с антисептиками.

Также мы ввели на всех своих теплоходах следующие профилактические меры:

1. Диспенсеры с антисептиками еще в начале навигации установлены на всех наших теплоходах при входе в рестораны. Сейчас дополнительные диспенсеры установлены и при входе на теплоход. Но главное – специальный член экипажа теперь следит за тем, чтобы все посетители не забывали дезинфицировать руки.

2. Как временная мера, раздача блюд у линий шведского стола производится официантами.

3. Каждый час производится обработка дверных ручек, поручней и других мест, которых касаются руками много людей.

Желаю всем здоровых круизов.
В любой компании или отельной сети всегда есть внутренняя инструкция, где на добром десятке страниц перечислены меры, срочно принимаемые в случае обнаружения на борту заболевшего острым гастроэнтеритом неясной природы. Поскольку возбудитель без лабораторных исследований выявлен быть не может, то медик, исходя из симптомов и оценивая общее состояние больного, предполагает норовирус. Микробиологическую лабораторию на речном теплоходе оборудовать не представляется возможным. На морских лайнерах, возможно, такие лаборатории есть. И в любом случае анализ посева культуры занимает несколько дней, в течение которых принимаются меры по изоляции заболевших, меняется график уборки, используется отдельный инвентарь и другие санитарные средства.
Не от хорошей жизни сотрудники круизных компаний вникают в популярную медицину. Норовирус - крайне неприятная штука, с которой сложно бороться, а туристы этого не хотят понять. Хотя с их стороны меры защиты совершенно не напрягающие. Есть и системные "долгоиграющие" меры. Приведу один пример: в меню, вообще, не в связи с уже явившимся случаем, а всегда, заранее, минимизируются блюда и способы подачи, позволяющие есть без помощи приборов, руками. Нас ох как на форумах когда-то критиковали и обвиняли в мнимой экономии, когда мы целиковые фрукты заменяли на фруктовую нарезку. Цельный фрукт (банан, апельсин, яблоко) многие туристы берут с собой после обеда и потом, иногда на следующий день, едят руками. Нарезанное фруктовое ассорти едят в ресторане десертным прибором. Сухие продукты - хлеб, выпечка - в значительно меньшей степени вызывают перенос микрочастиц ороговевшего эпителия с вирусом на продукт и потом в рот.
И рыба... Я бы категорически запретил пронос на борт рыбы и других продуктов с берега. Понятно, что придется какое-то время проходить через скандалы: "Я в тут 30 лет рыбу покупаю и вы мне не указ!!!" Потому что рыбу эту, пусть даже доброкачественную, туристы потом со 100% гарантией будут разделывать и употреблять руками, аппетитно облизывая пальцы. Хотя при этом туристы не знают, что 90% рыбы на продажу делают не натуральным копчением, с умеренным использованием дыма ольховых опилок, а с помощью жидкого концентрата, растительного масла и микроволновой печи. Букет канцерогенов и раздражающих ЖКТ веществ. И рыбу горячего копчения, даже правильно просоленную и приготовленную, можно хранить в холодильнике не более суток, в не везти в подарок домой.
Всем здоровья.
Очень похоже на "перевод стрелок"...
Во всем виновата рыба, или другая еда "с берега".
Мой печальный опыт подсказывает другое. Я часто покупаю рыбу в круизах, но именно в таких круизах проблем не было! Но, в двух круизах я "подцепил" эту заразу. Рыбу в этих круизах, или другую еду на берегу не покупал!!! Первые симптомы(описаны выше Александром) проявлялись почти сразу. Подозрение (ибо доказательств нет) падает в одном случае на листья салата, в другом случае на посуду в ресторане.
Судя по вашему посту вы боритесь не с норовирусом, а с конкурентами баров и ресторанов т/х вашей компании...
Уважаемый Александр Сергеевич! Хочу пожелать Вам и всему коллективу компании "Созвездие Инфофлота" стойкости, терпения, хорошего настроения. Буду надеяться на благополучный исход всего этого процесса. Уверен, что коллектив теплохода "Лунная соната" тут абсолютно ни причём. Пожалуйста, если будет возможность, сообщите, что с директором ресторана Еленой Вячеславовной. Знаю, что её отстранили от работы.
Спасибо, Леонид! За Елену Вячеславовну внесен залог до суда. На мой взгляд, ее задержание и перевод ее в статус подозреваемой по уголовной статье абсолютно неадекватны.
Очень неприятная ситуация. Я хоть и не хожу больше в круизы с "Инфофлотом", но хочется пожелать компании в будущем неповторения подобных происшествий.
(Anonymous)
Вы же только недавно ходили на "Солнечном городе"...
(Anonymous)
Здравствуйте! Планируется ли в будущем проведение экскурсий на кухню для пассажиров хотябы на судах "Созвездия", аналогично экскурсиям на круизных лайнерах?
Добрый день! Мы об этом думали, но вопрос в допуске на камбуз посетителей без санитарных книжек. Возможно, сделаем видеоэкскурсии.
Подобные случаи были не только с т/х ИФ. Но все, известные мне, случаи заражения норовирусом, были в круизах по северо-западу. Может это как то связано с "ареалом" этой заразы?
"Ареал" один-соблюдение личной гигиены. Мыть руки после посещения общественных мест и перед едой. И следить за собой в плане здоровья. Теплоход-это замкнутое пространство, и ответственность за соблюдение личной гигиены тут должна проявляться как никогда строго. Взаимоуважение-это тоже соблюдение гигиены.
Вот согласен и не согласен...
Полностью согласен в том, что турист должен делать все то, что вы написали. И это будет большой гарантией от "пищевых отравлений", но не от норовируса...
Пример: есть компании, где продают путевки без питания, т/х ходят по южным маршрутам. Большая часть туристов не ходит в ресторан и питается сама( в каютах). Температурный режим идеальный для распространения "заразы". Но случаев, по крайней мере массового, заражения норовирусом нет. А на северо-западе такие случаи постоянно. Причем на т/х, где "уровень гигиены" намного выше, чем описанные мной "южные" т/х. Это реальный факт!!!
Чтоб бороться с инфекцией надо знать её особенные "черты". Врачи может и знают, а мы не до конца. А без этого "победить" эту "гадость" очень сложно. А "победить" это не вылечиться, а добиться отсутствия случаев заражения.
А гигиену надо соблюдать всегда. Но это не защищает от норовируса - есть еда и посуда в ресторане(я писал об этом выше - 2 комментарий в этой теме).
(Anonymous)
Тут еще возникает вопрос безконтрольного проноса пассажирами еды и спиртного на борт. В европейских круизах так просто спиртное на борт не пронести. 2 бутылки легкого вина на каюту у тех же RC при посадке и все. Остальное изымают при контроле в каждом порту до окончания круиза.
Предусмотрен ли регулярный контроль руководящими лицами компании правильности заполнения и ведения санитарных книжек , проведение необходимых инструктажей и экзаменов по общей и электробезопасности у технического персонала? Если персонал будет знать о регулярном контроле, тогда и порядка станет больше. Проведение экскурсий для пассажиров - это тоже своеобразный контроль. Ну и конечно для экскурсантов разовые перчатки, бахилы, чепчики тоже не помешают.
(Anonymous)
Вы ненормальный? Причем здесь алкоголь и вирусы? Что, в теплоходных барах алкоголь какой-то особенно-полезный?
Вот уж воистину, иногда ум с возрастом так и не приходит.
От себя добавлю: если на теплоходах начнут устраивать шмон в пролете - завяжу с круизами без сожаления.
(Anonymous)
Читая все это, не могу остаться в стороне. Мне кажется, что следует разделять пищевые отравления, вирусы и немытые руки. Первое-это некачественная еда и, порой, в сильную жару это неизбежно. Недавно отдыхали на теплоходе инфофлота и, конечно, купили рыбу на берегу. Она была очень вкусная. Резали на газетке своим походным ножом, получили массу удовольствия. Но рыбу мы купили только там, где нам Ее достали из холодильника. На обычных лотках, где она лежала почти неделю, наверное, при 30 градусах, мы конечно не брали. Второе-это вирусная инфекция, от которой может спасти только свой собственный иммунитет. Ветряная оспа, например, может распространяться по вентиляции. При этом тарелки можно кипятить и заворачивать в стерильные пакеты. Третье-это грязные руки. Там может быть все!!!!! Я не знаю, сколько вам всем лет, но может вы помните автоматы с газировкой? Из трёх-четырёх стаканов пила вся страна... современный роспотреб.. да в те времена... Они бы этого не пережили!!! От вирусов реально спасения почти нет. Можно только оставаться дома и не дышать.
(Anonymous)
И ещё одно! Когда я прихожу в ресторан, то прошу меню. Мне и в голову не приходит просить проводить меня на кухню, предоставив бахилы и шапочку. Ведь если я даю согласие у них поесть, то, вероятно, полностью им доверяю.
(Anonymous)
Ну, эти экскурсии придумали не мы, а европейские круизные компании. Они еще и платные. Все что хотите за ваши деньги)), на них уже выдают и бахилы, и шапочки. На эти экскурсии народ не ломится, но желающих вполне достаточно.
Кстати, ограничение по алкоголю вполне разумно.
(Anonymous)
Во время нашего круиза мы в баре нашли все, что нужно. Бармен даже по заказу коктейли делал. Но ведь есть те, кто привык пить не в баре, а в каюте, особенно с личным балконом. Но даже мы купили вишневого пива на Валааме. Его в баре не было.
ЧП на теплоходе Лунная соната
(Anonymous)
А куда всё же исчез врач с теплохода после двух дней круиза?
Re: ЧП на теплоходе Лунная соната
Пожалуйста, представьтесь.
(Anonymous)
Почему-то все обсуждают норовирус...От этого никто не застрахован и компания здесь ни при чем. А вот систематические нарушения на кухне - это гораздо серьезнее и очень плохо, если Инфофлот закрывал на это глаза.
https://neva.today/news/rospotrebnadzor-nashel-na-kuhne-lunnoy-sonaty-isporchennye-produkty-i-nasekomyh-156356/
Судя по статье, там были и нарушение правил хранения продуктов, и ТАРАКАНЫ!!!!
Александр Сергеевич, это действительно имело место быть?
(Anonymous)
Трупик насекомого конечно впечатляет! Но мне интересно другое... как в таком маленьком холодильнике помещается еда для 300 человек?! А ещё в одной статье написано, что пострадало 370 человек. Они нашли подпольный ткацкий цех в трюме? На видео СК кухня выглядела вполне прилично. Никаких старых холодильников и разбитых полов.
Никто из моих коллег не понял, что это за холодильник, рядом с которым был этот трупик. :) Во всяком случае на теплоходе его нет.
(Anonymous)
Да уж! Здесь столько анонимов, что даже я не понимаю, кто из нас кто...