Круиз по российскому Дальнему Востоку. Часть 2. Камчатка и Командорские острова

Вторая часть экспедиционного круиза по российскому Дальнему Востоку – это Камчатка и Командорские острова. Для меня – интереснейшая часть путешествия! На Камчатке я был давно, и с первого взгляда влюбился в этот удивительно красивый край. Еще даже не приземлившись там, а просто увидев Авачинскую сопку с самолета. Мне всегда хотелось вернуться на Камчатку. Что уж говорить про Командорские острова, которые вообще казались малодостижимым краем света...




Часть 1. Сахалин и Курилы


8 июля 2018 г. Остров Уташуд

Так что на рассвете я уже на палубе. Ясное небо. На горизонте появляются горы. Ну, здравствуй, Камчатка. Много лет не виделись.



Двигаемся на север вдоль восточного побережья.





Место нашей сегодняшней якорной стоянки – остров Уташуд. Если говорить точнее, то это не остров, а три скалы в четырех километрах от берега.







Высадка на Уташуд запрещена, поэтому, пересев на «Зодиаки», отправляемся осматривать остров с воды. Вблизи он смотрится гораздо дружелюбнее, чем издали. Правда, с воды не увидеть населяющих остров камчатских бобров – каланов. Зато птиц и котиков здесь хоть отбавляй. Иногда сюда с материка заплывают медведи, чтобы полакомиться птичьими яйцами.

























Снявшись я якоря, несколько часов двигаемся малым ходом – сначала на юг, потом на север, потом на юг, и так далее. Причина таких маневров странная. Дело в том, что судну согласовывается не только время входа в определенный район (в данном случае район острова Уташуд), но и время выхода из него. Ни раньше, ни позже обозначенного времени покинуть район нельзя. Значит, мы должны либо стоять на якоре, либо часами крутиться вокруг острова, пока не выйдет время.

Это правило делает выполнение экспедиционных круизов по российскому Дальнему Востоку крайне трудным делом. Ведь у экспедиционных круизов нет и не может быть точного расписания: многое зависит от погоды. Всегда должна быть возможность что-то сдвинуть по времени, а где-то и поменять между собой места захода. Вспоминаю, как за четыре месяца до этого поступила команда другого судна при посещении архипелага Тристан-да-Кунья: исходя из прогноза погоды они поменяли порядок посещения островов, и программа была выполнена. Если бы на архипелаге Тристан-да-Кунья действовали российские правила согласования заходов, ни один остров посетить бы не удалось.








9 июля 2018 г. Бухта Русская

Рано утром встаем на рейд в районе Лиственничной бухты, где наблюдается большое скопление касаток.



Садимся в «Зодиаки». Большая удача: касатки тут буквально везде. Скорее всего, стая вышла на охоту. Отношения в стае касаток, хотя они и подчинены сложной иерархии, обычно мирные, и все ее члены сильно привязаны друг к другу. А вот для других китов, дельфинов и морских котиков касатка – страшный и беспощадный хищник.









Через пару часов стая ушла, но мы еще некоторое время исследуем окрестности на «Зодиаках». Во-первых, потому что стая может вернуться. Во-вторых, здесь красиво.















Короткий переход, и мы в узкой, вдающейся далеко в берег, бухте Русской. Высаживаемся на сушу.





Бухта Русская уникальна своей пресной водой высокого качества. Экипажи проходящих судов пополняют здесь свои запасы, забирая воду из речки Русской. А в военное время в бухте формировались караваны судов, прибывших с военными грузами из США и Канады и следующих дальше во Владивосток.



До недавнего времени в бухте находилась пограничная застава, постройки которой сохранились. До них добираются немногие туристы, а между тем это совсем недалеко: меньше километра в гору. Только надо опасаться змей.







Два заброшенных судна – не только своеобразная достопримечательность бухты, но и импровизированный причал для заходящих сюда яхт.



Вечереет. Нам пора на выход из бухты. На завтра у нас запланирован почти речной круиз.







Обычно я пишу о круизных маршрутах, и редко останавливаюсь на том, что происходит на самих судах. Возможно, потому что маршруты мне интереснее всего остального. Но хороший сервис и необычные решения я тоже ценю. Хороший сервис на судах Silversea – это вещь естественная, а вот об одной необычной «фишке» этой компании я сейчас расскажу.



На открытой кормовой террасе находится ресторан «Гриль», в котором подают мясо на вулканических камнях. Вот таких:



А к нему – овощной шашлычок и картошечку, в которую по желанию кладут превосходную сметану. Главное же, мясное, блюдо путешественники готовят сами. Итак, стейк готов к прожарке…



Простите меня, вегетарианцы. Кстати, я как-то раз тоже им был, но меня хватило всего на два дня. В общем, мясо кладется на раскаленную вулканическую плиту, и прожаривается на ней. Да-да, и креветочек тоже можно туда же положить. Ужинающий сам готовит себе мясо, выбирая степень прожарки по своему вкусу.



Вот и разные приправы подоспели…





Готово! Извольте приступать к трапезе с видом на проступающее сквозь закат побережье Камчатки.










10 июля 2018 г. Река Жупанова

Сегодня у нас круиз по реке Жупанова. Правда, эта река к большому сожалению несудоходна, поэтому роль плавсредств выполняют наши «Зодиаки». А Silver Explorer остается на рейде в широком Жупановском лимане.





Проходим рыбоприемную базу в устье…





… и следуем караваном вверх по течению. В головном «Зодиаке» – местный житель, выполняющий роль лоцмана.





Вдоль речных берегов можно запросто увидеть белохвостых орланов и их огромные гнезда на верхушках деревьев. Здесь легко встретиться с медведем. А в самой реке обитает радужная форель.













После трехчасовой речной экспедиции возвращаемся на теплоход. Нас ждет переход открытым морем на Командорские острова, до которых целые сутки в пути.




11 июля 2018 г. Остров Беринга

Камчатка многим представляется краем света, но в таком случае Командорские острова лежат за этим краем. Из четырех островов архипелага обитаем только остров Беринга, на котором нам предстоят две высадки.



Сегодняшняя высадка – хоть и на необитаемой части острова, но в очень примечательном месте.





В рамках Первой Камчатской экспедиции (1724-1729 годы) Витус Беринг исследовал побережья Камчатки и Чукотки и нанес их на карты. Эта экспедиция, возглавляемая голландским мореплавателем, была первой в истории России морской научной экспедицией. После возвращения Беринга в Петербург было принято решение о проведении второй экспедиции, основной задачей которой было обнаружить пролив между Азией и Америкой.

Экспедиция началась лишь осенью 1740 года в составе двух пакетботов – «Святой Петр» и «Святой Павел». 4 июня 1741 года, после зимовки в Авачинской бухте (там, где теперь стоит город Петропавловск-Камчатский), суда отправились к берегам Америки, но 20 июня в условиях шторма и тумана потеряли друг друга. Оба корабля, независимо друг от друга, достигли Америки, но относительно благополучно завершить обратное плавание удалось только одному из них.

4 ноября, после долгого штормового перехода в сторону Камчатки, «Святой Петр» под командованием Витуса Беринга достиг островов, которые потом назовут Командорскими. Здесь команде пришлось зазимовать. Зимовку пережили не все. Одним из первых умер Беринг, похороненный вместе с товарищами здесь же.

В этом месте мы и высадились на берег. Красивые и немного печальные места. Настоящий край света. Когда-то здесь обитали добрые и неуклюжие морские коровы, полностью уничтоженные человеком.
























12 июля 2018 г. Остров Беринга, село Никольское

За ночь мы неторопливо перешли к северо-западной оконечности острова. Здесь находится крупнейшее лежбище тюленей-сивучей и морских котиков.



Некоторые участки лежбища называются репродуктивными. Здесь сивучи образуют семьи: на одного самца приходится несколько самок, и это здорово. Самцы хоть и охраняют свои территории, но к миграции легкомысленных самок между семьями относятся спокойно. И спаривание, и роды происходят на репродуктивных участках лежбища.



Семья сивучей на лежбище: самец побольше, самки поменьше. Все реагируют на приближение нашего «Зодиака»:





Еще одна семья (или несколько семей?):



«Девочки, купаться!..»







Несколько часов спокойного морского перехода – и мы встаем на рейд у единственного населенного пункта Командорских островов, села Никольское, в котором проживают семьсот человек.



«Зодиаки» перевозят нас на берег. Место высадки чуть в стороне от села, в десяти минутах ходьбы. Экскурсоводов на острове нет, поэтому нас встречают местные школьники, организовавшие опеку над гостями. Поскольку с английским у школьников неважно, мы с несколькими другими туристами-россиянами помогаем с переводом в обе стороны.









Никольское, хоть и находится на краю света, не оставляет впечатления заброшенного места. Напротив, все здесь красочно, аккуратно и обжито. Связь с «большой землей» осуществляет 15-местный самолет Л-410, дважды в неделю прилетающий из Петропавловска-Камчатского. Еще сюда ходит грузовой теплоход «Василий Завойко», берущий на борт тридцать пассажиров. Его рейс в одну сторону занимает двое суток.









Местные жители в основном работают в заповеднике. На острове ведут свои исследования несколько научных институтов.





Имеется здесь и своя гостиница. Не взяв из каюты по «экспедиционно-круизной» привычке ни денег, ни карточку, я было лишился возможности купить воды. Но по пути оказалась гостиница, где меня под интересную беседу радушно напоили чаем.





Перед гостиницей установлен новый памятник Витусу Берингу, а совсем недалеко от этого места – другой, более старый памятник ему же. Однако лица у скульптур совсем не похожи между собой, и вот почему. До недавнего времени Берингу ошибочно приписывалась внешность его родного дяди, поэта, полного тезки знаменитого мореплавателя.













В местном клубе для нас дали шикарный музыкально-танцевальный концерт. Уровень самодеятельной алеутской группы приятно удивил.





Вера Терентьевна, которой исполнился 91 год и Геннадий Михайлович – последние в мире носители беринговского диалекта алеутского языка. Они нарасхват: консультируют ученых, делают переводы, исполняют старинные алеутские песни, а Геннадий Михайлович еще и пишет свои.

В этот день песни Геннадия Михайловича прозвучали интересно и трогательно.





Покидаем Командорские острова даже с некоторым сожалением. На них красиво и гостеприимно.






13 июля 2018 г. Петропавловск-Камчатский



После обеда на горизонте показывается Камчатка, а ближе к вечеру мы уже в Авачинской бухте.











Аккуратно швартуемся к пассажирскому причалу рядом с новым морским вокзалом Петропавловска-Камчатского. Круиз окончен.





Путешествовать по Дальнему Востоку России – это здорово. Надеюсь, что круизно-экспедиционный туризм, да и другие виды туризма, будут здесь развиваться.

Спасибо всем, кто прочитал. Интересных вам путешествий!
Осталось узнать как попасть на такой круиз и собственно говоря скока
Сказать, что это великолепно, грандиозно и невероятно - не сказать ничего!
Спасибо огромное за столь качественный и детальный фоторепортаж, Александр!
Просто отлично! Выше всяких похвал.

А из увиденного на фотографиях приятнее всего меня удивило столь благоустроенное и гостеприимное село Никольское (природные-то красоты удивили ожидаемо). Совершенно не ожидал увидеть далёкое островное село вот таким. Ещё радует, что туда в принципе реально добраться обычным пассажиром на теплоходе или самолёте.

Edited at 2019-02-09 09:13 pm (UTC)
Да, сам удивился, что Никольское теперь вот такое. Не ожидал.
Во-во. Я-то думал, оно уже загнулось давно.

Кстати, Три Брата и в Магадане есть, оказывается. Вот буквально сегодня только об этом узнал, когда пост писал.))
Очень интересно, спасибо! Село Никольское - срыв шаблонов)
Вот-вот. Именно срыв шаблонов. Оказывается, там всё цивильно очень.
(Anonymous)
Zdorovo!Spasibo!
Очень интересный рассказ, спасибо. Особенно понравилось, что участники круиза увидели, как мне показалось, вполне презентабельную "картинку" нашего Дальнего Востока. Пусть даже и созданную с привлечением даже школьников, пока еще без разговорного английского, но все равно очень светлое впечатление осталось..

Но все же, одолевает любопытство... Пока читал, из головы не выходило два вопроса, первый - как туристы с такого большого судна перебираются на "зодиаки". И второе - как они столовались и развлекались на борту. С первым вопросом одна из фоток натолкнула на решение - трап вдоль борта по нисходящей и помощь экипажа, так ведь? А второй вопрос... Ну хоть в двух словах... Не всю же дорогу вы (я имею в виду и Вас, и остальных участников круиза) сами жарили себе мясо на вулканических камнях. Что это было - a la carte, "шведка"? Вечером где-то собирались туристы, им пели, играли, магнитофон слушали?
Добрый день! Для пересадки на Зодиаки служит специальная площадка, откидывающаяся с борта. На нее попадают по внешнему трапу.
Завтраки-обеды-ужины в ресторане. Утром и днем шведка, вечером а ля карт.
Развлекательных программ в экспедиционных круизах обычно нет, но регулярно проводятся лекции ученых и историков.
Спасибо!

Интересно, а эти встречи-лекции по вечерам вызывали интерес у туристов? С известным напряжением воображения такие программы представляются мне чем-то вроде стендапа на тему обычаев территорий, мимо которых проходит маршрут, и т.п. Это были серьезные или шутливо-развлекательные мероприятия?
(Anonymous)
Вроде бы недавно Тарасенко пытался организовать российские круизы по нашему Дальнему Востоку с лайнером на 1000 или 2000 туристов ... То есть, не экспедиционные круизы.
Мне кажется, что неплохой вариант начать такие российские круизы, прежде всего с Камчатки, - это использовать суда река-море типа 588/PV200 с морской функцией как у PV300VD - плавание у берегов с бухтами-укрытиями. Таким берегом является восточное побережье Камчатки и севернее до Анадыря. А вот западный, Охотский берег Камчатки, очевидно, закрыт для таких судов из-за отсутствия бухт-убежищ ...
На п-ве Камчатка есть большая река Камчатка, более многоводная, чем Свирь.
И, например, такой маршрут для таких судов:
Петропавловск - ... усть-Камчатск-Ключи- ... - Милково.
И обратно.
Милково, возможно, только в период половодья для судов с осадкой на реке 2,2-2,5 метров?



Кстати, "касатки" - это ж вроде чайки.
А если речь о китообразных, то принято писать "косатка". Вернее, допускается и через "а" тоже, но рекомендуется через "о". Чтобы путаница не возникала :)
А, точно. Спасибо. Да, ласточки, а не чайки. Вот же ж самого тоже переклинило.))
Не уверен, что PV подходят для прибрежного плавания в водах Камчатки не годится: уж очень там суровые условия плавания. Заход в реку Камчатку возможен, там есть судоходство, вот по ограничению по глубинам сейчас не подскажу. Вообще речной круиз по Камчатке - это было бы очень интересно.
(Anonymous)
Речные круизы по Камчатке не просто интересны, но и важны для развития туризма в целом, для перехода к более массовым туристам (на порядок больше, чем сейчас). Отсутствие дорог и гостиниц -не полностью, но в значительной степени эту проблему снимает применение речных круизных судов. Особенно чисто речных, мелкосидящих типа 305 и меньше. Например, от ключей к Сопке своим ходом около суток, на транспорте повышенной проходимости до 9-10 часов. Да, можно взять вертолет :) А мелкосидящие по Еловкее и ее притокам смогут подбираться очень близко к подножия вулканов.

Сейчас строится V22 для Сахалина и Курил
http://meb.com.ua/news/news.html

Мне кажется, это почти готовое (на 80-90% :)) судно для экспедиционных круизов в суровых водах Дальнего Востока и Арктики. Нужна чисто круизно-пассажирская модификация этого проекта (V22-ЭК?) С осадкой в море с балластом, а на реке без балласта - 3 метра, что заходить в реки Амур, Камчатка, Колыма, Лена ...
Спасибо, замечательный репортаж. Только пару поправок - змеи на Камчатке не водятся и на Командорах на снимке, где указано что это сивучи, на самом деле морские котики. Секачи сивучей - светло-рыжего цвета, секачи котиков - темные, с густыми вибриссами и с "шапочками".
(Anonymous)
Куда то вы совсем пропали.
НАвигация на носу а ничего про Инфофлот интересного не пишете :(
Напишу про «Созвездие», обязательно.:) Сейчас просто не хватает времени.
(Anonymous)
Zdravstvuite Alexander.Nu kogda ze budut novye rasskazy/ZAZDALIS.
(Anonymous)
Alex Nu hotya by skazite gde pobyvali za zimu.Spasibo Algis
Скоро возобновлю публикации, обязательно! :)