asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Круиз по российскому Дальнему Востоку. Часть 2. Камчатка и Командорские острова

Вторая часть экспедиционного круиза по российскому Дальнему Востоку – это Камчатка и Командорские острова. Для меня – интереснейшая часть путешествия! На Камчатке я был давно, и с первого взгляда влюбился в этот удивительно красивый край. Еще даже не приземлившись там, а просто увидев Авачинскую сопку с самолета. Мне всегда хотелось вернуться на Камчатку. Что уж говорить про Командорские острова, которые вообще казались малодостижимым краем света...




Часть 1. Сахалин и Курилы


8 июля 2018 г. Остров Уташуд

Так что на рассвете я уже на палубе. Ясное небо. На горизонте появляются горы. Ну, здравствуй, Камчатка. Много лет не виделись.



Двигаемся на север вдоль восточного побережья.





Место нашей сегодняшней якорной стоянки – остров Уташуд. Если говорить точнее, то это не остров, а три скалы в четырех километрах от берега.







Высадка на Уташуд запрещена, поэтому, пересев на «Зодиаки», отправляемся осматривать остров с воды. Вблизи он смотрится гораздо дружелюбнее, чем издали. Правда, с воды не увидеть населяющих остров камчатских бобров – каланов. Зато птиц и котиков здесь хоть отбавляй. Иногда сюда с материка заплывают медведи, чтобы полакомиться птичьими яйцами.

























Снявшись я якоря, несколько часов двигаемся малым ходом – сначала на юг, потом на север, потом на юг, и так далее. Причина таких маневров странная. Дело в том, что судну согласовывается не только время входа в определенный район (в данном случае район острова Уташуд), но и время выхода из него. Ни раньше, ни позже обозначенного времени покинуть район нельзя. Значит, мы должны либо стоять на якоре, либо часами крутиться вокруг острова, пока не выйдет время.

Это правило делает выполнение экспедиционных круизов по российскому Дальнему Востоку крайне трудным делом. Ведь у экспедиционных круизов нет и не может быть точного расписания: многое зависит от погоды. Всегда должна быть возможность что-то сдвинуть по времени, а где-то и поменять между собой места захода. Вспоминаю, как за четыре месяца до этого поступила команда другого судна при посещении архипелага Тристан-да-Кунья: исходя из прогноза погоды они поменяли порядок посещения островов, и программа была выполнена. Если бы на архипелаге Тристан-да-Кунья действовали российские правила согласования заходов, ни один остров посетить бы не удалось.








9 июля 2018 г. Бухта Русская

Рано утром встаем на рейд в районе Лиственничной бухты, где наблюдается большое скопление касаток.



Садимся в «Зодиаки». Большая удача: касатки тут буквально везде. Скорее всего, стая вышла на охоту. Отношения в стае касаток, хотя они и подчинены сложной иерархии, обычно мирные, и все ее члены сильно привязаны друг к другу. А вот для других китов, дельфинов и морских котиков касатка – страшный и беспощадный хищник.









Через пару часов стая ушла, но мы еще некоторое время исследуем окрестности на «Зодиаках». Во-первых, потому что стая может вернуться. Во-вторых, здесь красиво.















Короткий переход, и мы в узкой, вдающейся далеко в берег, бухте Русской. Высаживаемся на сушу.





Бухта Русская уникальна своей пресной водой высокого качества. Экипажи проходящих судов пополняют здесь свои запасы, забирая воду из речки Русской. А в военное время в бухте формировались караваны судов, прибывших с военными грузами из США и Канады и следующих дальше во Владивосток.



До недавнего времени в бухте находилась пограничная застава, постройки которой сохранились. До них добираются немногие туристы, а между тем это совсем недалеко: меньше километра в гору. Только надо опасаться змей.







Два заброшенных судна – не только своеобразная достопримечательность бухты, но и импровизированный причал для заходящих сюда яхт.



Вечереет. Нам пора на выход из бухты. На завтра у нас запланирован почти речной круиз.







Обычно я пишу о круизных маршрутах, и редко останавливаюсь на том, что происходит на самих судах. Возможно, потому что маршруты мне интереснее всего остального. Но хороший сервис и необычные решения я тоже ценю. Хороший сервис на судах Silversea – это вещь естественная, а вот об одной необычной «фишке» этой компании я сейчас расскажу.



На открытой кормовой террасе находится ресторан «Гриль», в котором подают мясо на вулканических камнях. Вот таких:



А к нему – овощной шашлычок и картошечку, в которую по желанию кладут превосходную сметану. Главное же, мясное, блюдо путешественники готовят сами. Итак, стейк готов к прожарке…



Простите меня, вегетарианцы. Кстати, я как-то раз тоже им был, но меня хватило всего на два дня. В общем, мясо кладется на раскаленную вулканическую плиту, и прожаривается на ней. Да-да, и креветочек тоже можно туда же положить. Ужинающий сам готовит себе мясо, выбирая степень прожарки по своему вкусу.



Вот и разные приправы подоспели…





Готово! Извольте приступать к трапезе с видом на проступающее сквозь закат побережье Камчатки.










10 июля 2018 г. Река Жупанова

Сегодня у нас круиз по реке Жупанова. Правда, эта река к большому сожалению несудоходна, поэтому роль плавсредств выполняют наши «Зодиаки». А Silver Explorer остается на рейде в широком Жупановском лимане.





Проходим рыбоприемную базу в устье…





… и следуем караваном вверх по течению. В головном «Зодиаке» – местный житель, выполняющий роль лоцмана.





Вдоль речных берегов можно запросто увидеть белохвостых орланов и их огромные гнезда на верхушках деревьев. Здесь легко встретиться с медведем. А в самой реке обитает радужная форель.













После трехчасовой речной экспедиции возвращаемся на теплоход. Нас ждет переход открытым морем на Командорские острова, до которых целые сутки в пути.




11 июля 2018 г. Остров Беринга

Камчатка многим представляется краем света, но в таком случае Командорские острова лежат за этим краем. Из четырех островов архипелага обитаем только остров Беринга, на котором нам предстоят две высадки.



Сегодняшняя высадка – хоть и на необитаемой части острова, но в очень примечательном месте.





В рамках Первой Камчатской экспедиции (1724-1729 годы) Витус Беринг исследовал побережья Камчатки и Чукотки и нанес их на карты. Эта экспедиция, возглавляемая голландским мореплавателем, была первой в истории России морской научной экспедицией. После возвращения Беринга в Петербург было принято решение о проведении второй экспедиции, основной задачей которой было обнаружить пролив между Азией и Америкой.

Экспедиция началась лишь осенью 1740 года в составе двух пакетботов – «Святой Петр» и «Святой Павел». 4 июня 1741 года, после зимовки в Авачинской бухте (там, где теперь стоит город Петропавловск-Камчатский), суда отправились к берегам Америки, но 20 июня в условиях шторма и тумана потеряли друг друга. Оба корабля, независимо друг от друга, достигли Америки, но относительно благополучно завершить обратное плавание удалось только одному из них.

4 ноября, после долгого штормового перехода в сторону Камчатки, «Святой Петр» под командованием Витуса Беринга достиг островов, которые потом назовут Командорскими. Здесь команде пришлось зазимовать. Зимовку пережили не все. Одним из первых умер Беринг, похороненный вместе с товарищами здесь же.

В этом месте мы и высадились на берег. Красивые и немного печальные места. Настоящий край света. Когда-то здесь обитали добрые и неуклюжие морские коровы, полностью уничтоженные человеком.
























12 июля 2018 г. Остров Беринга, село Никольское

За ночь мы неторопливо перешли к северо-западной оконечности острова. Здесь находится крупнейшее лежбище тюленей-сивучей и морских котиков.



Некоторые участки лежбища называются репродуктивными. Здесь сивучи образуют семьи: на одного самца приходится несколько самок, и это здорово. Самцы хоть и охраняют свои территории, но к миграции легкомысленных самок между семьями относятся спокойно. И спаривание, и роды происходят на репродуктивных участках лежбища.



Семья сивучей на лежбище: самец побольше, самки поменьше. Все реагируют на приближение нашего «Зодиака»:





Еще одна семья (или несколько семей?):



«Девочки, купаться!..»







Несколько часов спокойного морского перехода – и мы встаем на рейд у единственного населенного пункта Командорских островов, села Никольское, в котором проживают семьсот человек.



«Зодиаки» перевозят нас на берег. Место высадки чуть в стороне от села, в десяти минутах ходьбы. Экскурсоводов на острове нет, поэтому нас встречают местные школьники, организовавшие опеку над гостями. Поскольку с английским у школьников неважно, мы с несколькими другими туристами-россиянами помогаем с переводом в обе стороны.









Никольское, хоть и находится на краю света, не оставляет впечатления заброшенного места. Напротив, все здесь красочно, аккуратно и обжито. Связь с «большой землей» осуществляет 15-местный самолет Л-410, дважды в неделю прилетающий из Петропавловска-Камчатского. Еще сюда ходит грузовой теплоход «Василий Завойко», берущий на борт тридцать пассажиров. Его рейс в одну сторону занимает двое суток.









Местные жители в основном работают в заповеднике. На острове ведут свои исследования несколько научных институтов.





Имеется здесь и своя гостиница. Не взяв из каюты по «экспедиционно-круизной» привычке ни денег, ни карточку, я было лишился возможности купить воды. Но по пути оказалась гостиница, где меня под интересную беседу радушно напоили чаем.





Перед гостиницей установлен новый памятник Витусу Берингу, а совсем недалеко от этого места – другой, более старый памятник ему же. Однако лица у скульптур совсем не похожи между собой, и вот почему. До недавнего времени Берингу ошибочно приписывалась внешность его родного дяди, поэта, полного тезки знаменитого мореплавателя.













В местном клубе для нас дали шикарный музыкально-танцевальный концерт. Уровень самодеятельной алеутской группы приятно удивил.





Вера Терентьевна, которой исполнился 91 год и Геннадий Михайлович – последние в мире носители беринговского диалекта алеутского языка. Они нарасхват: консультируют ученых, делают переводы, исполняют старинные алеутские песни, а Геннадий Михайлович еще и пишет свои.

В этот день песни Геннадия Михайловича прозвучали интересно и трогательно.





Покидаем Командорские острова даже с некоторым сожалением. На них красиво и гостеприимно.






13 июля 2018 г. Петропавловск-Камчатский



После обеда на горизонте показывается Камчатка, а ближе к вечеру мы уже в Авачинской бухте.











Аккуратно швартуемся к пассажирскому причалу рядом с новым морским вокзалом Петропавловска-Камчатского. Круиз окончен.





Путешествовать по Дальнему Востоку России – это здорово. Надеюсь, что круизно-экспедиционный туризм, да и другие виды туризма, будут здесь развиваться.

Спасибо всем, кто прочитал. Интересных вам путешествий!
Tags: Россия, круизы, острова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments