Начало круизной навигации на Волге

Выход первых теплоходов из затона, начало навигации... Каждый раз ждешь этого момента. Хотел написать «и немного волнуешься», но нет, после стольких лет уже не волнуешься. Работа береговых служб «Созвездия» давно отлажена, а состав судовых экипажей стабилен. Хотя, конечно, хлопот перед навигацией у всех очень и очень много.



Коллеги, занимающиеся финальной стадией подготовки флота, уехали в затон 21 апреля. Мы с Александром Сахаровым приехали туда 25-го, в день выхода теплоходов «Лебединое озеро» и «Дмитрий Фурманов». Суда временно перегруппировались: два готовых к выходу теплохода стояли на отдельном счале, а остальные временно встали в шесть бортов в другой счал. Слева направо на фотографии «Солнечный город», «Василий Чапаев», «Н.А. Некрасов», «Александр Бенуа», «Северная сказка» и «Лунная соната».



Поскольку теперь мы располагаем тремя теплоходами, имеющими ледовый класс, то их и планируем для выполнения первых круизов навигации. Остальные теплоходы начинают выходить на несколько дней позже, когда льда на водохранилищах обычно не остается. Правда, в этом году из-за ранней весны эта мера предосторожности оказалась лишней.

Я сказал про три теплохода с ледовым классом, но в этом году один из них, «Лунная соната», планово выходит позже из-за реконструкции шлюпочной палубы, на которой оборудуются новые каюты с балконами. Одну почти готовую каюту покажу здесь, но это не совсем окончательный ее вид. Например, на момент съемки (25 апреля) еще не были установлены прикроватные светильники.



В 18.00 «Лебединое озеро», а следом и «Дмитрий Фурманов», вышли из затона. Шесть часов вечера – обычное время выхода из Памяти Парижской коммуны под утреннюю посадку пассажиров в Нижнем Новгороде. В это время еще светло, а из затона лучше выходить засветло.

Существует правило – не выходить из затона в день Благовещения. Точнее, в сам этот день никто из затона в любом случае не выходит, потому что 7 апреля на Волге местами еще стоит лед. Но примета состоит в том, что нельзя выходить из затона в тот день недели, на который в этом году пришелся день Благовещения. Первый рейс с туристами тоже лучше в такой день не начинать. Мы всегда учитываем это при планировании работы флота. Вопрос здесь не в том, верить или не верить в примету (в нее верят даже не все капитаны), а в том, что если экипаж выходит в навигацию с ощущением, что должна произойти какая-то неприятность, то она обязательно произойдет. Так что проще не планировать выход на неправильный день.



Полюбововшись закатом из рубки «Лебединого озера», я ушел в каюту спать. До сих пор не решил, напрасно я это сделал или нет, поскольку моему коллеге, менеджеру по общественному питания «Созвездия» Антону Чубко, как раз потребовалась квалифицированная помощь. Впрочем, ему ее без лишних проволочек оказал Александр Сахаров.



А дело в том, что понадобилось продегустировать все коктейли из нового барного меню.




26 апреля

Ночь, как обычно перед первым рейсом, провели на рейде, а к шести утра подошли к причалу напротив здания речного вокзала. Там уже стоял «водоходовский» «Константин Симонов».



Люблю этот момент подхода к Нижнему Новгороду ранним утром в первый день навигации. В это время по-весеннему свежо, а на душе радостно, и хочется скорее разделить эту радость с речными путешественниками.





Посадка туристов, встречи, разговоры, интервью. Перед отправлением в рейс на верхней палубе «Фурманова» состоялся концерт, а потом слово взяли капитаны и директора круиза и – в путь, на Москву. Под запуск шариков.



Я когда-то тоже говорил приветственную речь на открытиях навигации, а потом подумал, что ну его, этот официоз, и перестал. А вот капитаны – другое дело. Им небольшой официоз даже к лицу.





Отход от пятого причала замысловат. Теплоход сначала поднимается вверх по Оке почти до Канавинского моста, делает оборот, спускается вниз по Оке и Волге до Чкаловской лестницы, снова делает оборот, и только тогда направляется вверх по Волге. Поэтому в какой-то момент отправившиеся друг за другом теплоходы расходятся, двигаясь встречными курсами, как это произошло у «Фурманова» с «Лебединым озером».





Первые круизы из Нижнего Новгорода в Москву иногда называют перегонными. Но это совсем не перегон, а настоящий круиз, хотя и односторонний. В этом круизе всегда есть несколько стоянок, и первая из них обычно в Городце, что недалеко от Нижнего Новгорода. В 9 утра теплоходы выходят из Нижнего Новгорода, а в 14.30 уже подходят к Городцу.

Кстати, выход трех- и четырехпалубных теплоходов из Нижнего Новгорода делается всегда, за редким исключением, в 9 утра. Причина – график подачи воды Нижегородской ГЭС. Глубины, достаточные для прохождения этими судами участка Нижний Новгород – Городец, достигаются только в первой половине дня.

Перед подходом к городецкому причалу Галанино теплоходы поднимаются в нижнем шлюзе Нижегородского гидроузла. Обычно шлюзование возможно в любом из двух расположенных параллельно шлюзов, но сейчас работает только один из них. В него городецкий диспетчер первым запустил теплоход «А.С. Пушкин», бывший «Глеб Кржижановский», следовавший без пассажиров с Каспийского моря на реконструкцию в Москву. Вторым в шлюзовую камеру взяли «Лебединое озеро», тогда как «Фурманова» и «Симонова» поставили ждать следующего шлюзования.

Мы удивились такому необычному порядку захода теплоходов в шлюз. По правилам суда с пассажирами имеют однозначный приоритет, и «А.С. Пушкин» должен был шлюзоваться последним. Но сначала мы не придали этому нарушению значения: было только начало первого, и оба теплохода успевали в Галанино к 14.30 даже с учетом задержки одного из них перед шлюзом. У «Симонова» же в этот день вообще не было стоянок, и он спокойно шел по своему расписанию в Ярославль.



Однако время уходило, а наполнение камеры не начинали. Потом камера стала наполняться, но настолько медленно, что в итоге даже «Лебединое озеро» ошвартовался в Галанино на полчаса позже расписания. А «Фурманов» задержался больше чем на два часа! И хотя стоянка была продлена, экскурсия у туристов «Фурманова» получилась сокращенной по времени.

Когда мы стали разбираться с причинами нарушения диспетчером шлюза принятого порядка очередности захода судов, выяснилось, что у него были данные, что все четыре теплохода шли без пассажиров. Как такое могло получиться, непонятно, ведь в заявках обоих судовладельцев было четко указано обратное.

Обидно, когда задержка теплохода происходит практически на ровном месте. И ведь назавтра «Фурманову» снова не повезет – его ждет еще одна задержка, на этот раз в Костроме, и снова по необычному стечению обстоятельств. Но не буду забегать вперед.



В Городце мы с Александром пересели на «Фурманова».



Прошлюзовались и вышли на просторы Горьковского водохранилища. А там уже и стемнело.




27 апреля

В Костроме «Фурманов» был первым теплоходом навигации (а в Плесе – «Лебединое озеро»). Встречали нас, как обычно, очень хорошо, да коллектив Ларисы Пухачевой по-другому встречать и не умеет.







В прошлом году в первом круизе навигации мы побывали в новом музее сыра, и там нам очень понравилось. Современный интерактивный музей полюбился и речным путешественникам. В этот раз Лариса пригласила нас с Александром и Гульнарой, отвечающей в компании за экскурсионные программы, посетить еще один музей – «Дом городского головы Ботникова».

Что сказать – потрясающе. Я весьма спокойно отношусь к предметам старины, но здесь за каждой вещью стоит такой интересный рассказ, что я однозначно могу рекомендовать этот музей каждому. Кстати, посещение этого музея теперь входит в наши экскурсионные программы.

Здание стоит на фундаменте старинной церкви. Раскопки может увидеть каждый желающий – прямо посреди гостиной.



Статуэтка привезена из Италии и относится к 18 веку. А вот мужчина это или женщина, не знает никто.





Ну и небольшая угадайка. Для чего служил предмет, изображенный на следующей фотографии? Предыдущие владельцы использовали его как чашу для фруктов, но они не догадывались о его изначальном назначении.



А дело в том, что в старые времена на балах не было туалетных комнат. Да если бы они и были, то дамам в корсетных юбках пользоваться ими было бы весьма затруднительно. Поэтому в нужный момент служанка подавала даме этот сосуд. Он удобно вставлялся между ног, и.. в общем, все заканчивалось благополучно.

Возвращаясь к задержке в Костроме. Во время стоянки капитану «Фурманова» пришло распоряжение капитана Волжского бассейна: оставаться в Костроме до прибытия на борт следственных органов. Оказалось, что прошедшей ночью в районе Юрьевца неустановленное судно утопило катер с инспектором рыбоохраны, полицейским и кем-то еще. Что они делали в два часа ночи на судовом ходу, остается только догадываться. Прокуратура потребовала остановить для проверки все суда, находившиеся примерно в это время в районе аварии, и среди них «Дмитрий Фурманов» и «Лебединое озеро», хотя, как потом выяснилось, ни тот, ни другой теплоход не имели отношения к ночному происшествию.

Следователи и эксперты приехали на катере, осмотрели носовую часть судна, не нашли там повреждений, но все же взяли образцы краски на экспертизу. Затем они поднялись в рубку и приступили к опросу членов экипажа, которые несли ночную вахту. В результате «Фурманов» задержался с выходом из Костромы на два часа.



Когда мы наконец отошли от Костромы, наше место у причала занял теплоход «Лебединое озеро», и следователи перешли на него. «Озеру» повезло больше – вахта была опрошена за время стоянки, и теплоход ушел из Костромы по расписанию.



«Фурманов» пришел в Ярославль к вечеру. Стоянка была продлена. Мы с Александром поехали на вокзал: он возвращался в Петербург, я направлялся в Москву.




28 апреля

В первой половине дня я снова был в Ярославле. Дело в том, что пока мы открывали навигацию, любители авиации со всего мира тоже не теряли времени: приехав в Москву, они наслаждались полетом на Ил-76 с имитацией невесомости и полетом на старинном Ту-134 в Калугу. А 28 апреля у них был полет на Як-42, причем за пару дней до этого было решено, что он полетит в Ярославль. Будучи сам большим любителем авиации и зная организаторов и многих участников этого полета, я предложил им пообедать на борту «Лебединого озера», у которого в этот день как раз была стоянка в Ярославле.

В Ярославль мы прилетели на красавице под названием «Жемчужина».



Пока туристы были на экскурсии, мы отлично пообедали на борту «Лебединого озера», а потом вернулись в аэропорт и улетели на «Жемчужине» обратно в Москву, где я вечером даже успел посетить концерт Accept с симфоническим оркестром.




29 апреля

Весь день работал в московском офисе, а вечером поехал на речной вокзал ночевать на прибывшем в 22.00 «Дмитрии Фурманове».




30 апреля

Снова открытие навигации, теперь – в Москве. Здесь мы из года в год открываем навигацию тремя компаниями – «Созведие», «Водоход», «Мостурфлот». В свое время мы объединились в «Речной альянс», чтобы совместно развивать круизный рынок, но пока что все, что мы делаем совместно – это каждый год открываем навигацию в Москве. Возможно, придет что-то еще совместное, возможно – нет. В любом случае задачи развития речной круизной отрасли лучше решать совместно. Тем более что у руководителей всех трех компаний, несмотря на конкуренцию, нормальные личные отношения.

В 11.00 прибыл теплоход «Лебединое озеро». Теперь мы в сборе: «Озеро» и «Фурманов» от «Созвездия», «Симонов» от «Водохода» и отправляющийся первым «Булгаков» от «Мостурфлота».





На открытии навигации выступают артисты от каждой компании, говорят приветственные речи официальные лица, разыгрываются путевки в круизы. Наши туристы обычно удивляются, зачем им путевки на теплоход другой компании. Полагаю, что так же удивляются туристы других компаний. У многих есть свои неизменные предпочтения. Хотя... Это ведь неплохо, когда люди делают выбор, попробовав разное.

Официальные лица придают открытию навигации официальность и привлекают прессу. Номера артистов прессу не привлекают, но привлекают главных действующих лиц – речных путешественников, для которых, на мой взгляд, только и должны делаться такие мероприятия.



После окончания праздничного концерта руководители компаний «Альянса» вместе с прессой пошли на «Фурманова» проводить пресс-конференцию. Попутно, во время стоянки в Москве, оба наших теплохода успешно прошли строгую проверку портового контроля, которая проводится на пассажирском флоте раз в два месяца.



Если говорить честно, то мы давно не выходим в навигацию первыми. Первыми обычно тихо выходят теплоходы «Александр Невский» и «Русь Великая». Потом мы (уже гораздо громче) выходим из Нижнего Новгорода. А потом уже совсем громко открывается навигация в Москве, и навигация оказывается открытой окончательно.

Осталось только пожелать нашим капитанам, открывшим навигацию, спокойных вахт – Петру Максимовичу с «Дмитрия Фурманова» и Андрею Александровичу с «Лебединого озера».



Там временем из Памяти Парижской коммуны один за другим выходят другие наши теплоходы. Круизная навигация набирает обороты.
Знаете, значение Речного альянса прежде всего в том, что мы, туристы, гарантированно получаем в любой из трёх компаний высокий уровень сервиса и надежности. Я не являюсь туристом какой-то одной из компаний. С удовольствием путешествую на всех теплоходах альянса. Сейчас, кстати, пишу эти слова на солнечной палубе «Фурманова») Прекрасный круиз!
Добрый день, Елена! Абсолютно в точку: мы создавали альянс именно чтобы гарантировать определенный уровень качества. Возможно, это и есть его главная функция, а любые мероприятия второстепенны. Приятного Вам путешествия! :)
Re: Красота!
Спасибо, Володя. Да было маловато времени до выхода, тут уж не до съемки. :)
В Нижнем убрали забор у причалов?? :)
Я бы еще заметил, что торжественное открытие навигации нужно не только речным туристам, которых в хотя и предпраздничный, но еще рабочий день собирается не так уж много, а для телевизионной картинки. А картинку это надо, по возможности, чтобы увидела телевизионная аудитория. Чтобы напомнить, так сказать, что в стране есть такой вид отдыха, как речные круизы. А еще мне нравится, что в Речном альянсе сложилась плодотворная и доброжелательная рабочая атмосфера. Я хоть в этом году не принимал непосредственного участия в рабочей группе по подготовке праздника, но косвенно имел отношение. Очень высокий профессионализм у наших коллег, приятно работать.
Удачной навигации!
Александр Сергеевич! Спасибо большое за Ваш рассказ. Как всегда, интересно и содержательно. И так захотелось снова в круиз!.... Увы, ждать до сентября (путевка на "Осенник" уже куплена).

Очень заинтересовала тема про реконструкцию Лунной сонаты. И не только потому что сам рассчитываю воспользоваться гостеприимством одной из новых кают с балконом. Сама идея реконструкции, превращения четырехпалубников с их, что греха таить, весьма спартанскими каютами, кажется мне чрезвычайно продуктивной. Как я смог заметить, дизайн Лунной Сонаты, немного отличается от Лебединого Озера? Было бы очень интересно узнать об этом подробнее, а также о планах дальнейшей реконструкции. Очень люблю Бенуа и Некрасова именно за ощущение не "транспортного средства", а плавучего дома отдыха. Удобного, уютного, комфортабельного. Надеюсь, четырехпалубные новички в обозримом будущем достигнут того же.

И ещё, уж раз взялся писать... В этом году, кроме "Осенника" на Лунной сонате, у меня запланирован автобусный тур "Малое Золотое кольцо". Тур интересный, так как никакого другого способа посетить Владимир, Суздаль, Ростов, Переславль Залесский... нет. Увы, но теплоходы туда не ходят. Тур интересный, но очень напряженный. А вот подумалось, если бы объединить автобусный тур из Москвы через Владимир, Суздаль, Боголюбово, Иваново в Кострому, оттуда на теплоходе либо на север, либо по Волге вниз (что даст возможность передохнуть), назад до Ярославля и дальше на автобусе: Ростов -Переславль Залесский - Сергиев Посад - Москва. Мне кажется - весьма интересный вариант. Особенно для тех, кому Мышкин с Угличем малость уже надоели.

Ещё раз, спасибо и ждем новых рассказов.
Если Вы имеете в виду последнюю фотографию в посте, то у Петра Максимовича (слева) повседневная форма (с погонами), а у Андрея Александровича - парадная (с галунами на рукавах). Если интересно подробнее см. здесь: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71632324/
Но вообще-то удивительно, что на речном флоте в целом сохраняется единая форма. В авиации, насколько я знаю, кто во что горазд.
(Anonymous)
интересно, почему у капитанов разные мундиры
У Пётра Максимовича рабочая форма, у Андрея Александровича - парадная: сразу после церемонии открытия навигации он принимал портконтроль и не успел переодеться.
"Лебединое озеро" - ненужные ассоциации пассажиров не мучают?
Навигация "Лебединое озеро"
Александр Сергеевич, всегда с удовольствием читаю Ваши впечатления от путешествий и рассказ о работе Инфофлота! Обычно отдыхаем с мужем в летних круизах, впервые опробовали со своими друзьями открытие навигации на "Лебедином озере" (каюта п/л с балконом). Круиз был великолепен: солнце весь круиз, красивые закаты, воздух чистый и легкий по-весеннему, за бортом прекрасные пейзажи, с легка распущенной девственной зеленью. По сравнению с прошлым сезоном на "Лебедином озере" произошли хорошие изменения, в душевых в п/л поменяли раковины; в баре стал лучше винный ассортимент и вкусные коктейли, особенно клубничный; появились хорошие бокалы. Десерты в баре выше похвал, жаль много не съешь, т.к. в ресторане очень сытная и обильная еда. Работа персонала на высоте, чисто, оперативно! В июле поплывем на "Лунной сонате" в каюте класса люкс, уже жду с большим нетерпением ))
Большое спасибо за Ваш труд, креативный подход, любовь к своему флоту и туристам, отдыхающим на Ваших теплоходах!
Удачи!!!
С уважением, Нина.
Re: Навигация "Лебединое озеро"
Нина, огромное спасибо! Очень ценны такие слова! Будем стараться! :)
Нашли в итоге тех кто затопил рыбоохрану ?
Нашли. Я не уверен, что могу публиковать название судна, потому что это нигде не афишируется. Но не наше. :) В любом случае вина лежит не на экипаже этого судна, а на тех, кто ночью на маломерном судне вышел на судовой ход.