Снова круиз по Вятке: впечатления и размышления

В последнее время совсем редко стал писать в живом журнале: при моей насыщенной жизни времени сесть и написать о чем-то «с расстановкой» не остается. Поделиться фотографиями в Фейсбуке, в Инстаграме, снабдить эти фотографии небольшим текстом – пожалуйста, но не больше. А ведь формат живого журнала мне по душе. И сколько раз за последние полгода я слышал при встречах: «Ждем рассказов о ваших путешествиях и о вашей работе».

Так что хоть и выбрал я насыщенную жизнь, но буду исправляться и писать в ЖЖ. Да и накопилось, о чем. Я посчитал, что если буду публиковать по одному материалу в неделю, то накопленного хватит на полгода! А начну я с любимой темы – реки Вятки.

Каждую весну мы делаем круиз на Вятку по большой воде. Эта традиция началась в 2013 году, и с тех пор не прерывалась. Вятка – река своеобразная: в середине мая уровень воды в ней резко падает, и судоходство становится практически невозможным. Так что мы ходим на Вятку в первой половине мая, пока держится вода. Одного-двух круизов в год вполне хватает, чтобы удовлетворить спрос на этот экзотический круиз.

Организовать круиз по Вятке – дорогое удовольствие. Возможно, в этом кроется причина, по которой кроме нас таких круизов никто не делает. Сопровождение путейским катером, траление мест подхода теплохода к берегу, нестндартные экскурсии – все это влияет на себестоимость круиза. И если у тебя есть небольшой теплоход 305 проекта (а другие на Вятку и не пройдут, разве что до Вятских полян), то рациональнее отправить его работать в это же время на Оку.

Об этом мне регулярно говорят и коллеги: финансовая служба недовольна убыточностью круиза, а служба продаж – тем, что спрос него сильно ограничен. Все хотят Оку. А мне жалко Вятку: как откажешься от своего детища?

В общем, потребовался «звонок другу». Раньше я бывал на Вятке один или с Любовью Черенковой (все рассказы об этих круизах здесь). А теперь я взял на Вятку друга и коллегу Александра Сахарова, президента компании, с которым мы в свое время ездили вдоль Вятки на машине и только намечали будущий маршрут. Пусть он посмотрит свежим взглядом и скажет свое мнение о том, что можно сделать, чтобы дать новую жизнь круизу.

Если раньше «Чапаев» ходил до Кирова, то в этом году круиз сократили до Советска: это позволило сделать вместо двух односторонних рейсов один круговой, на который только и набираются желающие. Мы приехали на три дня, чтобы вместе с речными путешественниками посетить Уржум, Нолинск и Советск, а также побывать на Береснятском водопаде и Буржатском утесе. Я бывал там везде, и не по одному разу, но в этот раз мне хотелось услышать мнение Александра.

Приехав в Уржум, мы переночевали в гостинице «Уржумка». Шесть номеров, все без удобств, кроме нас в гостинице никого не было. Бывает же так: вроде и гостиница не слишком комфортабельная (а выбор в Уржуме невелик), а все как-то очень мило и душевно. В том числе и сладости к чаю за семь рублей с копейками. Да-да, с копейками! Отвыкли мы от цен в копейках. Наутро мы позавтракали в не менее душевном кафе, в котором у некоторых местных жителей привычным спросом пользовался утренний коньяк…

Тем временем «Чапаев» ошвартовался в Медведке, и речные путешественники на автобусах приехали в Уржум. Мы присоединились к ним во дворце культуры, на концерте хореографического ансамбля «Проталинка». Анасамбль прекрасного уровня, настоящее украшение и отличное начало программы в Уржуме.

Дальше были, как обычно, город с купеческими особняками, огромный Свято-Троицкий собор, краеведческий музей, дом-музей Сергея Кирова.

В доме-музее С.М. Кирова побывать очень интересно – и, скорее, не из-за личности Сергея Мироновича, а из-за картины жизни и быта людей того времени, ярко показываемой экскурсоводами.

Полюбовались с горы на речку Уржумку, по которой, кстати, до революции ходили небольшие пассажирские пароходы…

… и поехали в Медведок, на теплоход.

Нет, это не наш теплоход. Это списанный «Путейский», установленный в поселке речников Медведке в качестве памятника. А «Василий Чапаев» стоит у причала в местном затоне.

«Чапаев», «Чапаев»… 305 проект. Теплоходов этого типа на реке осталось совсем немного. С одной стороны, замены им для малых рек пока нет. А с другой, если разобраться, то и на малых реках работы для них немного. Ока от Рязани до Нижнего проходима дай Бог до конца июня. Вятка – и вовсе только в первой половине мая. Есть еще Белая, но много ли туда сделаешь рейсов? Один, максимум два за сезон. Малые города на Волге? Там уже давно принимают теплоходы любых размеров.

Вот и получается, что добрую половину навигации теплоходы 305 проекта конкурируют с трех- и четырехпалубными судами на одних и тех же маршрутах. И проигрывают, в первую очередь потому, что на небольших судах меньше общественных помещений. Да и каюты: как их не реконструируй, а будешь проигрывать либо в размерах кают, либо во вместимости судна, и если для большого теплохода последнее нормально, то для маленького критично.

Отживают свое 305-е… В 2010 году мы дали «Чапаеву» новую жизнь, сделав капитальную реконструкцию и пассажирских помещений, и механической части судна. Многие собратья «Чапаева», не получив подобной реконструкции, уже утилизированы. «Чапаеву» же с механической точки зрения еще ходить и ходить… Но куда уйти от морального старения судна?

Нельзя отрицать: у теплохода много поклонников. Он уютный, домашний. В его вестибюле висит картина «Чапаев» на «Вятке» – подарок от туристов прошлогоднего круиза по Вятке. А ниже – удивительно точная модель «Чапаева» в масштабе 1:100, подарок энтузиаста из Уфы Евгения. Про «Чапаева» не услышишь ни одного плохого слова. «Чапаева» любят. Но… все чаще выбирают большие теплоходы. И задумываешься: как дать нашему первенцу следующую, третью жизнь?

После обеда – вторая экскурсия, в Нолинск. Нас провожают песнями и частушками.

Нолинск – старинный городок, полный интересных зданий. Правда, пока не все из них приведены в должный порядок. Мое «пока» – это вежливый оптимизм, хотя, честно говоря, не вижу позитивных изменений в состоянии фасадов этих городков в за последние годы… В программе – Успенская церковь, краеведческий музей, музей лимонада, мастер-класс по росписи матрешек (это традиционный нолинский промысел), прогулка по улочкам города.

Огромный Никольский собор пока ждет своего часа: работа по восстановлению здесь предстоит немалая.

Вечером на теплоходе – интересные разговоры с речными путешественниками, некоторые из которых бывают в вятском круизе почти ежегодно. Кто-то из года в год путешествует по разным маршрутам только на «Чапаеве». Кто-то, наоборот, выбрал «Чапаева» на один круиз, из-за Вятки, чтобы потом вернуться на другие наши теплоходы. Обстановка на борту, как это обычно бывает в круизе по Вятке, – спокойная, душевная, размеренная.

На рассвете вышли из Медведка. Впереди полдня на реке.

Участок от Медведка до Советска, на мой взгляд, самый красивый на всей Вятке. Есть еще очень красивые места ближе к Котельничу, но все же мало что сравнится с «Вятской Швейцарией», местностью ниже Советска с ее прекрасными холмистыми пейзажами. Когда обсуждалось, до куда делать вятский круиз в этом году, общее мнение было – до Уржума. Но я сказал: нет уж, не показать путешественникам Вятскую Швейцарию – это все равно что вообще не показать им Вятку. Да и принимают в Советске нас всегда с душой… Так и решили идти до Советска.

На живописном берегу чуть выше Советска находится база отдыха «Наследие», красивая и благоустроенная. Мы останавливаемся там не каждый год, потому что выше по реке есть более удобное место стоянки, совсем близкое к Советску. Но в этом году мы включили «Наследие» в программу круиза. Сделали так: после обеда – стоянка у «Наследия» с экскурсией в Советск. Наутро – трехчасовой переход к путейской базе, и оттуда – экскурсии по природным достопримечательностям Советского района и в Яранск.

На крыле мостика – капитан Юрий Матякубович Машарипов. Подходы к берегу на Вятке весьма головоломны, и требуют от судоводителя большого мастерства.

Нам помогает сопровождающий нас путейский катер «Морянка».

После швартовки, пока путешественники рассаживаются по автобусам, я успеваю залезть на мой любимый пригорок и сфотографировать оттуда теплоход. Идти по нормальным дорожкам некогда – карабкаюсь прямо на холм, пытаясь не упасть. Ничего, это привычные будни речного энтузиаста, который во мне периодически просыпается. Хотя, наверное, и не засыпает. Иногда это кого-то удивляет, но не наших постоянных путешественников.

В прошлом году, после прибытия нашего теплохода «Лунная соната» в поселок Старая Ладога на реке Волхов, я наметил с палубы удивительно хорошую точку съемки – в кустах, рядом с рыбаками. Вышел на берег и отснял оттуда теплоход. Получилось замечательно! Некоторые наши туристы, в свою очередь, сфотографировали меня с палубы и опубликовали это с шуточной надписью вроде «Александр Сергеевич следит за нами из кустов».

Посмеялись, но потом какие-то любопытствующие, уже не наши туристы, меня спрашивали: «Вы следите из укрытия, чтобы убедиться, что на теплоходе все нормально?» Господи, думаю, несчастные люди, судите по себе… вы бы обязательно так и делали – шпионили из кустов. Мне же вообще не нужно ни следить, ни контролировать… Все работает, потому что работает система. Я настраиваю систему, а не конкретный теплоход.

А вот сфотографировать этот самый теплоход в красивом ракурсе – это мне по душе. Я попробовал снять и «Чапаева» у «Наследия» из кустов:

Нет, с пригорка получилось лучше.

Отсюда до Советска – десять километров, правда, по неважной дороге. Встречают нас местные старшеклассники, в одном месте – даже в пионерской форме. «Расставленные» по разным местам города, они помогают экскурсоводам рассказывать об истории города.

В Советске мы осматриваем старые особняки вдоль центральной улицы, церкви, краеведческий музей. Желающие забираются на пожарную каланчу, откуда открывается вид на город.

А вот здесь некоторые местные жительницы до сих пор стирают белье:

Под конец экскурсии приезжаем в местное училище, где готовят мастериц по кружеву (а местное кружево, по мнению многих, уступает знаменитому вологодскому разве что в цене). Здесь для нас делают концерт, а параллельно проходят ярмарка и кружевной мастер-класс.

Вечером на борт приехал местный цыганский ансамбль. Благодаря хорошей погоде их чудесное зажигательное выступление было организовано на открытой кормовой площадке теплохода, а потом импровизированно продолжилось в центральном вестибюле «Чапаева».

Хорошо, когда погода позволяет делать концертные программы на палубе, ведь на этих небольших теплоходах не очень удобный концертный зал: он маленький, и расположен рядом с каютами. А на палубе здорово.

Ранним утром «Чапаев» перешел от «Наследия» к путейской базе. Место это удобное не только для швартовки, но и для подъезда автобусов. Советск отсюда всего в трех километрах, а трасса, по которой можно попасть в Киров, вообще проходит рядом. Часть путешественников отправилась до вечера в Киров, а остальным были предложены две экскурсии: до обеда – по природным достопримечательностям Советского района, а после обеда – новинка: поездка в Яранск.

Туристических автобусов в этих краях нет, поэтому они приехали за нами из Кирова. С точки зрения комфорта эти автобусы, конечно, лучше тех микроавтобусов, на которых нас возили к Береснятскому водопаду в прошлые годы. Но с проходимостью у них хуже, с возможностью развернуться на узкой дороге тоже, поэтому до поляны, откуда начинается пешеходная часть экскурсии, мы немного не доехали, и прошли оставшийся километр пешком. Не думаю, что это кого-то расстроило: погода в этот день выдалась хорошая, так почему бы не прогуляться по природе?

Береснятский водопад – небольшой и живописный. Можно любоваться им снизу, а можно вскарабкаться по склону, что многие и сделали. Для подстраховки при таких подъемах нашу экскурсию сопровождали члены экипажа.

Как не залезть под холодный поток воды? «Да фотографируй же, я сейчас весь вымокну к чертям!»

Чуть дальше – прохладное ущелье, а еще дальше – Буржатский утес, с которого открывается красивый и несколько суровый вид на уголок Вятского края.

Вернувшись на поляну, угощаемся ароматной ухой.

Программа круиза продолжается. Впереди в этот день Яранск, но мы с Александром должны ехать в Киров и оттуда улетать в Петербург: офисная работа зовет. Хотя на теплоходе, что и говорить, гораздо лучше, чем в офисе.

Всю дорогу мы обсуждаем с Сашей, что в программе вятского круиза можно улучшить. Занятие не очень для нас типичное, ведь в последние годы мы привыкли работать с системой, а не со штучными программами. Но Вятка нас обоих увлекает, мы хотим сохранить этот круиз, и не прочь покопаться в деталях.

Сашино мнение радикально: краеведческие музеи в существующем виде в программе не нужны! Их много, и они одинаковые, с чучелом зайца и купеческим костюмом позапрошлого века. Я и сам заметил, что не все туристы выражают желание их посещать. Но мне искренне жаль тех, кто трудится в таких музеях. Как лишать их посетителей?

Мнение Александра жестко: «Ты хочешь, чтобы местный туризм развивался? Почему же тогда поощряешь то, что большинству людей неинтересно?». Да, подумал я, благими намерениями и вправду вымощена дорога в ад. Краеведческие музеи должны меняться, им надо становиться современными, они должны стараться достучаться до каждого. Понимаю, что в нынешних условиях, да еще в таком депрессивном регионе, как Кировская область, это нелегко. Но какая этому альтернатива? Надо пробовать меняться, а мы постараемся помочь, например, заменив стандартную экскурсию по музею какой-то интересной интерактивной программой в том же самом музее.

Решили, что программу в городах стоит уменьшить, сделав ее более динамичной и сбалансированной. Круиз будет сокращен на один день за счет дальних экскурсий в Нолинск и Яранск (совсем не в обиду этим милым городам, просто путешественники устают от длительных стоянок и переездов). Экскурсию же к Береснятскому водопаду и Буржатскому утесу оставим как есть: эта экскурсия-поход очень важна, ведь это знакомство с Вятским краем изнутри, а не за этим ли отправляются в круиз по Вятке многие путешественники?

Следующий круиз по Вятке мы снова сделаем до Советска, а состоится он в 2020 или 2021 году – когда точно, пока еще не решили.

Встречали теплоход везде, как и обычно, просто замечательно. И в Вятских полянах с Мамадышем, где мы с Александром в этот раз не побывали, – тоже. Нам очень хочется сохранить этот необычный круиз. Постараемся это сделать.
Даешь Киров!!!
Замечательный же город в аспектах... даже антикварный магазинчик - и тот какой-то... необычный.

А вот насчет краеведческих музеев - увы, я вынужден согласиться (чего не было бы еще несколько лет назад). При всей моей любви именно к таким, особенно провинциальным музеям с их духом старины (раннесоветской, как правило) - даже мне уже они кажутся одинаковыми. Или это возрастное... И что делать - не могу придумать даже теоретически.
Рекомендую в этом плане Весьегонск - если там та же директор,, что и в 8 году, то ее эмоциональность (в сочетании с эрудицией и профессионализмом) удержат внимание любой аудитории...
Re: Даешь Киров!!!
Да бывают очень интересные краеведческие музеи. Обычно все держится на харизматичных и инициативных людях.
Супер!!!! Когда расписание будет на следующий год круизов, Александр?! Записыываюсь на Вятку!!! Вы молодец!!! Восхищаюсь Вами без преувеличения! Жаль что Солнечный город в утиль :( не знаю откуда у вас такое что все выбирают большие теплоходы?!. Чапай Солнечный супер
Добрый день! Спасибо за добрые слова! Расписание появится до конца июня, сейчас там идут доработки.
"Солнечный город" - надеюсь, да уверен, что не в утиль! Он еще поработает. Разве мы зря столько в него вложили? :)
Александр, пожалуйста, пишите побольше таких рассказов, и дублируйте их по максимуму!
Дзен, Пикабу, Фишки - много есть ресурсов, где такие тексты очень хорошо заходят и выполняют продающую роль.
После прошлого подобного рассказа мы узнали про Вятку - и сходили в этот круиз.
Сейчас спасибо, что напомнили. В следующем году обязательно сходим, если будет возможность.

И так после каждой заметки - тут человек 5 заинтересуются, там 10, сям ещё 5 - и теплоход полный!
Снова круиз по Вятке
(Anonymous)
Александр Сергеевич, добрый день!
С большим интересом прочитал Ваши заметки о круизе на Вятку. В связи с этим думаю: может быть, не очень высокий спрос на такие круизы объясняется недостаточной информированностью туристов о столь экзотических маршрутах?
Люди знают о больших городах, и выбирают эти круизы. А о городах, к примеру, расположенных на Вятке, многие не знают и, к сожалению, даже не догадываются об их существовании.
В своём рассказе Вы упомянули круиз по реке Белой. Я сразу же задумался о нём, ведь там я ни разу не был!
Может быть, стоит больше информировать людей о таких рейсах?
На небольшом тееплоходе, кроме того, интересно было бы зайти в такие реки, как Сура и Ветлуга. Не знаю, правда, проходимы ли они.
Может быть (как один из возможных вариантов), в рейсах "Чапаева" сделать больше природных стоянок?
И буквально немного о рейсах на Соловки. Может быть, стоит на отдельных рейсах ("Солнечного города", например) предусмотреть возможность пребывания туристов на Соловках в течение двух дней? А то очень мало времени получается на осмотр этих мест.
Я согласен, что тяжеловато два дня подряд ходить на Соловки и обратно на катамаране, да и погода может подвести. Но, может быть, стоит попробовать?
Ни на чём не настаиваю. Это просто мои мысли вслух. Скорее, даже мечты.
Re: Снова круиз по Вятке
(Anonymous)
Как обычно, забыл подписаться. Алексей Валерьевич.
Добрый день, Алексей Валерьевич! Спасибо за Ваши мысли. Возможно, надо больше рассказывать об этих реках.
По Ветлуге мы ходили до того, как реку закрыли для судоходства. На Суру заходим каждый год. Соловки иногда предлагаем с ночлегом в гостинице.
Добрый день, спасибо за идею! Хотя круиз по Вятке проходит по местам, которые широкая публика может и не воспринять. Для тех, кто первый раз отправляется в круиз, думаю, больше подойдут маршруты Москва - Санкт-Петербург, или до Плеса. Хотя... кому как.
(Anonymous)
Здравствуйте Александр!Был в прошлом году на Вятке с Вами,ЗДОРОВО!Вопрос про Весьегонск-почему теперь так мало заходов туда-не интересный город?И о Белозёрске-по прежнему не будет?Спасибо!
Добрый день! В Весьегонск заходим каждый год, но не часто - один-два раза, потому что интерес к городу ограничен. Хотя на этом маршруте очень красиво: теплоход проходит часть пути по реке Мологе. Пусть сильно «поднятой», но все равно красивой.
Белозерск настолько часто меняет правила игры (может согласовать заход, а в последний момент отказать), что предпочитаем возить туристов туда из Череповца.
В прошлом году
Я высказал предположение, что одной из проблем круиза на Вятку является то, что он стал явлением для небольшой клиентской базы Чапаева, но не для всей большой клиентской базы Инфофлота.
Этот аспект в сообщении Соснина отсутствует. Руководители Инфофлота, как я понял, видят проблемы круиза в его внутренних аспектах (устаревшие краеведческие музеи и ТД).
Очевидно, я был неправ.
PS в прошлом году случайно наткнулся на инфо, что Инфофлот два года готовил поход Чапаева на верхний Дон, до станицы Вешенская, родины Шолохова. Но пошел на Вятку ...
Следующий круиз на Вятку состоится в 2020 или 2021 году. Если будет принято решение о 2021 годе, то может быть Инфофлот попробует в 2020 пройти до Вешенская?
Добрый день! Прошу прощения, что не ответил сразу. Участок Дона выше Калача-на-Дону, к сожалению, не обслуживается путейцами, так что теплоход с пассажирами туда не пустят.
Прекрасный круиз. Красивые там места!
(Anonymous)
Хочу вставить маленькую ремарочку про краеведческие музеи по маршрутам. Вот сразу мне вспомнился заход в Волгоград довольно давно на Дзержинском. Завезли в музей. Обычный дом в частном секторе. А ведь это Волгоград - бывший Царицын, уникальное место, где две большие реки - Волга и Дон сближаются своими руслами на очень близкое расстояние. Казалось бы, вот оно - то, что запомнится потом на всю жизнь, две великие реки совсем рядом! Но нет, показали музей. И в том же круизе, в Астрахани, свозили на базу отдыха в дельту Волги, покатали там на мощняцких катерах, по дороге назад прямо в автобусе напоили водкой (хоть это и была наверное самодеятельность экскурсовода), завезли на рыбный рынок, где продают осетрину ( в то время с т.н. "Третьим чеком" - по сути с товарным чеком, удостоверяющим легальность покупки). До сих пор осталась картинка в памяти от той поездки. Я это к тому, что мне очень импонируют доводы Вашего коллеги касательно краеведческих музеев и им подобных "развлечений" в кавычках. Надо бы их исключить из программ круизов, а показывать то, что и вправду интересно.
P.S. подписываюсь своим никнеймом в жж - gav_1
P.P.S.
(Anonymous)
Но, конечно, важно не выплеснуть с водой ребёнка. А то вот перечитал свой коммент, и мне показалось, что он может быть истолкован расширительно. А есть ведь и положительные примеры ( наряду с уже упомянутой экскурсией в Астрахани) экскурсионной программы в "традиционном" стиле. Вот в Перми в прошлом году на Чапаеве была прекрасная обзорная экскурсия ( без посещения музеев). Ещё в одном городе по маршруту ( кажется это был Мариинский Посад) очень обаятельная девушка - экскурсовод сводила нас к чудодейственному источнику (некоторые пассажиры знали о нем). В Мышкине была совершенно шикарная экскурсия с очень креативным экскурсоводом во главе... Получается, что разом взять и убрать "музеи" вообще тоже не совсем правильным будет. А как быть - не могу даже посоветовать. Как отделить зёрна ( индивидуальный креатив экскурсоводов в отдельных городах) от плевел (чучело зайца)? Не знаю...
Re: P.P.S.
Сложный вопрос. Думаю, нужен баланс. Но в любом случае уверен, что музеи, чтобы оставаться интересными людям, обязаны развиваться!
(Anonymous)
Вообще, круизы по Вятке, Оке и т.д крайне интересны. Сам Оку обожаю.
Но не в обиду Чапаеву будет сказано, надо что то делать. Нужен теплоход, с малой осадкой и более комфортный, без вибраций. С санузлом в каюте. С рестораном где не тесно. И с помещениями для детского клуба - обязательно. Пусть и не обязательно новый.

А без этого действительно выбор будет сделан на большой теплоход.

Согласен. По сути для малых рек нужны новые суда.