asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Из прошлых путешествий: круиз по рекам Флориды

Последнее время я не почти не успевал писать в ЖЖ – ни о необычных круизах, ни о необычных полетах. Пора наверстывать. Буду-ка я каждую неделю публиковать рассказ о каком-то из этих событий. И назову этот цикл «Из прошлых путешествий». Первый на очереди – довольно давний круиз, состоявшийся аж полтора года назад.

Какие круизы ассоциируются у большинства людей с американским штатом Флорида? Наверное, морские круизы к жарким Карибским островам: почти все они стартуют из портов этого штата. А какие круизы совсем не ассоциируются с Флоридой? Конечно, речные. И тем не менее, в декабре 2017 года я побывал именно в речном круизе по Флориде. Но обо всем по порядку.



1 декабря 2017 г. Джексонвилл

Джексонвилл – город на реке Сент-Джонс. Город без особых достопримечательностей, не слишком благополучный, но отсюда удобно начинать речные круизы по Флориде: во-первых, территориально, а во-вторых, здесь есть большой аэропорт.

Старый город расположен на левом берегу Сент-Джонса. На реку смотрит небольшой деловой центр с высотными зданиями.



За ними сразу начинаются неблагополучные районы – чем дальше, тем хуже. Я, со своей привычкой приезжать в новые места не готовясь, об этом не знал, поэтому довольно мило погулял по пустынным улицам с изредка встречающимися одинокими прохожими подозрительного вида.



Правый берег Джексонвилла застроен в новейшее время, там все более респектабельно, и туда можно добраться на бесплатном монорельсовом поезде без машиниста.







Вечером из окна своей «левобережной» гостиницы наблюдаю прибытие теплохода American Star. Завтра мне предстоит отправиться на нем в круиз.




2 декабря 2017 г. Грин-Ков-Спрингс

Компания American Cruise Lines – сравнительно молодая и быстро развивающаяся. Ее двенадцать судов совершают круизы по внутренним водным путям страны, а также выходят в прибрежные морские районы. Клиенты компании – в основном американцы. Что интересно, большинство путешествующих американцев долгое время не воспринимали свою страну как место, где можно совершить речной круиз. Но в последние годы ситуация меняется. Популярность речных круизов по США резко растет; строятся новые суда. Все больше и больше американцев открывают для себя свою страну с борта речного теплохода. Хотя, забегая вперед, скажу, что этими круизами стали пользоваться и те, кто предпочитает не ездить за границу, и таких людей очень много. Вспомним российское «А что мы там не видели?» (и всегда напрашивается ответ «Ничего не видели»). В Америке все ровно так же.



Теплоход American Star был построен в 2007 году в США. Суда, построенные в других странах, не могут работать на внутренних водных путях Америки. Кто-то скажет: вот молодцы, защищают свою промышленность, нам бы так! Но есть и другая сторона медали: этот старый закон позволяет американским верфям держать высокие цены на свои услуги и, соответственно, тормозит развитие внутреннего судоходства. Для примера: недавно одна из крупных речных круизных компаний отказалась от своих планов выйти на американские реки по той причине, что им слишком дорого обошлось бы строительство новых судов. Получается, что защищая интересы своих судостроителей, страна проигрывает в развитии судоходства и туризма.

Но вернемся на борт American Star. Не помню уже во сколько (вот что значит описывать события спустя полтора года), но не очень поздно, отправляемся из Джексонвилла вверх по реке, на юг.



Минуем несколько мостов, в том числе старинный разводной железнодорожный мост, и выходим на спокойную широкую воду.













Прежде чем приступать к дальнейшему повествованию, немного расскажу о теплоходе. Его длина 60 метров, ширина 14 метров, осадка чуть больше двух метров. Судно строилось не только для речного, но и для прибрежного морского плавания. Кстати, это просто идеальные габариты для работы на российских водных путях, ну разве что длину можно сделать побольше. 47 пассажирских кают, 94 места. А вот вместимость маловата. Недаром последующие теплоходы компании American Cruise Lines строились больших размеров и, соответственно, пассажировместимости.

Почти все каюты – двухместные, и достаточно просторные. В нескольких каютах есть балкон.





На судне два больших общественных помещения. Первое – обзорный салон «Chesapeake» (Чесапикский залив, что недалеко от Вашингтона, – один из многочисленных водных путей, где работают суда компании).



И второе – обеденный зал.



Теплоходные вестибюли на всех палубах использованы толково: несмотря на их небольшие размеры, в них сделаны камерные салоны, а в одном месте – целая библиотека.









На ночь останавливаемся у причала небольшого городка Грин-ков-Спрингс, где на берегу полным ходом работает рождественский базар. Кстати, здесь провел детство изобретатель смартфона Фрэнсис Канова.














3 декабря 2017 г. Грин-Ков-Спрингс

Кстати, то, что мы подошли здесь к причалу, – везение. После прошедшего через эти места разрушительного урагана «Ирма», а произошло это за два месяца до нашего круиза, многие причалы в регионе было сильно повреждены или разрушены. Поэтому в нашем круизе теплоход будет больше стоять на рейде, чем у причала.





Утренняя прогулка по городу. Многие представляют Америку как страну сплошных небоскребов, а между тем Америка – это в основном вот такие городки как Грин-Ков-Спрингс с двухэтажными непохожими друг на друга домами.





Большая часть дня – ходовая. Любуемся рекой и знакомимся друг с другом. Как я говорил, почти все клиенты American Cruise Lines – американцы, а на нашем рейсе, если бы не я, их было бы сто процентов. Экипаж – тоже американский, это обязательное условие для плавания по внутренним водным путям США.



Обстановка на борту… Как это обычно и бывает в среде американцев, обстановка милая, тем более что люди в основном пожилого возраста. Некоторые никогда не выезжали за пределы своей страны. До этого мне часто приходилось бывать в одних круизах с американцами, но в основном это были довольно необычные, в том числе экспедиционные круизы, либо речные по Америке до начала их бума. Соответственно, в основном я встречал путешествующих людей с широким кругозором. Если поговорить – то на любую тему. Если они что-то спрашивают о России – то только чтобы уточнить какие-то нюансы.

Я и не подозревал, что существует другой мир, в котором «Мам, я пойду поиграю с медведем?» – «Хорошо, сынок, только сначала выпей водки» – это не пародийное, а реальное представление о России. И вот я оказался в этом параллельном мире, где милые и доброжелательные люди задают тебе разные вопросы типа «А разве из России можно свободно выезжать?»



Но это, конечно, не про всех. Со многими пассажирами American Star оказалось интересно беседовать на разные темы, а некоторые из них даже бывали в России – СССР.

Одна дама рассказала мне и всем за нашим столом (а фиксированной рассадки на теплоходе нет, и каждый завтрак, обед и ужин за столами образуются новые компании), так вот, одна дама рассказала историю своей первой поездки в Советский Союз. Это были шестидесятые годы; жила она безвыездно в каком-то центральном штате, и вот – удача! Она едет по студенческой программе за границу, и не куда-нибудь, а в загадочный СССР, в город Ленинград.

Она привезла домой множество разных впечатлений, но самым большим ее впечатлением стали автоматы со стаканами на ленинградских улицах.

- Там три кнопки. Нажимаешь первую, и льется газированная вода. Нажимаешь вторую, и льется вода с сиропом. А нажимаешь третью…
- И льется вода с другим сиропом? – подсказал я тоном многоопытного знатока советского быта.
- Нет! Нажимаешь третью кнопку, и льется водка!

Вот так поворот. Автоматы с пивом – да, встречались. Впервые я попробовал пиво из такого автомата в Крыму в шесть лет (и кто после этого будет спорить с тем, что у советских детей было счастливое детство). Но чтобы автоматы с водкой…

- С водкой? – недоуменно переспросил я.
- Да, с водкой! Это было самым удивительным из всего, что я увидела в Советском Союзе!
- Но… вы уверены? Я таких автоматов не припомню, чтоб с водкой.
- Но это происходило в середине шестидесятых. Вы еще не родились. Вот спросите у родителей!

Вернувшись из круиза, спросил. Нет, они таких автоматов тоже не видели. Хотя в шестидесятые они были студентами, а значит, точно увидели бы...

Кстати, что будет, если по всему теплоходу расставить автоматы с бесплатной водкой? Бррр… ну и идеи иногда приходят в голову.


4 декабря 2017 г. Палатка

Утро встречаем на рейде города Палатка. Это самая верхняя точка нашего плавания по реке Сент-Джонс: идти выше затруднительно из-за габаритов теплохода. Хотя река судоходна еще на довольно большом протяжении: с середины девятнадцатого века до начала двадцатого отсюда аж до самого Ориндж Сити ходили двухпалубные пассажирские пароходы, доставляя туристов на курорты по кишащей крокодилами реке.

Пересаживаемся на небольшой мотобот, который для таких случаев возим с собой, и переправляемся на берег, в Палатку, откуда на автобусе доезжаем как раз до Ориндж Сити.



Неподалеку от Ориндж Сити нас ожидает прогулочный теплоход. Только такие суда теперь и ходят по верховьям реки Сент-Джонс.



Представляем себя пассажирами старинного двухпалубного парохода, и отправляемся в путь. Наблюдаем птиц, черепах…











Видите крокодила? Их здесь много.





Эти места скорее похожи на джунгли, чем на курорт, и тем не менее сто лет назад сюда было престижно приезжать пароходом на отдых. Пароходы делали несколько остановок вдоль реки, в том числе в популярном местечке Блю-Спрингз. Здесь высаживаемся и мы.



Блю-Спрингз уже не так многолюден, как в былые годы. Сейчас это природный парк и место обитания ламантинов – крупных животных, живущих на мелководье, и, к сожалению, вымирающих как вид. Всюду предупреждающие таблички: крокодилы не дремлют! Для наблюдения за ламантинами построены специальные площадки.



Ламантины, в отличие от белок, в этот день не захотели приближаться к площадке, и мы их так и не увидели. А жаль – это славные создания, чем-то напоминающие вымерших морских коров.



Рядом с площадкой для наблюдения за ламантинами стоит дом семьи Тисби, построенный в 1872 году. Луис Тисби, приехав в эти края в 1856 году, приложил большие усилия для привлечения сюда туристов. Ему же принадлежали первые апельсиновые плантации в этих местах. Дом семьи Тисби сохранился до наших дней практически в первозданном виде.



Возвращаемся в Палатку. Это типичный городок «одноэтажной», а точнее двухэтажной Америки. Некоторые домики сдаются в аренду, и в один из них мы заглянули.













Дом Бронсона-Малхолланда – историческое здание, построенное в 1854 году для семьи судьи Исаака Бронсона. За полтора века дом сменил множество владельцев, побывал школой, миссией Красного Креста и даже, во время Гражданской войны, – наблюдательным пунктом. C 1945 по 1977 год дом был поделен на квартиры, которые сдавались в наем. После того, как здание выкупил город, оно было восстановлено в своем первоначальном великолепии, и открыто для посещений и мероприятий. Прекрасное место для тех, кто хочет посмотреть, как жили богатые американцы полтора века назад.











Заглянув в местный исторический музей, я неожиданно стал счастливым обладателем книги об истории пассажирского судоходства на реке Сент-Джонс.







Роль пароходов уменьшилась, когда в эти места провели железную дорогу. В наши дни железнодорожная станция в Палатке принимает всего пару пассажирских поездов в день. Зато в станционном здании расположились железнодорожный музей и огромная модель железной дороги, занимающая два зала и оставляющая весьма сильное впечатление.




















5 декабря 2017 г. Фернандина Бич

Утро туманное… Несмотря на плохую видимость, уверенно движемся по реке Сент-Джонс на север. Ранним утром мы миновали Джексонвилл и подошли почти самому устью реки – месту, где она впадает в Атлантический океан.





Не доходя до устья, поворачиваем в реку Амилия, а вскоре бросаем якорь рядом с одноименным островом. Нас уже ждет прогулочный катер, на котором мы отправляемся осматривать островное побережье.







Остров Амилия замыкает с юга цепь барьерных островов, тянущихся вдоль атлантического побережья Америки. На острове два населенных пункта – Фернандина-Бич, в котором мы сегодня побываем, и Амилия, а также хорошо сохранившийся форт времен испанского контроля над этой территорией.











Население Фернандина-Бич небольшое, всего 11 тысяч человек. Город с богатой историей, идущей еще с XVI века, сейчас это популярный курорт с многочисленными отелями и красивыми особняками.





Здание почтамта, как это часто бывает в таких небольших городах, элегантное и снаружи и стильное внутри. Люблю в такие заходить.





Приятно вечером побродить тихими улочками со старыми, непохожими друг на друга особняками.























Загулялся допоздна. Последний мотобот с местного причала на рейд, где стоит наш теплоход, уходит уже когда на борту в разгаре ужин. Неудивительно, что им воспользовался только я: остальные вернулись на борт раньше. На ужине меня встретили аплодисментами: теплоходная общественность почему-то решила, что раз я не пришел к началу ужина, то потерялся.




6 декабря 2017 г. День в ходу



Сегодня мы снова идем на юг, только теперь не по Сент-Джонсу, а по Интракоастал Уотервэй (так официально переводится на русский географическое название Intracoastal Waterway). Это искусственный водный путь с вкраплениями естественных рек и озер. Он проходит параллельно реке Сент-Джонс, но ближе к Атлантическому побережью. В нашем круизе мы используем только небольшой участок этого водного пути, а на самом деле это 4000-километровый канал, идущий от Бостона на юг вдоль всего побережья, огибающий Флориду с юга и заканчивающийся в штате Техас. Назначение канала – обеспечение безопасного судоходства в обход океана. В качестве российского аналога можно вспомнить, например, Новоладожский канал, дающий возможность небольшим судам обойти неспокойное Ладожское озеро.



Канал прямой и уютный, местами застроенный особняками и курортными поселками.







Часть этого участка проходит по руслу реки Толомато.



Ближе к устью река Толомато расширяется, и, наконец, впадает в бухту Святого Августина, на берегу которой расположился одноименный город – Сент-Огастин.



Проходим разводной мост. Кстати, за несколько дней до этого круизная компания получила сообщение, что мост в этот период разводиться не будет. В Америке к речному круизному флоту отношение скорее как к частным яхтам: ну, не можем мы развести вам мост, так пойдите в какое-нибудь другое место. Но в конце концов все разрешилось, мост разведён, и мы его проходим и встаем на рейд.





Сент-Огастин с рейда выглядит интригующе.



На несколько ночных часов освободилось место у причала местной марины. Мы аккуратно туда подходим, чтобы ранним утром снова уйти на рейд.




7 декабря 2017 г. Сент-Огастин

Серое утро. Добираемся до берега мотоботом и пересаживаемся в автобус. День начнем с крокодиловой фермы, а потом будет время осмотреть город.





Крокодиловая ферма в Сент-Огастине была создана в 1893 году. Уже спустя десять лет она стала активно посещаться туристами. Популярно это место и сегодня.

Посмотрите на воду: сколько там крокодилов?



«Вы меня звали?»



В определенные часы крокодилам предлагается лакомство – свежая мышь.



Точнее, несколько мышей, но достанутся они не всем: крокодилов слишком много. Поэтому при приближении работника фермы с мышью в воде начинается некий ажиотаж.



Ну, давай, самый смелый…



Ох как вкусно!..



Стоя на берегу пруда, мы видим в основном головы и спины рептилий. А что при этом происходит под водой, можно увидеть из специального помещения со стеклянной стенкой.



Если бы здесь не было стекла, вы бы сейчас не читали эти строки:



Для любителей «милоты» здесь есть небольшие крокодилы-альбиносы для ванной.



И даже попугаи.



Вторая часть кормления крокодилов происходит с берега. Это удивительное зрелище: работник фермы вызывает крокодилов по именам, и они по очереди, услышав свое имя, высовываются из воды. Эти рептилии не настолько глупы, как могут показаться. Но сожрут тебя при первой возможности безо всяких моральных терзаний.





Теперь – Сент-Огастин.



Предыстория города берет свое начало с 1513 года, когда в этом месте высадился спутник Колумба Хуан Понсе де Лион. История же города началась в 1564 году, когда французы, которых, как и испанцев, привлекала эта территория, основали здесь форт. В этих местах происходили кровопролитные сражения между испанцами и французами, а позднее между испанцами и англичанами.

Сейчас мало что в Сент-Огастине напоминает о боевом прошлом. Город, который, кстати, является старейшим городом континентальной Америки, живет в основном туризмом.









Из множества красивых зданий мое особенное внимание привлекло бывшее здание отеля Ponce de Leon, построенное в 1888 году миллионером Генри Флаглером. Это был один из первых американских отелей, где уже при проектировании предусмотрели электричество, причем генераторы тока установил друг Флаглера Томас Эдисон. Над проектом работали известные дизайнеры, архитекторы и художники. Отель мгновенно получил огромную популярность, но с годами стал ее терять, и в конце концов закрылся в 1967 году.



Сейчас в здании бывшего отеля находится гуманитарный колледж, названный в честь Генри Флаглера.



Во двор и вестибюль колледжа может заглянуть любой желающий, но дальше путь открыт только преподавателям и студентам. Немного жаль: интерьер некоторых помещений, например, столовой, фантастически красив даже не по меркам учебного заведения.









Красивый город Сент-Огастин. Хорошая точка для завершения круиза. Завтра – ходовой день и вечернее прибытие в Джексонвилл.

Ближе к ночи снова освободилось место у причала, и мы занимаем его до утра.




8 декабря 2017 г. Джексонвилл

Наслаждаемся последним днем круиза. Он ходовой и пасмурный.



Проходим в обратном направлении канал и сворачиваем в реку Сент-Джонс.



Проходим док со стоящим в нем теплоходом Independence, почти однотипным нашему.



Начинает темнеть. По правому борту – конечный пункт круиза, Джексонвилл, откуда мы отправились шесть дней назад.



После швартовки - экскурсия в рубку для желающих. Кстати, капитан немного знает русский, что, по его словам, добавляло ему разной работы во время службы в военно-морском флоте в годы холодной войны. В заключение капитан попросил всех обратиться к сенаторам от своих штатов по поводу недостаточно хорошего содержания американских водных путей.









Можно остаться на борту до утра, но у меня другие планы, и, несмотря на проливной дождь, поздно вечером покидаю уютный теплоход.



Круиз удался. А разве бывает, чтобы круиз не удался?
Tags: США, круизы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments