asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

О том, как движение теплоходов было нарушено из-за шторма на озерах

В начале этой недели идущий с севера циклон буквально парализовал движение круизных судов в северо-западном регионе. Почти два десятка теплоходов были вынуждены простаивать, пережидая непогоду, и пять из них – нашей компании. Но обо всем по порядку.


Теплоходы 302 проекта обычно считаются всепогодными. Но и у них случаются задержки из-за штормов

29 июля

В ночь на 29 июля теплоход «Северная сказка», выполняющий рейс Санкт-Петербург – Беломорск – Санкт-Петербург, был остановлен на выходе из Свири в Онежское озеро, у поселка Вознесенье, из-за волн, высота которых превышала 2 метра.

Ограничение «Северной сказки» по высоте волны для Онежского озера – 1.7 метра. Поскольку ветер продолжал усиливаться, было решено не оставаться на рейде, а идти обратно в Мандроги, откуда в ожидании улучшения погоды организовать экскурсионную программу. В районе 15 часов теплоход снялся с якоря, проследовал вверх по Свири, и прибыл в Мандроги к полуночи.

К вечеру высота волны в Онежском озере достигла 4 метров. Начался исключительный для этих мест шторм. С вечера 29 июля ни один пассажирский теплоход уже не мог выйти в Онежское озеро, в том числе и четырехпалубные теплоходы 302 проекта, из-за трехметрового ограничения по волне считающиеся почти всепогодными.

30 июля

В ночь на 30 июля на рейд в Вознесенье прибыли теплоходы «Княжна Виктория», «Илья Репин», «Лунная соната» и «Леонид Соболев». Последний, выполняющий круговой круиз из Санкт-Петербурга в Кижи и Петрозаводск, к утру снялся с якоря и ушел по Свири в обратном направлении. Остальные три теплохода, следовавшие в Москву, остались стоять улучшения погоды. Тем временем шторм продолжал разыгрываться.

Мы не стали отправлять»Лунную сонату» обратно в 9-часовой переход до Мандрог, полагая, что шторм столь исключительной силы должен скоро немного стихнуть, хотя бы до трехметровой высоты волны, и разумнее всего ожидать этого в Вознесенье с шансами спасти хотя бы часть дальнейшей круизной программы.

Утром к Онежскому озеру со стороны Вытегры, то есть «с другой стороны», подошел теплоход «Лебединое озеро», следовавший из Москвы в Санкт-Петербург. Здесь положение оказалось чуть легче: теплоход встал не на рейд, а к причалу, так что его туристы и экипаж получили возможность выйти на берег, чтобы прогуляться по Вытегре.

Начался шторм и на Ладожском озере, хотя и меньшей силы. Наших теплоходов на подходе к Ладоге в этот момент не было, но «Северная сказка» оказалась запертой на Свири между двух штормовых озер.

Разбушевалось и Рыбинское водохранилище. Около 8 утра теплоход «Василий Чапаев», следовавший рейсом Москва – Пермь – Уфа – Москва, прошлюзовавшись в Рыбинском шлюзе, вышел в водохранилище и испытал настолько сильное воздействие бокового ветра, что капитан Юрий Матякубович принял решение переждать, когда ветер утихнет. Теплоход продолжил рейс только в 16 часов. 8-часовая стоянка стоила «Чапаеву» захода в Углич, который теплоход прошел ночью. В Москву «Чапаев» пришел вечером 31 июля с минимальным опозданием.

Теплоход «Северная сказка» тем временем оставался в Мандрогах, а его туристы отправились на экскурсию на выбор в Олонец или центр вепсской культуры.

Вечером и ночью со стороны Свири к Онежскому озеру подошли и встали на якоря теплоходы «Иван Бунин», «Константин Симонов», «Виссарион Белинский», «Русь Великая» и «Дмитрий Фурманов», оказавшийся пятым, и, к счастью, последним нашим теплоходом, остановленным штормом. Правда, четвертый, «Чапаев», к этому моменту уже продолжил рейс. Нам ничего не оставалось, как слегка разрядить напряженную обстановку, поздравив капитана «Фурманова» Петра Максимовича со «вступлением в клуб».

31 июля

К утру этот клуб состоял из почти двух десятков теплоходов, остановленных штормами на Ладожском и Онежском озерах. Около 8 утра его пополнили и присоединившиеся в Вытегре к «Лебединому озеру» теплоходы «Ленин» и «Мстислав Ростропович».

Наше «Созвездие» оказалось представлено в клубе аж тремя «всепогодными» теплоходами 302 проекта (кто мог такое представить в июле!) и «Северной сказкой», которая ночью перешла из Мандрог в Свирьстрой, откуда утром было удобнее начинать вторую незапланированную экскурсию – в Старую Ладогу.

В полдень по южной трассе Онежского озера наконец дали прогноз, благоприятный для теплоходов 302 проекта. Высота волны снизилась до трех метров – верхнего предела для этих судов. Один за другим теплоходы «Лунная соната», «Дмитрий Фурманов», «Константин Симонов» и «Иван Бунин» снялись с якорей и взяли курс на устье Вытегры. Одновременно навстречу им из Вытегры вышел теплоход «Лебединое озеро».

Переход по Онежскому озеру южной трассой занимает менее двух часов. Но какими были эти два часа для пассажиров и экипажей пяти теплоходов… Из-за бокового ветра суда испытывали сильнейшую бортовую качку. Даже опытным членам экипажей в своей практике нечасто приходилось попадать в такие шторма. Кое-где не обошлось без боя посуды.

Осталась «Северная сказка». Несмотря на неблагоприятный прогноз, вечером «Северная сказка» вышла из Свирьстроя в Вознесенье, чтобы ожидать там улучшения погоды на Онежском озере. Мы не питали особого оптимизма, но…

1 августа

Как раз к 5 утра, когда теплоход подошел к Вознесенью, был получен «ходовой» прогноз по высоте волны в Онеге: 1.7 метра. Для «Северной сказки» это верхняя кромка, но все же позволяющая идти в озеро. И теплоход пошел на Кижи.

Пока «Сказка» в ранние утренние часы рассекала неспокойные воды Онежского озера, мы решали, что делать дальше. Туристы «Сказки» в основном отправились в круиз для того, чтобы посетить Соловецкие острова, куда их должен был 31 июля доставить из Беломорска морской катамаран «Сапфир». Кстати, этот катамаран тоже не ходил в эти дни из-за шторма, но к 1 августа принимающая сторона подтвердила готовность доставить туристов на Соловки. Оставался вопрос, как привезти их в Беломорск.

Мы рассматривали несколько вариантов, первым из которых было идти по Беломорско-Балтийскому каналу до Сосновца, как и было предусмотрено изначальной программой круиза. В этом случае 3 августа состоялось бы посещение Соловецких островов, но закончить круиз пришлось бы в Петрозаводске: к 5 августа в Санкт-Петербург теплоход не успевал. Этот вариант имел одно достоинство: путешественники увидели бы почти весь Беломорканал. Но мы не смогли бы доставить их вовремя в Санкт-Петербург. И еще одно: туристам следующего рейса пришлось бы прибыть к посадке в Петрозаводск. Конечно, мы бы доставили их туда из Санкт-Петербурга. Но одно дело, если бы теплоход не имел возможности туда прийти. А получилось бы, что имел, но не пришел.

Второй вариант был связан с приходом в Повенец, это недалеко от Медвежьегорска, и доставкой туристов оттуда автобусом в Беломорск. Планировалось войти в канал, миновать пять шлюзов, то есть показать людям кусочек ББК, затем подойти к пристани Повенец, где туристов ждали бы автобусы. Вариант было взяли как рабочий, но, оценив риски опоздать (а катамаран в Беломорске долго ждать не сможет), от него отказались.

Третий вариант тоже был связан с Повенцом, только теплоход воспользовался бы причалом на Повенецком заливе, и сэкономил драгоценное время, не заходя в канал. Это был лучший вариант с точки зрения планирования поездки, но существовал риск усиления ветра и невозможности безопасного подхода к этому причалу. Тогда поездка на Соловки не состоялась бы совсем.

И мы выбрали четвертый, самый долгий, но наиболее надежный вариант: автобус Петрозаводск – Беломорск, катамаран на Соловецкие острова, обратный автобус до Петрозаводска. Желающие вместо Соловков смогут отправиться в Медвежьегорск. Хочется надеяться, что дальнейший круиз «Северной сказки» обойдется без задержек по погоде, которая в эти дни нас не балует.

Остальные наши теплоходы уже вернулись в расписание. Теперь можно подводить промежуточный итог. Все три наших четырехдека не зашли в Кижи, «Лунная соната» также в Петрозаводск и Вытегру, а «Лебединое озеро» – в Мандроги. Несмотря на очевидные форс-мажорные обстоятельства, в таких случаях мы стараемся чем-то дополнить оставшуюся программу, чтобы, помимо возврата средств за несостоявшиеся экскурсии, как-то морально компенсировать путешественникам вынужденный простой.

В данном случае места для маневра оказалось немного. У «Лебединое озера» и «Дмитрия Фурманова» вместо программы в Кижах получилась программа в Вытегре. «Лунная соната» уже заканчивала насыщенный 14-дневный круиз по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Москва, и ей оставалось зайти только в Череповец и Углич. Решили предложить желающим посетить дополнительный музей в Угличе и, что актуально для путешественников из разных уголков страны, автобусную экскурсию по Москве.

Мои коллеги продолжают «вести» «Северную сказку».

Что еще добавить? Будучи активным речным и морским путешественником, я не раз попадал в ситуации, когда из-за погоды существенно менялся маршрут круиза или отменялись стоянки. К сожалению, это случается во всем мире. Строятся все более совершенные суда, слабо подверженные влиянию ветра, способные работать в битом льду, но все же изменения круизов из-за погоды остаются вероятным спутником этого прекрасного вида путешествия.

Россия не исключение. Здесь, конечно, не ожидаешь шторма с четырехметровыми волнами в июле. Но все же шторма, пусть не такой силы, иногда случаются на озерах и водохранилищах. Поэтому мы всегда, отправляя судно в рейс, в первую очередь желаем экипажу и путешественникам хорошей погоды, а уже потом всего остального.

Между тем, мысленно мы находимся уже в следующей навигации. Через неделю-другую я расскажу (как всегда, не от лица компании, а через свои личные ощущения), какие ожидания у нас с нею связаны.

Хорошей всем погоды на водных и сухопутных маршрутах!
Tags: Круизная компания Созвездие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments