asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Из прошлых путешествий: речной круиз по Сенегалу и Гамбии

О существовании речных круизов в западной Африке знают немногие. Неудивительно: регион не слишком туристический. Но разве это главное? Главное, что здесь есть реки, а что на них показать, всегда найдется. В феврале 2019 года я побывал в круизе по реке Гамбия.



Греческая круизная компания Variety Cruises оперирует небольшими круизными судами, в основном на Средиземном море. Каждый год, в январе, одно из их судов отправляется к западному побережью Африки, чтобы сделать несколько круизов вглубь африканского материка. В 2019 году в такую «командировку» отправился теплоход Harmony G, о путешествии на котором я расскажу.


15-16 февряля 2019 г., Дакар, Сенегал

Круиз проходит по двум соседним странам, исторически бывших единым целом – Сенегалу и Гамбии, а начинается в столице Сенегала Дакаре.

Дакар – типичный большой африканский город. Здесь хаотично, грязновато, при этом как-то приветливо. Достопримечательностей в городе немного: президентский дворец, пара красивых мечетей, католический храм и огромный монумент африканского возрождения.

























49-метровый монумент африканского возрождения, установленный на вершине холма, был открыт в год пятидесятилетия независимости Сенегала, бывшей французской колонии, в 2010 году. Строительством занималась северокорейская компания. Гостей Сенегала это сооружение обычно впечатляет, а вот в самой стране отношение к нему противоречивое. Сенегальцам не нравится, что на возведение монумента из скромного бюджета страны потрачено 27 миллионов долларов. Указывают и на ненадлежащую для мусульманской страны одежду у женщины.



В верхней части монумента находится смотровая площадка, откуда открывается вид на город.





Если вы хотите увидеть настоящий Сенегал, отправляйтесь на рыбный рынок. Море свежевыловленной рыбы, людей и позитива.











В трех километрах от Дакара находится маленький остров Горе (ударение на последний слог). Этот остров когда-то был крупной перевалочной базой для отправки рабов в Америку. На острове сохранилась соответствующая инфраструктура. Добраться до Горе просто: из дакарского порта туда ходит рейсовый теплоход.















В течение трех столетий, до середины XIX века, Дакар был крупным центром работорговли, а остров Горе – последним перевалочным пунктом живого товара. Отсюда рабов увозили через океан в Америку.



Сами французские колонизаторы практически не занимались отловом людей для продажи в рабство. Это делали местные племена, получая оплату за сданных работорговцам пленных.

До погрузки на суда несчастные люди по несколько недель находились скованными в тесных камерах Дома рабов.







Корабли подходили за людьми фактически прямо к Дому рабов, а точнее – к причальной стенке, построенной вплотную к нему. Рабов выводили для погрузки на корабль через эту дверь. Обратной дороги оттуда не было.







Сегодня на острове Горе проживают около тысячи человек. Они занимаются рыболовством и туризмом.





В порту Дакара уже стоит теплоход Harmony G. На нем мы направимся сначала вдоль африканского побережья на юг, а затем – вглубь материка по реке Гамбия.



Внешне Harmony G похож на морскую яхту. По габаритам и архитектуре это действительно крупная яхта: обтекаемые формы, длина всего 54 метра. Но каюты на судне относительно небольшие, поэтому его вместимость составляет 44 человека – больше, чем вместимость типичной яхты таких размеров.



Общественных помещения на судне два: салон и обеденный салон. Интернет на этих судах в принципе есть, но в этом рейсе его не было: сломалось оборудование, а в Африке его починить негде.





Ближе к вечеру отправляемся в рейс. Впереди ночной переход по океану.


17 февраля 2019 г., Джйффе и Жоаль-Фадиут, Сенегал

На рассвете бросаем якорь напротив рыбацкого поселка с труднопроизносимым названием Джйффе и отправляемся на берег на местной лодке.









В Джйффе мы не задерживаемся, а садимся в автобус и направляемся в город Жоаль-Фадиут, по дороге сделав остановку у самого широкого, по словам местных жителей, баобаба в мире.



Жоаль-Фадиут – красочный городок с очень приветливыми жителями. Гулять здесь – одно удовольствие, особенно по острову, который полностью состоит из ракушек. Идешь, а они хрустят у тебя под ногами.













Жоаль-Фадиут – место, где бок о бок живут христиане и мусульмане. У них здесь даже общее кладбище.



Дорога обратно живописна. Соломенные хижины перемежаются с оранжевыми прудами-карьерами.









Снимаемся с якоря и продолжаем путь по океану на юг.



Поздним вечером прибываем в столицу Гамбии – город Банжул. Сдаем гиду доллары или евро, которые он к утру обменяет на местную валюту – даласи.




18 февраля 2019 г., Банжул, Гамбия

Гамбия – маленькая страна, целиком расположенная вдоль одноименной реки и фактически «встроенная» в Сенегал. Но в отличие от «французского» Сенегала, Гамбия до 1965 года была английской колонией. Все жители Гамбии более-менее свободно говорят на английском.



Перед выходом на берег гид выдал нам даласи. Редко увидишь денежные купюры в таком обветшавшем состоянии, как те, что находятся в обращении в Гамбии. Они напоминают ветхие тряпочки, а пахнут непонятно чем и рыбой.



Акваторию порта украшает затопленное пассажирское судно Badala Princess, когда-то работавшее на скоростной линии Дакар – Банжул.





Банжул – небольшой город с населением 34 тысячи жителей, что не совсем типично для африканской столицы. Достопримечательностей здесь немного, но прогулки по городу вполне приятны.



Арка-22 воздвигнута в честь переворота, произошедшего в стране 22 июля 1994 года. На арку можно подняться для осмотра окрестностей.







Стоит заглянуть в национальный музей, изначально созданный волонтерами.







Интересно побродить по центральному рынку, на котором продается буквально все. Когда привыкаешь в местному колориту и начинаешь уверенно ориентироваться в хитросплетениях рыночных рядов, настойчивые зазывалы теряют к тебе интерес, несмотря на белый цвет твоей кожи.







Наша стоянка в Банжуле совпала с днем независимости Гамбии: пятьдесят четыре года назад страна объявила независимость от Великобритании. Мы и не заметили, как оказались в самом центре праздничного военного шествия.







Любителям же спокойных уединенных мест в Банжуле придутся по душе небольшой ботанический сад.











В стороне от центра находится парк, пруды в котором кишат крокодилами.





Некоторые крокодилы бродят по тем же дорожкам, по которым ходят посетители парка.



Трогать крокодилов не рекомендуется, но если очень хочется, то возражать никто не станет, даже сам крокодил. Грех этим не воспользоваться.





Ночью идем вверх по реке Гамбия.


19 февраля 2019 г., Тендаба, Гамбия

Рано утром переправляемся на берег в рыбацкую деревню Тендаба.





Эта деревня совсем небольшая, но в ней есть целый городок из гостевых бунгало, где могут переночевать путешественники.



А мы на полдня отправляемся в поход – смотреть деревья и птиц.



















К полудню приходим в деревню Бателлинг. Здесь находится школа, содержать которую помогают туристы Variety Cruises.





В Гамбии школьное образование не является обязательным. Обучение в начальной школе (первые шесть классов) бесплатное; в начальной школе обучаются 70 процентов гамбийских детей. Со средней школой (еще шесть классов) дела обстоят хуже: обучение там проходят лишь 23 процента гамбийцев. Лишь около половины жителей страны владеют грамотой (зато здесь сильны традиции).







Дети – везде дети: они позитивны и жизнерадостны.









Из Бателлинга возвращаемся на древнем грузовике повышенной проходимости, который, к счастью, сломался уже на подьезде к Тендабе. Остаток пути преодолеваем пешком.











После обеда на борту отправляемся исследовать приток Тендабы и любоваться птицами, ящерицами, крокодилами, и даже, издали, – обезьянами. На обратном пути встречаем дельфинов.

































Вечером продолжаем движение вглубь африканского континента.




20 февраля 2019 г., Кунтаур, Гамбия



Поселок Кунтаур – верхняя точка нашего путешествия. До сюда добираются немногие путешественники: туристическая инфраструктура в этих местах отсутствует. Тезис про то, что речной круиз – лучший способ знакомства со страной, здесь особенно верен. Хотя круизное судно приходит сюда всего несколько раз в год.



Пересаживаемся на местную, аж двухпалубную, лодку. Основное правило здесь – не скапливаться на одном борту, иначе лодка гарантированно опрокинется. Все бы ничего, но река кишит крокодилами, поэтому опрокидываться совсем не хочется.





Отправляемся вверх по реке вдоль острова Бабун, на котором находится заповедник для реабилитации шимпанзе, родители которых стали жертвами браконьеров.



Увидеть обезьян в этих зарослях совсем непросто, но нам это удается.











По возвращении на причале нас ждут фантастически зажигательные танцы местных жителей. Настоящая Африка!






21 февраля 2019 г., Кунтаур, Гамбия; Каур, Гамбия

С раннего утра едем в Данджабурех, откуда на пароме переправляемся на остров Маккарти.









Когда-то на острове находились военный гарнизон и тюрьма – перевалочный пункт для рабов, щедро поставлявшихся конфликтующими племенами. Стены этой тюрьмы сохранились до наших дней.





Недалеко от места содержания рабов стояло «Дерево свободы». Когда военные хотели поразвлечься, они предлагали свободу каждому, кто сумеет добежать до этого дерева. По бегущему человеку стреляли, так что добежать до дерева никому не удавалось.

Дерево сохранилось до наших дней.











С колониальных времен Джанджабурех, ранее называвшийся Джорджтауном, был административным центром Гамбии. Сохранились резиденция губернатора и другие здания, некоторые из которых продолжают использоваться для административных нужд.



На обратном пути заезжаем в деревню Ламин Кото, где находится вторая школа, которую поддерживают компания Variety Cruises и ее клиенты. Мы заранее собрали пожертвования, и увесистая пачка денег была вручена директору школы в присутствии главы деревни. На собираемые таким образом средства идет строительство второго учебного корпуса и нового туалета.











По пути на теплоход заезжаем в Вассу, где осматриваем сооруженные в первом тысячелетии до нашей эры каменные круги, о предназначении которых ведутся споры. Вероятнее всего, это погребальные сооружения. Место называют африканским Стоунхенджем.



Теперь наш путь лежит вниз по реке. Судоходства здесь практически нет, и если не считать рыбацких лодок и паромчиков, мы – единственное судно на реке Гамбия.





Теплоходом управляет сам капитан, рядом с ним постоянно находится лоцман.



В рубке лежит фотография старого теплохода Lady Wright, который ходил по этой реке до 1979 года. Предназначался он для перевозки местных жителей между Банжулом и поселками вдоль реки, но на нем иногда путешествовали и иностранные туристы. Если бы этот теплоход ходил сейчас, я бы с удовольствием на нем прокатился. С удовольствием вспоминаю поездку на старом пароходе по Бангладеш, хотя, глядя на фотографии из того путешествия, мало кто разделяет мой восторг.





После нескольких часов плавания делаем остановку в поселке Каур. Здесь у нас свободное время.



Думаете, на причале насыпан какой-нибудь гравий? Нет, это орехи.





Желающие идут километра полтора до местного рынка. Место это совсем не туристическое. Гамбия как она есть. Местный житель долго возмущается, когда один из наших туристов пытается сфотографировать его жену в красивом платье, не спросив у него разрешения.

Любителям традиций предков в Гамбии должно понравиться – здесь они свято соблюдаются. Это включает в себя, например, бесправное положение женщин, которые являются товаром, который муж может передать в наследство родственникам. Так что возмущение у человека вполне понятное: какой-то чужак стал фотографировать его имущество, не спросив разрешение хозяина!

Имущество при этом вежливо и чуть виновато улыбалось.






22 февраля 2019 г. Остров Кунта Кинте, Гамбия



Остров Кунта Кинте в устье реки Гамбии – бывший форт Джеймс. По аналогии с сенегальским островом Горе, это был последний перевалочный пункт, где содержались рабы перед отправкой в Америку.



Переправляемся на остров и осматриваем руины крепости.











Вечером останавливаемся в уже знакомом нам Банжуле. Я нахожу гостиницу, в которой, ура, есть интернет! Первый выход в онлайн за неделю. На обратном пути таксист просит показать дорогу к теплоходу. Я уже немного ориентируюсь в Банжуле и без проблем это делаю.

Что-то новое происходит в моей жизни: я показываю банжульскому таксисту дорогу в Банжуле!




23 февраля 2019 г. Дакар, Сенегал

Ночной морской переход, и мы в Дакаре. Круиз окончен. Разъезжаемся кто в гостиницу, кто в аэропорт.



Среди путешественников Сенегал и Гамбия котируются не слишком высоко. Даже мой знакомый Гарри Мидсидис, один из самых активных путешественников на планете, побывавший в каждой без исключения стране по несколько раз, назвал Гамбию самой неинтересной страной в мире.

Но мне это путешествие понравилось. Запомнились люди, несмотря ни на что в основном веселые и дружелюбные. Не могу сказать, что хочу еще раз приехать в эти места, но побывать здесь разок, да еще и в речном круизе, – почему нет?
Tags: Гамбия, Сенегал, круизы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments