Навигация - 2020: планы и принципы

Поговорим о предстоящей навигации.



Сразу оговорюсь, что в моем журнале вы не найдете официальной позиции компании: здесь я пишу только свои личные мысли. Конечно, мои мысли часто претворяются в жизнь; компания «Созвездие» во многом живет созвучно им, но бывает и иначе.

А начну я с принципов.


Принципы

Принципы, которыми мы руководствуемся в своей работе, просты.

Первое: мы делаем то, что нравится нам самим. То есть создаем такие круизы, которые нам по душе. К нам приходят клиенты, которым нравится, что мы делаем, и мы не стремимся понравиться другим. В этом – наши гармоничные отношения с клиентами и с самими собой.

Второе: мы хотим, чтобы бренд «Созвездие» был узнаваем и состоял из множества приятных для нашего клиента вещей. Не конкретный теплоход, а именно бренд компании. Наша работа строится с учетом этого.

Третье: деньги – это не цель, а только средство. Средство для того, чтобы компания была финансово устойчивой и могла развиваться. Но поскольку эта тема животрепещуща, немного поговорю про цены на круизы.


Цены на круизы

Разочарую: я не тот человек, который когда-нибудь участвовал в ценообразовании. Так же, как ни разу не заводил судно в шлюз, не делал своими руками капитальный ремонт главного двигателя, не давал сольных фортепианных концертов. Для каждого дела есть свои мастера, знающие, как это делается.

Но я четко понимаю, что такое цена путевки в круиз. Это обязательство. Компания говорит клиенту: «При такой цене на путевку мы сможем выполнить свои обязательства». Цена может устроить клиента, может не устроить, но здесь нет места для торга. Цена – это результат расчетов двух групп специалистов: по финансам и по продажам. Цена – это часть бюджета компании и часть долгосрочного движения денежных средств – документа, позволяющего нам видеть, где мы будем через год, два или три.

Часто спрашивают про основные статьи затрат круизной компании. Статей затрат очень много, но основных всего две: топливо и заработная плата экипажей. На эти две статьи приходится до сорока процентов расходов. Поэтому когда растут цены на топливо и растут зарплаты, это чувствительно сказывается на цене путевки.

Я отрицательно отношусь к росту цен на топливо, но я сторонник высоких зарплат экипажей. Зарплаты экипажей надо регулярно поднимать. В очередной раз мы это сделали буквально на днях, когда навигация уже перевалила на вторую половину и когда у нас не стоит вопрос набора специалистов. Дело лишь в принципе: квалифицированный труд должен хорошо оплачиваться, зарплаты должны расти.


«Мы боролись за товарища «Чапаева»…

И, к сожалению, выводим судно из эксплуатации. Навигация 2019 года для «Василия Чапаева» под нашим флагом последняя; судно будет выставлено на продажу. Причин для этого несколько.



Первое: теплоход проигрывает конкуренцию другим нашим же судам. Небольшие каюты, недостаточное количество общественных помещений, невысокая скорость. На маршрутах по Волге, то есть там, где «Чапаев» не использует свои возможности ходить по малым рекам, даже наши постоянные клиенты выбирают другие наши теплоходы. Что же касается малых рек, то…

Второе: малых рек совсем мало, судоходный период на них ограничен. Ока в последние годы судоходна для таких судов фактически лишь в мае, дальше начинается эквилибристика с риском посадить судно на мель в самом неожиданном месте, а после июня река может стать и вовсе непроходимой для подобных теплоходов. По Белой значительную часть навигации можно пройти только до Бирска, а иногда и до него дойти нельзя. Остается Вятка, наше любимое детище. Но по Вятке можно выполнить только один рейс – в первой половине мая, по большой воде. И этот рейс, в силу множества сопутствующих расходов, несмотря на высокую цену путевок, всегда убыточен. Мы выполняли его только потому, что нам нравилось ходить на Вятку. Честно выполняли семь навигаций подряд, без единого отклонения от расписания. Большинство желающих смогли побывать на Вятке.

Получается, что показать свои уникальные характеристики теплоходу почти негде.

Третье: судно нерентабельно. Эта причина наименее существенна, потому что, во-первых, мы любим «Чапаева», это наша история, с него все начиналось, и готовы закрывать глаза на некоторую убыточность отдельного теплохода в разумных пределах. Во-вторых, мы понимаем, что посчитать экономику судна можно по-разному. Раскидать накладные расходы по другим судам компании (самообман, конечно, но иногда работает), прекратить модернизацию теплохода, и вот тебе уверенный ноль. Но…

Четвертое: мы не можем прекратить модернизацию и при этом оставить теплоход под маркой «Созвездие». Начать с того, что на теплоходах «Созвездия» не может быть ни одной каюты без санузла. Этого мало: на теплоходах «Созвездия» не может быть и таких небольших санузлов, как во многих каютах «Чапаева». Не может быть и таких маленьких кают, как чапаевские A2. Кроме того, на судне должен быть полноценный концертный зал. И, вообще говоря, должны быть лучшие условия для экипажа за счет снижения количества пассажирских кают. А все это, и дальнейшие реконструкции, и снижение вместимости теплохода, – финансовый тупик.

Кто-то спросит, почему надо подгонять каждый теплоход под стандарты «Созвездия»? Отвечу: из-за того, что бренд должен быть узнаваем. А еще из-за того, что бренд оценивается по слабому звену. Почему требования к теплоходу должны быть именно такими? Нам нравится, когда на наших теплоходах нет кают без санузлов и есть концертный зал. Имеет смысл делать только то, что тебе нравится.

Кстати, уход «Чапаева» продлевает работу другого, хоть и не нашего, теплохода, «Солнечный город». Наши коллеги из компании «Инфофлот» приняли решение оставить «Солнечный город» (свой дочерний проект) как минимум еще на одну навигацию, чтобы резко не терять в объемах продаж.

Решение отказаться от «Чапаева» для нас эмоционально очень тяжелое. Вряд ли наше душевное состояние поймут многие из тех, кто не вкладывал душу в теплоход в течение шестнадцати лет. Мы постоянно и бережно заботились о «Чапаеве». Последняя реконструкция кают была сделана уже в этом году. Судно не приходило в негодность, а, наоборот, постоянно хорошело. И, не в обиду тем, кто работал на «Чапаеве» раньше: никогда за все эти годы на нем не было такой слаженной, профессиональной команды, как сейчас.

Первого сентября мы организуем прощальную прогулку на «Чапаеве» в Москве для тех постоянных клиентов компании, которые чаще всех на нем путешествовали. После этого будут еще два круиза, по окончании которых теплоход зайдет в затон, где будет ждать своего покупателя.

Мы постараемся пристроить его в хорошие руки. И мы уже позаботились о трудоустройстве большинства членов его экипажа на другие суда нашей компании, в том числе за счет создания дополнительных должностей, либо на береговую работу.


«Созвездие – 2020» – это…

Это шесть теплоходов, объединенные общими стандартами сервиса. Теплоходы делятся на две группы.



«Большие теплоходы»: «Лебединое озеро», «Лунная соната», «Дмитрий Фурманов». Много общественных помещений, разных мероприятий. До 300 гостей на борту.



«Теплоходы средних размеров»: «Н.А Некрасов», «Александр Бенуа», «Северная сказка». Уют, размеренность, спокойствие. На каждом судне обычно не более 130 гостей.

Мы продолжаем модернизировать свои теплоходы. Расскажу о самом главном.

На «Лебедином озере» и «Лунной сонате» в течение двух-трех лет мы планируем полностью реконструировать все каюты. На данный момент на этих судах реконструирована шлюпочная палуба, где оборудованы каюты с балконами, а в предстоящий межнавигационный период настанет очередь средней палубы. Балконов здесь не будет, и размеры кают останутся прежними, но вся начинка реконструируемых кают изменится целиком: появится новый санузел больших размеров, поменяются отделка и мебель.

На «Лебедином озере» изменится вид ресторана «Одетта» на средней палубе.

На «Дмитрии Фурманове» появятся еще пять кают с балконами – по левому борту шлюпочной палубы.

На «Н.А. Некрасове» и «Александр Бенуа» полностью изменится помещение, называемое сейчас «конференц-зал». Здесь будет оборудован уютный многофункциональный салон с барной стойкой, библиотекой, диванами, столиками и несколькими рядами «театральных мест». Снаружи будут оборудованы одна-две зоны со столиками.

Второй ярус надстройки (средняя палуба) будет примерно на два метра удлинен в корму. За счет этого помещение, которое сейчас занимает бар, значительно увеличится в площади. Здесь будут проводиться занятия йогой, спортом, мастер-классы, детские программы.

Таким образом, на «Некрасове» и «Бенуа» площадь общественных помещений, их удобство и доступность в течение дня значительно увеличатся.

Теплоходу «Северная сказка» дальнейшие реконструкции предстоят не в этом, а, скорее всего, в следующем году. Планируется, что на шлюпочной палубе «Сказки» появятся каюты с балконами (что повлечет за собой увеличение парусности судна и замену подруливающего устройства на более мощное). Мы не планируем оставлять на судах «Созвездия» каюты небольших размеров (на «Сказке» это категория A2). Жилые зоны на средней палубе теплохода, где находятся такие каюты, в течение двух-трех лет будут реконструированы.


Работа наших судов с иностранными туристами

Представления о том, что предел мечтаний любой компании – пристроить судно иностранному партнеру, не соответствуют современным реалиям. Если компания хорошо чувствует себя на российском рынке, то связываться с иностранными партнерами с их жестким ценовым прессингом и отсутствием контроля за продажами совершенно незачем.

Мы не собираемся уводить ни одно из наших судов с российского рынка, и при этом рады любым туристам – и российским, и иностранным. Но при соблюдении простого принципа: суда должны работать под нашей маркой и мы должны контролировать все, включая продажи. По этой причине мы всегда отказываем в долгосрочной аренде наших теплоходов для иностранного рынка. Коллеги из других компаний смотрят на нас с удивлением, но мы придерживаемся именно такого принципа: никакой аренды под другую марку.

Единственное исключение мы сделали для наших давних партнеров – компании Crucemundo, но и здесь речь идет только об аренде одного теплохода («Лебединое озеро») не более чем на три месяца в навигацию, не затрагивая июль и август.

Остальную нашу работу с иностранными туристами можно разделить на три направления.

Первое – создание круизов, адаптированных под иностранный рынок, и продажа их под нашей маркой. Что такое адаптированные под иностранный рынок круизы? Это классический маршрут Москва – Ярославль – Санкт-Петербург с трехдневными стоянками в Москве и Петербурге. Восемь таких 11-дневных круизов в предстоящую навигации выполнит теплоход «Лунная соната». Рабочие языки на борту – английский и русский (россияне, конечно же, приветствуются на таких рейсах).

Второе – продажа мест иностранным группам на круизах по маршруту Москва – Санкт-Петербург, адаптированному для российского рынка. В этих круизах нет длительных стоянок в конечных пунктах, а вместо Ярославля теплоход заходит на остров Валаам. Уже в текущую навигацию на такие наши круизы появился устойчивый спрос у туристов из разных стран; на некоторые рейсы и на некоторые категории кают нам приходится ограничивать групповое бронирование, чтобы не ставить в невыгодное положение наших российских клиентов.

Третье – аренда наших теплоходов под заказ иностранных компаний, но, поскольку, как я говорил, мы не заинтересованы в работе наших судов под чужими марками, мы это делаем эпизодически, на короткий срок и в основном в межсезонье.


Расстановка флота

Расстановка нашего флота в 2020 году практически сохранится.

Теплоходы «Лебединое озеро» и «Лунная соната» будут работать в основном между Москвой и Санкт-Петербургом, за исключением нескольких круговых круизов из Москвы.

Теплоход «Дмитрий Фурманов» будет работать на круизах от трех до восьми дней из Санкт-Петербурга.

Теплоходы «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа» продолжат специализироваться на круговых круизах из Москвы продолжительностью от трех (круиз выходного дня) до двадцати пяти дней (круиз в Ростов-на-Дону и Астрахань, называемый «Штаны»).

Теплоход «Северная сказка» будет в основном выполнять круизы на Соловки из Москвы и Санкт-Петербурга.

Начиная с 2020 года у нас не будет теплохода, который мог бы работать на Оке, Вятке и Белой. Думаю, что будущее круизного судоходства на этих реках – за новым судами, которые со временем появятся и у нас.


С удовольствием отвечу на вопросы.
Первого сентября мы организуем прощальную прогулку на «Чапаеве» в Москве для тех постоянных клиентов компании, которые чаще всех на нем путешествовали. После этого будут еще два круиза, по окончании которых теплоход зайдет в затон, где будет ждать своего покупателя.

Как попасть на него 1 сентября?
Если это возможно?


А в остальном все четко и по делу.
Видно что корабли для вас как дети родные.
Да, Сергей, я напишу, как только станут понятны детали прогулки.

Успехов компании и команде!
Тоже этап развития, хотя многие скажут о нём "неоднозначный".
Тоже интересует прогулка на "Чапаеве" осенью.

Спасибо! Дам знать, как только появится информация о прогулке.
Давно любопытно: почему рейсы, заточенные под иностранцев, избегают Валаама. И второй вопрос: можно узнать точное время прогулки "Чараева" 1 сентября? Хочется помахать ему на прощанье (если не забуду, конечно): с уходом двухпалубников уходит эпоха, с которой у меня связано много хорошего :(
Валаам им кажется скучным («ещё один монастырь»), и там надо много ходить. Иностранные туристы предпочитают вместо Валаама получить дополнительный день в Петербурге. Но, могу сказать, у нас исключительно позитивный опыт посещения Валаама иностранным группами.
(Anonymous)
Чапаева очень-очень жаль.
Грустная новость по "Чапаеву"!
Планировали на 2020 год 2 круиза на "Чапаеве" по Оке и Рыбинке.... Даже каюты забронировали.
Александр Сергеевич, хочется поддержать Вас в такую непростую минуту и сказать, что Инфофлот, Созвездие - Большие Молодцы! Как бы ни было сейчас трудно принимать такое сложное решение - лучше сделать это вовремя!
Спасибо Вам за открытость и искренность. Хорошо помним нашу с Вами и Александром беседу на Чапаеве в круизе по Вятке, когда впервые для нас была затронута тема, что модернизация этого теплохода имеет ярковыраженную двойственность и ведет к финансовому тупику. Чтож, над всем время властно... Не соглашусь, пожалуй, с Вами лишь в одном, Чапаев - отнюдь не слабое звено компании! Сколько интересных и редкопосещаемых мест и стоянок было в его разных круизах! Чапаев - один из лучших двухпалубников, с самой душевной атмосферой! Надеемся, что пристроенный в хорошие руки, дорогой Васька, Чапа все же еще послужит и реке и полюбившим его туристам!
А компании Созвездие значительных успехов во всех начинаниях и дальнейших планах!
Большое Вам спасибо, Елена! Помню нашу беседу, было очень интересно. К сожалению, бывают и такие решения...
(Anonymous)
Ну что же, все логично.
Насчёт круизов на малых реках, я когда-то создал ветку
https://www.infoflotforum.ru/topic/47049-perspektivi-kruizov-na-malih-rekah/page-1

Мне кажется, что явно не хватает просветительской и лоббистской деятельности по сохранению этих рек.
Что делает Речной альянс в этом направлении? Кажется, ничего.
И, кажется, никто в речной отрасли этого не делает.

На даже в той ситуации с малыми реками что есть, можно было бы что-то сделать с 305.
Например, снизить габариты для прохождения мостов города Москвы, реки Волхов. В ЖЖ Соснина это недавно, в прошлом году обсуждалось. А это новые ниши для таких 305.

А Соснин совершил эталонный круиз на малой реке на малом судне
https://asosnin.livejournal.com/192737.html?roistat_visit=4523825

Я тогда отозвался в последнем комментарии и сейчас повторю:
Наши привычные речные круизы по сути полуморские ...
А сейчас добавлю: как не накачивать 302, они никогда не догонят по комфорту и развлечении настоящие морской лайнеры. Как никогда 305 не догонят 302 :)
Круизы на малых реках с intimacy заслуживают внимания не меньшего, чем привычные нам полуморские :)



Да, мы над таким круизным судном давно и обстоятельно думаем.
А объединить в дальнейшем "Солнечный город" и "Чапаева" в какой-то единый дочерний проект со своим брендом и стандартами обслуживания - такая идея не имеет перспективы?
(Anonymous)
Он же провальным будет. Вам же написали - Чапаев убыточен. СГ скорее всего, в небольшом плюсе, но в одиночку Чапаева он не вытянет. Чтобы "пузырь" вдруг стал прибыльным и при этом популярным, для этого придется из него делать подобие главной палубы Родной Руси: сплошные Б1 и Б2, но достаточно комфортабельные. Ну можно еще несколько А2/2 сделать. Плюс эконом-столовая и "бабка-все-в-одном" в качестве аниматора. Да и концертный зал на ГП убрать надо, ибо нефиг. И на "сковороде" столики не нужны, хватит пары скамеек......

(Anonymous)
Александр Сергеевич, а не существует ли возможности приобрести на Дунае подержанное комфортабельное судно, способное совершать рейсы в диапазоне хотя бы Кимры-Дубна-КиМ-СРВ-ЮРВ-Ока-НН-Городец/Макарьево?
С главной "фишкой" - проход мимо Кремля.
Примет ли его российский РР? Выпустит ли в Оку?

Оно бы точно соответствовало стандартам Созвездия. Можно было бы практиковать летом круизы СРВ - водохранилища - Хвойный бор - ЮРВ - Коломна - Рязань.

С уважением, Морозов Эдуард.
(Anonymous)
Естественно, это вопрос не ближайших пары лет. Меня теоретическая возможность интересует.
Собственно ведь путей развития "после пузырей" три:
- построить однопалубник для путешествий по малым рекам за немаленькую цену;
- посмотреть на "Золотое Кольцо" в деле и заказать себе третий;
- купить что-то подержанное на Западе для малых рек (без возможности выхода в вдхр). В конце концов, можно организовывать раз в 2-3 года экспедиционные круизы на Вятку из Нижнекамска или Наб.Челнов (а перегонять пустым).
С интересом прочёл видение. Конечно эмоционально жаль Чапаева, хотя я никогда на нем не был... Но жаль. Просто потому что это первенец, и потому что эпоха «пузырей» видимо уходит в историю. Понимаю причины и сопереживаю!)

Ох, «Чапаев» :( очень-очень жаль. Честно говоря, даже теперь и не знаю, как быть. Может, придётся изменить Инфофлоту. А может и совсем отказаться от речных круизов. 305-ым замены нет

Да, пока замены таким судам нет. Со временем будем их строить.
Первая любовь и выгода... В наше время такой дилеммы быть не могло по определению. Теперь, когда всё с ног на голову, даже у, вроде бы, почти советских "основателей ИФ" акценты обязаны смещаться.... Обидно, ведь казалось, что А. С. - один из тех среди "молодёжи", для которых идеалы советского прошлого - не пустой звук. Сергеич, ох, поругаемся при скорой встрече!!! Неужели нельзя было продержаться?
Игорь, вы видите выгоду там, где ее нет... Мир гораздо лучше, чем Вы его представляете. Жаль, что Вы не поняли, о чем я написал в этом тексте.
Эх... Жаль, конечно, "Чапаева". Ведь и правда - очень "родной" (хоть в круизе на нём так и не побывал). Но доводы объективны, а время движется и ничего нельзя "законсервировать".

Хотелось бы осенью как-нибудь узнать дату и приблизительное время его возвращения в ППК чтобы сфотографировать.
Михаил, добрый день! Видимо, вечер 17 или утро 18, дам знать ближе к этим датам.
Ощущение, что решение по "Чапаеву" изменилось в самый последний момент... Аргументы, конечно, справедливы, но вот год назад казалось, что "паровозом" пойдёт всё же "Карл Маркс", а "Чапаев" за счёт упомянутого перекрестного субсидирования неприкасаем... Впрочем, всему своё время! Успехов!
(Anonymous)
Будучи “золотым” туристом Созведия и вообще заядлым путешественником и, потому, видев многие “стандарты” качества в разных туристических срезах, в последнее время я все чаще и чаще выбирал круизы на Чапаеве. Комбинация уникальности круизов, слаженной работы команды, исключительной самоотдачи дирекции круиза, превосходной работы поваров (на ГОЛОВУ отличающейся в лучшую сторону от других судов Созвездия) и ресторана, атмосфера уединенности, возможная только на небольшом судне, полностью компенсировали определенный бытовой недостаток, связанный с габаритами кают.
Все это, уважаемый asosnin, в первую очередь формирует сильный бренд, конкурентные преимущества, узнавание и восприятие компании, зачастую перекрывая аспект рентабельности. В этом плане Чапаев при всей своей скромности, как минимум не уступал в работе на бренд другим судам Созвездия, а, на мой взгляд, даже превосходил их в лидерстве. Очень жаль, что, вопреки азбучным истинам маркетологи и при всей стройности изложения, в вашей логике доминирующими оказались размер и наличие санузла в комбинации со стремлением к прибыли и не желанием утруждаться организационной работой на “неппростых” направлениях (Ока, Белая, Вятка).
Кроме того, стоит упомянуть, что на Чапаеве сформировалась своя группа лояльных туристов – людей, для которых в силу финансовых возможностей Чапаев оставался, вероятно, единственным вариантом для круизного отдыха. Хотя “лес рубят – щепки летят”... рентабельности же де нет!
Отказавшись от Чапаева, Созвездие – Инфофлот взамен предложило на следующую навигацию 2020 “серый” набор стандартщины, фактически никак не выделяющей Вас от других компаний-конкурентов, а вместо этого зачастую разбавленной “совместными” круизами на все более и более “балконизированных” судах.
Наконец, время для анонсирования новости о Чапаеве также было выбрано замечательно: аккурат через день после окончания первого этапа сезонных скидок – мелочь, а все же подарок лояльным туристам, ожидавшим предложения на Чапаев 2020.
Многие годы я оставался лояльным Вашей компании, но, думаю, пора сказать прощай Созвездию – Инфофлоту. Все это и даже лучше и не за бОльшие деньги можно найти во многих местах.
Приятна оценка «Чапаева», но я все подробно написал, а мне все о прибыли... Мир состоит не только из денег, жаль что это не все понимают. :(

Сезонные скидки, конечно, всем будет предложены.