asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Навигация - 2020: планы и принципы

Поговорим о предстоящей навигации.



Сразу оговорюсь, что в моем журнале вы не найдете официальной позиции компании: здесь я пишу только свои личные мысли. Конечно, мои мысли часто претворяются в жизнь; компания «Созвездие» во многом живет созвучно им, но бывает и иначе.

А начну я с принципов.


Принципы

Принципы, которыми мы руководствуемся в своей работе, просты.

Первое: мы делаем то, что нравится нам самим. То есть создаем такие круизы, которые нам по душе. К нам приходят клиенты, которым нравится, что мы делаем, и мы не стремимся понравиться другим. В этом – наши гармоничные отношения с клиентами и с самими собой.

Второе: мы хотим, чтобы бренд «Созвездие» был узнаваем и состоял из множества приятных для нашего клиента вещей. Не конкретный теплоход, а именно бренд компании. Наша работа строится с учетом этого.

Третье: деньги – это не цель, а только средство. Средство для того, чтобы компания была финансово устойчивой и могла развиваться. Но поскольку эта тема животрепещуща, немного поговорю про цены на круизы.


Цены на круизы

Разочарую: я не тот человек, который когда-нибудь участвовал в ценообразовании. Так же, как ни разу не заводил судно в шлюз, не делал своими руками капитальный ремонт главного двигателя, не давал сольных фортепианных концертов. Для каждого дела есть свои мастера, знающие, как это делается.

Но я четко понимаю, что такое цена путевки в круиз. Это обязательство. Компания говорит клиенту: «При такой цене на путевку мы сможем выполнить свои обязательства». Цена может устроить клиента, может не устроить, но здесь нет места для торга. Цена – это результат расчетов двух групп специалистов: по финансам и по продажам. Цена – это часть бюджета компании и часть долгосрочного движения денежных средств – документа, позволяющего нам видеть, где мы будем через год, два или три.

Часто спрашивают про основные статьи затрат круизной компании. Статей затрат очень много, но основных всего две: топливо и заработная плата экипажей. На эти две статьи приходится до сорока процентов расходов. Поэтому когда растут цены на топливо и растут зарплаты, это чувствительно сказывается на цене путевки.

Я отрицательно отношусь к росту цен на топливо, но я сторонник высоких зарплат экипажей. Зарплаты экипажей надо регулярно поднимать. В очередной раз мы это сделали буквально на днях, когда навигация уже перевалила на вторую половину и когда у нас не стоит вопрос набора специалистов. Дело лишь в принципе: квалифицированный труд должен хорошо оплачиваться, зарплаты должны расти.


«Мы боролись за товарища «Чапаева»…

И, к сожалению, выводим судно из эксплуатации. Навигация 2019 года для «Василия Чапаева» под нашим флагом последняя; судно будет выставлено на продажу. Причин для этого несколько.



Первое: теплоход проигрывает конкуренцию другим нашим же судам. Небольшие каюты, недостаточное количество общественных помещений, невысокая скорость. На маршрутах по Волге, то есть там, где «Чапаев» не использует свои возможности ходить по малым рекам, даже наши постоянные клиенты выбирают другие наши теплоходы. Что же касается малых рек, то…

Второе: малых рек совсем мало, судоходный период на них ограничен. Ока в последние годы судоходна для таких судов фактически лишь в мае, дальше начинается эквилибристика с риском посадить судно на мель в самом неожиданном месте, а после июня река может стать и вовсе непроходимой для подобных теплоходов. По Белой значительную часть навигации можно пройти только до Бирска, а иногда и до него дойти нельзя. Остается Вятка, наше любимое детище. Но по Вятке можно выполнить только один рейс – в первой половине мая, по большой воде. И этот рейс, в силу множества сопутствующих расходов, несмотря на высокую цену путевок, всегда убыточен. Мы выполняли его только потому, что нам нравилось ходить на Вятку. Честно выполняли семь навигаций подряд, без единого отклонения от расписания. Большинство желающих смогли побывать на Вятке.

Получается, что показать свои уникальные характеристики теплоходу почти негде.

Третье: судно нерентабельно. Эта причина наименее существенна, потому что, во-первых, мы любим «Чапаева», это наша история, с него все начиналось, и готовы закрывать глаза на некоторую убыточность отдельного теплохода в разумных пределах. Во-вторых, мы понимаем, что посчитать экономику судна можно по-разному. Раскидать накладные расходы по другим судам компании (самообман, конечно, но иногда работает), прекратить модернизацию теплохода, и вот тебе уверенный ноль. Но…

Четвертое: мы не можем прекратить модернизацию и при этом оставить теплоход под маркой «Созвездие». Начать с того, что на теплоходах «Созвездия» не может быть ни одной каюты без санузла. Этого мало: на теплоходах «Созвездия» не может быть и таких небольших санузлов, как во многих каютах «Чапаева». Не может быть и таких маленьких кают, как чапаевские A2. Кроме того, на судне должен быть полноценный концертный зал. И, вообще говоря, должны быть лучшие условия для экипажа за счет снижения количества пассажирских кают. А все это, и дальнейшие реконструкции, и снижение вместимости теплохода, – финансовый тупик.

Кто-то спросит, почему надо подгонять каждый теплоход под стандарты «Созвездия»? Отвечу: из-за того, что бренд должен быть узнаваем. А еще из-за того, что бренд оценивается по слабому звену. Почему требования к теплоходу должны быть именно такими? Нам нравится, когда на наших теплоходах нет кают без санузлов и есть концертный зал. Имеет смысл делать только то, что тебе нравится.

Кстати, уход «Чапаева» продлевает работу другого, хоть и не нашего, теплохода, «Солнечный город». Наши коллеги из компании «Инфофлот» приняли решение оставить «Солнечный город» (свой дочерний проект) как минимум еще на одну навигацию, чтобы резко не терять в объемах продаж.

Решение отказаться от «Чапаева» для нас эмоционально очень тяжелое. Вряд ли наше душевное состояние поймут многие из тех, кто не вкладывал душу в теплоход в течение шестнадцати лет. Мы постоянно и бережно заботились о «Чапаеве». Последняя реконструкция кают была сделана уже в этом году. Судно не приходило в негодность, а, наоборот, постоянно хорошело. И, не в обиду тем, кто работал на «Чапаеве» раньше: никогда за все эти годы на нем не было такой слаженной, профессиональной команды, как сейчас.

Первого сентября мы организуем прощальную прогулку на «Чапаеве» в Москве для тех постоянных клиентов компании, которые чаще всех на нем путешествовали. После этого будут еще два круиза, по окончании которых теплоход зайдет в затон, где будет ждать своего покупателя.

Мы постараемся пристроить его в хорошие руки. И мы уже позаботились о трудоустройстве большинства членов его экипажа на другие суда нашей компании, в том числе за счет создания дополнительных должностей, либо на береговую работу.


«Созвездие – 2020» – это…

Это шесть теплоходов, объединенные общими стандартами сервиса. Теплоходы делятся на две группы.



«Большие теплоходы»: «Лебединое озеро», «Лунная соната», «Дмитрий Фурманов». Много общественных помещений, разных мероприятий. До 300 гостей на борту.



«Теплоходы средних размеров»: «Н.А Некрасов», «Александр Бенуа», «Северная сказка». Уют, размеренность, спокойствие. На каждом судне обычно не более 130 гостей.

Мы продолжаем модернизировать свои теплоходы. Расскажу о самом главном.

На «Лебедином озере» и «Лунной сонате» в течение двух-трех лет мы планируем полностью реконструировать все каюты. На данный момент на этих судах реконструирована шлюпочная палуба, где оборудованы каюты с балконами, а в предстоящий межнавигационный период настанет очередь средней палубы. Балконов здесь не будет, и размеры кают останутся прежними, но вся начинка реконструируемых кают изменится целиком: появится новый санузел больших размеров, поменяются отделка и мебель.

На «Лебедином озере» изменится вид ресторана «Одетта» на средней палубе.

На «Дмитрии Фурманове» появятся еще пять кают с балконами – по левому борту шлюпочной палубы.

На «Н.А. Некрасове» и «Александр Бенуа» полностью изменится помещение, называемое сейчас «конференц-зал». Здесь будет оборудован уютный многофункциональный салон с барной стойкой, библиотекой, диванами, столиками и несколькими рядами «театральных мест». Снаружи будут оборудованы одна-две зоны со столиками.

Второй ярус надстройки (средняя палуба) будет примерно на два метра удлинен в корму. За счет этого помещение, которое сейчас занимает бар, значительно увеличится в площади. Здесь будут проводиться занятия йогой, спортом, мастер-классы, детские программы.

Таким образом, на «Некрасове» и «Бенуа» площадь общественных помещений, их удобство и доступность в течение дня значительно увеличатся.

Теплоходу «Северная сказка» дальнейшие реконструкции предстоят не в этом, а, скорее всего, в следующем году. Планируется, что на шлюпочной палубе «Сказки» появятся каюты с балконами (что повлечет за собой увеличение парусности судна и замену подруливающего устройства на более мощное). Мы не планируем оставлять на судах «Созвездия» каюты небольших размеров (на «Сказке» это категория A2). Жилые зоны на средней палубе теплохода, где находятся такие каюты, в течение двух-трех лет будут реконструированы.


Работа наших судов с иностранными туристами

Представления о том, что предел мечтаний любой компании – пристроить судно иностранному партнеру, не соответствуют современным реалиям. Если компания хорошо чувствует себя на российском рынке, то связываться с иностранными партнерами с их жестким ценовым прессингом и отсутствием контроля за продажами совершенно незачем.

Мы не собираемся уводить ни одно из наших судов с российского рынка, и при этом рады любым туристам – и российским, и иностранным. Но при соблюдении простого принципа: суда должны работать под нашей маркой и мы должны контролировать все, включая продажи. По этой причине мы всегда отказываем в долгосрочной аренде наших теплоходов для иностранного рынка. Коллеги из других компаний смотрят на нас с удивлением, но мы придерживаемся именно такого принципа: никакой аренды под другую марку.

Единственное исключение мы сделали для наших давних партнеров – компании Crucemundo, но и здесь речь идет только об аренде одного теплохода («Лебединое озеро») не более чем на три месяца в навигацию, не затрагивая июль и август.

Остальную нашу работу с иностранными туристами можно разделить на три направления.

Первое – создание круизов, адаптированных под иностранный рынок, и продажа их под нашей маркой. Что такое адаптированные под иностранный рынок круизы? Это классический маршрут Москва – Ярославль – Санкт-Петербург с трехдневными стоянками в Москве и Петербурге. Восемь таких 11-дневных круизов в предстоящую навигации выполнит теплоход «Лунная соната». Рабочие языки на борту – английский и русский (россияне, конечно же, приветствуются на таких рейсах).

Второе – продажа мест иностранным группам на круизах по маршруту Москва – Санкт-Петербург, адаптированному для российского рынка. В этих круизах нет длительных стоянок в конечных пунктах, а вместо Ярославля теплоход заходит на остров Валаам. Уже в текущую навигацию на такие наши круизы появился устойчивый спрос у туристов из разных стран; на некоторые рейсы и на некоторые категории кают нам приходится ограничивать групповое бронирование, чтобы не ставить в невыгодное положение наших российских клиентов.

Третье – аренда наших теплоходов под заказ иностранных компаний, но, поскольку, как я говорил, мы не заинтересованы в работе наших судов под чужими марками, мы это делаем эпизодически, на короткий срок и в основном в межсезонье.


Расстановка флота

Расстановка нашего флота в 2020 году практически сохранится.

Теплоходы «Лебединое озеро» и «Лунная соната» будут работать в основном между Москвой и Санкт-Петербургом, за исключением нескольких круговых круизов из Москвы.

Теплоход «Дмитрий Фурманов» будет работать на круизах от трех до восьми дней из Санкт-Петербурга.

Теплоходы «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа» продолжат специализироваться на круговых круизах из Москвы продолжительностью от трех (круиз выходного дня) до двадцати пяти дней (круиз в Ростов-на-Дону и Астрахань, называемый «Штаны»).

Теплоход «Северная сказка» будет в основном выполнять круизы на Соловки из Москвы и Санкт-Петербурга.

Начиная с 2020 года у нас не будет теплохода, который мог бы работать на Оке, Вятке и Белой. Думаю, что будущее круизного судоходства на этих реках – за новым судами, которые со временем появятся и у нас.


С удовольствием отвечу на вопросы.
Tags: Созвездие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →