asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Вниз по чудесной Эльбе

Говоря о круизах по рекам Европы, обычно вспоминают Дунай, реже Рейн, и почти никогда – Эльбу. А река эта, с точки зрения кризов, достойная, хотя и своенравная. В этом я убедился пару месяцев назад, отправившись на теплоходе Elbe Princesse из Праги в Потсдам.




12 октября 2019 г., Мельник, Чехия

Добавить в свою круизную коллекцию реку Влтаву, а точнее, ее участок от Праги до места впадения в Эльбу, мне не удалось. Один из двенадцати шлюзов на этом участке встал на реконструкцию, и поэтому участников круиза доставили на автобусе в Мельник…



… где нас ждал теплоход… нет, не Elbe Princesse, а однотипный Elbe Princesse II.


13 октября 2019 г., Мельник, Чехия



Причиной такой рокировки стало обмеление участка Эльбы от Дрездена до Майсена. До Дрездена мы доберемся на одном теплоходе, а от Майсена до Потсдама – на другом. Обмелевший же участок преодолеем на автобусе.

Скажете, не повезло? Как посмотреть. Эльба любит непредсказуемо мелеть, и случается, что недельный круиз превращается в однодневное плавание и шесть дней автобусных экскурсий. А сейчас обмелел всего-то маленький участок реки. Так что нам с этим круизом все-таки повезло.

Теплоходы Elbe Princesse и Elbe Princesse II строились специально для мелководной Эльбы. Вместо привычных винтов на корме у них установлены гребные колеса – решение как раз для рек с малыми глубинами.



С высокого правого берега Эльбы, от Мельницкого замка, открывается вид на реку и теплоходы.





Рядом – центр старинного чешского Мельника. Собственно, Мельницкий замок как раз и находится в центре города – непривычное для Европы решение. Замок был построен в XVI веке, а город гораздо раньше. Городок небольшой, с населением меньше двадцати тысяч жителей, и очень уютный. Со всякими ресторанчиками и прочими приятностями… Вполне можно провести здесь полдня.












14 октября 2019 г., Литомержице, Чехия

Ранним утром отправляемся вниз по Эльбе.



Итак, мы на борту одного из новейших речных круизных судов. Elbe Princesse II построен по заказу компании CroisiEurope в 2018 году. Его длина – 101 метр, а осадка – всего около метра: Эльба диктует свои условия. Для пассажиров здесь сорок двухместных кают.





Из общественных помещений – большой салон с баром и ресторан. Просторные и современно оформленные.





Участок от Мельника до Литомержице – практически равнинный, с несколькими шлюзами. Наслаждаемся прохладой осеннего утра. Часам к одиннадцати даже выглянуло солнце.

























После обеда – старинный, одиннадцатого века, городок Литомержице. Над городом возвышается его главная достопримечательность – собор Святого Стефана. Город тихий и уютный, но с секретом: в нем есть катакомбы.

















Стоим здесь до утра. Люблю поздними вечерами бродить по вымершим улочкам таких городов. Здесь и днем-то немного людей, а с наступлением темноты вообще возникает ощущение, что жители покинули это место.






15 октября 2019 г., Бад-Шандау, Германия, Дрезден, Германия



После Литомержице рельеф становится холмистым, местами почти горным. Ранним утром минуем Усти-над-Лабем, а затем – Дечин. Это еще Чехия.







После Дечина Эльба попадает в скальные массивы Лабске Писковце, и становится горной рекой: узкой, быстрой, извилистой.





Река несется сквозь ущелья, теплоход мчится вместе с ней, успевая повторять ее изгибы. Непростой для судоводителей участок, особенно при движении вниз. А для путешественников это – полтора часа, когда невозможно уйти с палубы. Удивительно находиться среди таких пейзажей прямо в центре густонаселенной Европы.







Вообще я бы порекомендовал накануне круиза по Эльбе узнавать, не обмелел ли именно этот участок реки – на границе Чехии и Германии. К сожалению, такое случается, а без его прохождения впечатление о круизе по Эльбе будет очень неполным.





Тем временем теплоход пересекает границу Германии, и продолжает свой путь по территории Саксонской Швейцарии.





Сегодняшняя остановка – немецкий городок Бад-Шандау.











Население Бад-Шандау не достигает и трех тысяч человек, но, несмотря на это, здесь ходит трамвай. По-моему, Бад-Шандау – самый маленький в мире город с трамваем. На нем можно уехать далеко за пределы города, в горы, к водопадам.





У соседнего причала стоит пароход Kurort Rathen. Это действующее судно постройки 1896 года, часть большой пароходной флотилии Saechsische Dampfschiffahrt (Саксонской пароходной компании), базирующейся в Дрездене. Компания владеет девятью старинными пассажирскими пароходами, это самая большая флотилия таких судов в мире. Все они действующие, все используются на рейсовых и прогулочных маршрутах. Самый старый из этих пароходов, Stadt Wehlen, построен в 1879 году.





Вторую половину дня идем без остановок до Дрездена. Горных ущелий здесь уже нет, но вокруг полное умиротворение и исключительно живописный пейзаж. Что ни говори, а Эльба решительно хороша. Пожалуй, в ней больше сибирского, чем европейского характера.















Уже в темноте проходим загородную резиденцию саксонских монархов – замок Пильниц…



… и поздним вечером швартуемся в Дрездене. Дальше мы идти не сможем – слишком мелко. Завтра нам предстоит пересадка на другой теплоход, ожидающий нас в Майсене.



Старый город, полностью разрушенный в конце Второй Мировой войны авиацией союзников, а затем отстроенный с соблюдением исторической точности, стоит отдельного рассказа. Но не здесь: в этот раз я провел в Дрездене совсем немного времени, и его хватило лишь на то, чтобы попить вечернего пива в уличном кафе.







Назавтра предстояла экскурсия по городу, но утром возникли совсем другие планы.


16 октября 2019 г., Дрезден, Германия, старинный пароход, Майсен, Германия

Ранним утром делаем оборот, чтобы встать носом вверх по течению, не теряя на это время в следующем круизе. Манёвры занимают добрый час: Эльба здесь довольно узкая, и оборот можно сделать только в нескольких километрах вверх по реке, уже за городом.









Когда возвращались к причалам мимо ошвартованных у дрезденской набережной старинных пароходов «Саксонской флотилии», я подумал, что на одном из них, наверное, можно добраться до Майсена, а значит, зачем мне автобус, если есть пароход. Бывает ведь такое, что даже еще и не знаешь, как обстоят дела, а уже уверен, что они обстоят именно так. И не ошибаешься.



Как выяснилось, пароходы из Дрездена в основном ходят вверх, потому что там живописно и там разные достопримечательности, такие, как замок Пильниц, который мы видели с воды. Но повезло: есть единственный рейс вниз, в сторону Майсена. Он выполняется раз в день, как раз утром, и только в сезон, который заканчивается, ура, еще через два дня.

Ну, поехали. Сегодня рейс по маршруту Дрезден – Радебойль – Майсен – Зойсслиц выполняет построенный в 1886 году пароход Pillnitz. Время в пути до Майсена – два часа.



До чего на этих пароходах уютно! Очень люблю старинный пассажирский флот. А сегодня еще и преодолею на таком красавце проблемный участок Эльбы. Разве это не здорово?







Пассажиры во время рейсов занимают места за столиками в салонах, где можно заказать закуски и напитки. В хорошую погоду популярны открытые палубы.







Капитан на мостике. Отправляемся в рейс!















Визуально, конечно, не поймешь, где именно находится тот непроходимый для Elbe Princesse с ее метровой осадкой перекат. Но то, что у парохода осадка на двадцать сантиметров меньше, очевидно, играет свою роль.







Короткая остановка в Радебойле для посадки и высадки пассажиров. Интересно, что на судне преобладают не туристы, а рейсовые пассажиры, и это при том, что с развитием автомобильных дорог пароходы перестали быть самым быстрым и дешевым видом транспорта.

Но зато самым приятным видом транспорта они точно быть не перестали. Может быть, в этом и секрет. Вообще подумать – фантастика: флотилия из девяти действующих старинных пароходов в центре Европы! Работающих хоть и в статусе исторических памятников, но рентабельно и без дотаций. Будете в Дрездене – обязательно прокатитесь.







В Майсене, у подножия средневековой крепости Альбрехтсбург, нас ждет теплоход Elbe Princesse. построенный на два года раньше Elbe Princesse II. Суда почти идентичны, хотя вторая «принцесса» на два метра длиннее первой, что позволило разместить на ней четыре дополнительные каюты.





Pillnitz, высадив часть пассажиров и посадив новых, отправляется дальше. А у меня есть время перекусить где-то в центре города (ох уж эта немецкая кухня – много, вкусно, да еще и обязательно с пивом), и идти размещаться на Elbe Princesse.















Как я уже говорил, теплоходы Elbe Princesse и Elbe Princesse II практически идентичны. У них одинаковая планировка общественных помещений, правда, эти помещения оформлены чуть по-разному.



В общем, можно сказать, что смена судна прошла незаметно, и, дождавшись всех, продолжаем круиз.





На участке ниже Майсена Эльба чем-то напоминает Оку. Она здесь неширокая, спокойная, с пасторальными пейзажами.










17 октября 2019 г. Виттенберг



С раннего утра стоим в Виттенберге. Причал, правда, далековато от центра, но для любителей прокатиться есть автобусная экскурсия, а для любителей прогуляться в город ведёт чудесная дорожка вдоль реки.





Старый город очень симпатичен. Главной исторической достопримечательностью здесь является Церковь Всех святых, на дверях которой Мартин Лютер в 1517 году вывесил свои «95 тезисов (Диспут о прояснении действенности индульгенций)», послуживших началом протестанизма.

К написанию «Тезисов» Мартина Лютера подтолкнула бурная деятельность инквизитора Иоганна Тецеля, широко развернувшего в Витенберге и других саксонских городах торговлю индульгенциями. Торговля шла по прайс-листу с фиксированной таксой за каждый вид преступления. Например, простое убийство стоило семь золотых, а убийство родителей – уже десять.













Всю вторую половину дня идем без остановок, и во время ужина прибываем в Магдебург.









Интересно, что на двух, казалось бы, идентичных судах, выполняющих один и тот же круиз, обнаружились некоторые различия в стандартах обслуживания. Я бы не сказал, что на каком-то из судов они оказались хуже, но различия удивили.

Например, кофе-станция была только на предыдущей «принцессе». На ней же обеды предлагались в виде буфета, а на этой «принцессе» – в виде обслуживания официантами. Наконец, самое удивительное: на этой «принцессе», в отличие от предыдущей, проводятся развлекательные программы и даже дискотеки (кстати, большая редкость для европейских речных круизов).


18 октября 2019 г. День на канале Эльба-Хафель

Утром почти все уехали на экскурсию по Магдебургу. Я не поехал: возвращение на борт планировалось в Гентине, то есть в другом месте, а я таким вещам всегда предпочитаю процесс плавания по реке (человек, пытающийся выглядеть «знатоком», употребил бы здесь фразу «хождения по реке», и выглядел бы глупо, потому что, во-первых, сами речники в этом контексте так не говорят, а во-вторых, Эльба не замерзает, и поэтому ходить по ней затруднительно).



В общем, я среди немногих оставшихся на борту наслаждаюсь последними минутами на Эльбе. Скоро мы повернем в канал Эльба-Хафель, по которому дойдем почти до Потсдама.



Правда, повернуть с Эльбы в этот канал напрямую нельзя: канал пересекает Эльбу по мосту. Что обидно, я отвлекся и пропустил это интереснейшее место, Магдебургский водный мост. Поэтому просто покажу здесь фотографию с просторов интернета.



Чтобы попасть в канал Эльба-Хафель, надо спуститься по Эльбе еще на три километра, и затем повернуть в короткий соединительный канал с труднопроизносимым названием Нигриппер Фербиндунгсканаль.



Единственный шлюз на этом канале поднимает суда до уровня канала Эльба-Хафель.





После выхода из шлюза ко мне на корму пришел старпом и пригласил полюбоваться каналом из рубки.



56-километровый канал был введен в эксплуатацию в 1938 году. Как это понятно из названия, канал соединяет реки Эльбу и Хафель. Поскольку, в отличие от Эльбы, здесь всегда поддерживаются судоходные глубины, бывали случаи, когда круизы по Эльбе сокращались только до путешествия по этому каналу с доставкой туристов в остальные места автобусами.





В Гентине подождали возвращения наших путешественников с экскурсии, и продолжили движение по каналу.











Из канала выходим в озера Венд и Плауэр. Оттуда по реке Хафель рукой подать до Потсдама. Этот заключительный участок круиза мы пройдем ночью.




19 октября 2019 г., Потсдам



Ранним утром швартуемся в Потсдаме, недалеко от церкви Святого Николая и старой рыночной площади.



Центр города, когда-то бывшего второй столицей Германии с многочисленными правительственными учреждениями, был разрушен в 1945 году, и до сих пор восстанавливается. Церковь Святого Николая была в 1981 году построена заново по оригинальным чертежам.









Первое впечатление от Потсдама получается неоднозначное: уж слишком диссонирует серая советская застройка с находящимися по соседству памятниками архитектуры. Но по мере углубления в центр города понимаешь, что первое впечатление было не совсем правильное: город оказался живым и красивым.











С тех времен, когда Потсдам был окружен городской стеной, сохранились трое городских ворот XVIII века. До сих пор ведутся споры, какой именно замок послужил прототипом для необычных Науэнских ворот.



Бранденбургские ворота часто путают с одноименным символом Берлина. Ворота в Потсдаме на восемнадцать лет старше берлинских, и меньше их по размерам.



Недалеко от Бранденбургских ворот начинается знаменитый парк Сан-Суси (в переводе с французского это означает «без забот»). Парк с одноименным дворцом Фридриха Великого называют «прусским Версалем». Дворец проектировал сам Фридрих; ему же принадлежало решение разбить на склонах Борнштедских холмов виноградники, придающие ансамблю необычный вид.







Парк Сан-Суси задумчив и одновременно великолепен. Здесь можно гулять часами, предаваясь своим мыслям.















В дополнение к относительно небольшому и изящному центральному дворцу Сан-Суси в 1769 году был построен большой Новый дворец, первоначально использовавшийся для официальных церемоний, а позднее – как резиденция императорской семьи. Изюминка дворца – настоящий театр, в котором и в наши дни проходят представления. Королевская ложа в театре отсутствует: Фридрих предпочитал третий ряд партера.















Вот и весь круиз. Мне он очень понравился. Да разве бывает так, чтобы мне не понравился круиз? Хотя бывает. Когда-нибудь я напишу и о таком круизе. А этот был отличным.

Вот рекомендовать ли круиз по Эльбе – не знаю. С одной стороны, красивая река, приятные города, и я всем желаю там побывать. С другой стороны – Эльба непредсказуема. Ее обмеление может сильно сократить маршрут, исключив из него самые красивые участки реки. Я бы порекомендовал идти в этот круиз, когда уровень воды позволяет дойти хотя бы от Дечина до Потсдама.



Желаю всем интересных путешествий!
Tags: Германия, Чехия, круизы, река Эльба
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments