asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Авиационный день в Минске

Для любителей полетать на редких, классических, а то и исторических образцах советской гражданской техники ежегодно проводятся два больших мероприятия. Об одном из них я уже писал – это авиационный тур в Северную Корею. О другом же расскажу сейчас.



Каждый год, обычно в мае, в Минске собираются любители гражданской авиации со всего мира. В течение трех дней здесь можно совершить полеты на разных типах самолетов и вертолетов. Полетать на некоторых из них в обычной жизни практически невозможно: это грузовые и специального назначения машины Ил-76, Ан-12, Ан-74, Ан-30, Ми-26. Другие самолеты и вертолеты можно встретить на пассажирских линиях, но они либо очень редкие, либо работают в отдаленных районах. Это Ан-140, Ан-74, Ан-26, Як-40, Л-410, Ан-2, Ми-8, Ми-2.

В этом году мероприятие, организуемое компанией Merlintour, проводилось в конце мая, и я впервые на нем побывал. Правда, из-за плотного графика был ограничен всего одним днем, так что полетать удалось лишь на нескольких типах: Ан-12, Ан-2, Ми-26, Ми-8, Ми-2. В следующий раз надеюсь наверстать упущенное, а пока расскажу об тех полетах, в которых участвовал.


Полет на Ан-12

Ан-12 – легендарный военно-транспортный самолет. Впервые Ан-12 поднялся в небо в 1957 году. В течение последующих пятнадцати лет было построено более тысячи таких машин. Самолет позволял производить десантирование не только людей, но и военной техники, и активно использовался в нескольких военных конфликтах, например в Афганистане. Получил распространение и Ан-12 в мирном грузовом варианте.



Ан-12 – почти близнец другой легендарной машины, пассажирского Ан-10. Легендарность Ан-10 несколько неоднозначна, и связана в основном с тем, что мало кому из ныне живущих довелось на нем полетать: самолет вывели из эксплуатации в 1973 году. Причиной стали усталостные трещины на лонжеронах, развитие которых привело к двум катастрофам (крыло отделялось от фюзеляжа в полете, и что было дальше, думаю, можно не рассказывать). Поэтому об этой машине постарались быстрее забыть, как о досадной неудаче. Но, с другой стороны, самолет был по-своему уникален: он мог взлетать с грунтовых полос, то есть практически откуда угодно, беря на борт более ста пассажиров. В 1950-60-е годы это было весьма актуально.

Ан-12 же продолжают летать и сегодня. Сейчас их уже немного, в основном они остались в военно-воздушных силах. Остаются в работе и несколько грузовых машин. Одна из них – Ан-12 с бортовым номером EW-483TI белорусской авиакомпании Ruby Star. Самолет был построен в Ташкенте в 1967 году, и до 2005 года служил в военно-воздушных силах СССР и России, базируясь в Хабаровске. Затем в качестве грузового борт успел поработать в Азербайджане и Украине, а в 2016 году попал в Беларусь. Сегодня мы на нем полетим.

С этого ракурса Ан-12 почти неотличим от пассажирского Ан-10:



Итак, 25 мая 2019 года, аэропорт Минск-2. Идет посадка на самолет Ан-12. Пассажиры – энтузиасты авиации со всего мира. Шанс совершить полет на Ан-12 поистине уникальный.



Внутри сурово, но это транспортный самолет. Располагаемся на жестких продольных лавках. Все в радостном предвкушении полета. Не спорю, что 99 процентов живущих на планете людей на нашем месте вместо предвкушения испытывали бы натуральный ужас. Однако, скажу я вам, находиться в оставшемся малом проценте сумасшедших очень здорово!



Запускаем двигатели. Выруливаем на полосу. Разбегаемся. Взлетаем. Ухх, мы летим на настоящем Ан-12! Ну и дела. А в грузовом отсеке не так и шумно, как можно было бы подумать.



Атмосфера, как это всегда бывает в таких полетах, радостная, непринужденная. Все ходят, фотографируют. Грузовая кабина Ан-12, кстати, негерметична. У кого как, а у меня после набора трех тысяч метров от нехватки кислорода немного закружилась голова. Но это, безусловно, сущая мелочь по сравнению с остальным.



Грузовая аппарель в обычном полете закрыта. Но наш-то полет необычный!



Так что после набора высоты створки открываются, и вместе с ними открывается вид на облака сверху. Можно даже прыгнуть на облако!



Хотя нет, прыгнуть на облако не получится: окно в небо на всякий случай отделено от грузовой кабины сеткой.



Для сопровождающих груз и «прочих официальных лиц» в Ан-12 есть небольшая гермокабина. В ней полет проходит, можно сказать, с полным комфортом.





Пора навестить экипаж. Кабина Ан-12 просторная, в ней работают четыре человека. На возвышении находятся пилоты:



А это рабочее место бортинженера:



Самое лучшее рабочее место, как обычно, у штурмана: через огромный носовой фонарь ему открывается весь мир!



Летали мы больше часа, и приземлились в том же аэропорту Минск-2.



Уникальный полет запомнится его участникам на всю жизнь. Он будет с особым трепетом занесен в список полетов, который ведет для себя каждый авиационный энтузиаст. В мой список этот полет вошел под номером 2146.





Теперь из главного аэропорта страны мы отправляемся на небольшой аэродром на восточной окраине Минска. Аэродром называется Липки, и находится он в ведении МЧС Республики Беларусь.




Полет на Ми-26

Ми-26 – самый большой в мире серийно выпускаемый вертолет. Это многоцелевая машина, которая может использоваться и в транспортно-десантных целях, и для эвакуации раненых, и для перевозки крупных грузов – как в кабине, так и на внешней подвеске. Выпускается Ми-26 с 1977 года.



Вертолет с бортовым номером EW-300TF, на котором мы сегодня полетим, построен в 1991 году для ВВС России. С 2000 года вертолет использовался в ВВС, а затем – в МЧС Беларуси.





Попадая внутрь, осознаешь размеры гиганта. А вот как все это может еще и взлететь, просто не укладывается в голове.



Однако вскоре створки ворот закрываются, двигатель запускается, и вертолет легко поднимается в воздух.



Часть полета проходит на малой высоте. Это «бреющий полет», когда от скорости и мелькания под тобой деревьев, дорог и зданий просто захватывает дух. А с земли мы, наверно, смотримся как невесть откуда появившийся и спешащий по своим делам Змей Горыныч.



Потом поднимаемся выше. До чего это восхитительно, лететь на Ми-26!







Летали мы недолго, всего полчаса, но какой это был восторг! Надо будет обязательно повторить.



Два следующих полета прошли на более «обычной» технике, но, тем не менее, и они получились замечательными.


Полет на Ан-2

Самолет Ан-2, думаю, не нуждается в представлении. Этот многоцелевой биплан выпускался с 1947 по 2002 год, то есть в течение 55 лет! За это время было построено 18 тысяч таких самолетов. Самолет получился очень удачным: простым в управлении, неприхотливым к посадочным площадкам и несложным в обслуживании. В советское время тысячи Ан-2 трудились на местных воздушных линиях, порою связывая между собой соседние деревни. Бывало, что бабушки летали на Ан-2 друг к другу пить чай!

В наши дни Ан-2 уже почти не встретишь на пассажирских линиях, а полетать на нем можно в основном в аэроклубах. Сегодня мы летим на одном из таких Ан-2. Машина с бортовым номером EW-325AB принадлежит местному ДОСААФу. Самолет, кстати, не старый: он построен в 1990 году.



Размещаемся на бортовых скамейках. Очень короткий разбег, и мы в воздухе.







Получасовой полет над спальными районами Минска прошел на одном дыхании. Мы снова в Липках, где нас уже ждет следующий вертолет.


Полет на Ми-8

Многоцелевой вертолет Ми-8, первый полет которого состоялся в 1961 году, до сих пор является самым массовым на постсоветском пространстве. Большая часть Ми-8 используется в военных целях и для перевозки грузов. В работе остаются и пассажирские Ми-8, причем они используются не только на пассажирских линиях в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока, но и для экскурсионных полетов, например в Санкт-Петербурге и на Камчатке. Несмотря на это, никогда не будет лишним добавить в свою коллекцию полет на еще одном Ми-8.



Вертолет с бортовым номером EW-241EP принадлежит МЧС Беларуси. На нем мы совершим чудесный получасовой полет.











И, наконец, вишенка на торте…


Полет на Ми-2

Небольшой многоцелевой вертолет Ми-2 выпускался с 1961 по 1998 год. В советское время этот вертолет массово эксплуатировался и в ВВС, и в гражданской авиации. Как и самолеты Ан-2, вертолеты Ми-2 активно летали между небольшими населенными пунктами. Мои родители, например, вспоминают, как в 1970-е годы летали на нем в Крыму рейсом из Симферополя в Судак.

Еще несколько лет назад можно было совершить полет на таком вертолете по местным линиям Костромской области. Сегодня же Ми-2 – большая редкость.



Ми-2 с бортовым номером EW-14245 был построен в 1990 году, и всю жизнь работал в Беларуси, в основном в МЧС.



Полет на легком четырехместном Ми-2 – огромное удовольствие. Вертолет очень маневренный, что особенно ощущается, когда после прохода над полосой он резко взмывает вверх и одновременно начинает крутой поворот.









Маленький, уютный, домашний Ми-2 – замечательное окончание прекрасного авиационного дня.




Отличное это дело – авиационные туры. Надеюсь еще не раз в таких побывать. Чего желаю и всем интересующимся авиацией.
Tags: Беларусь, авиа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments