Каждый год, обычно в мае, в Минске собираются любители гражданской авиации со всего мира. В течение трех дней здесь можно совершить полеты на разных типах самолетов и вертолетов. Полетать на некоторых из них в обычной жизни практически невозможно: это грузовые и специального назначения машины Ил-76, Ан-12, Ан-74, Ан-30, Ми-26. Другие самолеты и вертолеты можно встретить на пассажирских линиях, но они либо очень редкие, либо работают в отдаленных районах. Это Ан-140, Ан-74, Ан-26, Як-40, Л-410, Ан-2, Ми-8, Ми-2.
В этом году мероприятие, организуемое компанией Merlintour, проводилось в конце мая, и я впервые на нем побывал. Правда, из-за плотного графика был ограничен всего одним днем, так что полетать удалось лишь на нескольких типах: Ан-12, Ан-2, Ми-26, Ми-8, Ми-2. В следующий раз надеюсь наверстать упущенное, а пока расскажу об тех полетах, в которых участвовал.
Полет на Ан-12
Ан-12 – легендарный военно-транспортный самолет. Впервые Ан-12 поднялся в небо в 1957 году. В течение последующих пятнадцати лет было построено более тысячи таких машин. Самолет позволял производить десантирование не только людей, но и военной техники, и активно использовался в нескольких военных конфликтах, например в Афганистане. Получил распространение и Ан-12 в мирном грузовом варианте.
Ан-12 – почти близнец другой легендарной машины, пассажирского Ан-10. Легендарность Ан-10 несколько неоднозначна, и связана в основном с тем, что мало кому из ныне живущих довелось на нем полетать: самолет вывели из эксплуатации в 1973 году. Причиной стали усталостные трещины на лонжеронах, развитие которых привело к двум катастрофам (крыло отделялось от фюзеляжа в полете, и что было дальше, думаю, можно не рассказывать). Поэтому об этой машине постарались быстрее забыть, как о досадной неудаче. Но, с другой стороны, самолет был по-своему уникален: он мог взлетать с грунтовых полос, то есть практически откуда угодно, беря на борт более ста пассажиров. В 1950-60-е годы это было весьма актуально.
Ан-12 же продолжают летать и сегодня. Сейчас их уже немного, в основном они остались в военно-воздушных силах. Остаются в работе и несколько грузовых машин. Одна из них – Ан-12 с бортовым номером EW-483TI белорусской авиакомпании Ruby Star. Самолет был построен в Ташкенте в 1967 году, и до 2005 года служил в военно-воздушных силах СССР и России, базируясь в Хабаровске. Затем в качестве грузового борт успел поработать в Азербайджане и Украине, а в 2016 году попал в Беларусь. Сегодня мы на нем полетим.
С этого ракурса Ан-12 почти неотличим от пассажирского Ан-10:
Итак, 25 мая 2019 года, аэропорт Минск-2. Идет посадка на самолет Ан-12. Пассажиры – энтузиасты авиации со всего мира. Шанс совершить полет на Ан-12 поистине уникальный.
Внутри сурово, но это транспортный самолет. Располагаемся на жестких продольных лавках. Все в радостном предвкушении полета. Не спорю, что 99 процентов живущих на планете людей на нашем месте вместо предвкушения испытывали бы натуральный ужас. Однако, скажу я вам, находиться в оставшемся малом проценте сумасшедших очень здорово!
Запускаем двигатели. Выруливаем на полосу. Разбегаемся. Взлетаем. Ухх, мы летим на настоящем Ан-12! Ну и дела. А в грузовом отсеке не так и шумно, как можно было бы подумать.
Атмосфера, как это всегда бывает в таких полетах, радостная, непринужденная. Все ходят, фотографируют. Грузовая кабина Ан-12, кстати, негерметична. У кого как, а у меня после набора трех тысяч метров от нехватки кислорода немного закружилась голова. Но это, безусловно, сущая мелочь по сравнению с остальным.
Грузовая аппарель в обычном полете закрыта. Но наш-то полет необычный!
Так что после набора высоты створки открываются, и вместе с ними открывается вид на облака сверху. Можно даже прыгнуть на облако!
Хотя нет, прыгнуть на облако не получится: окно в небо на всякий случай отделено от грузовой кабины сеткой.
Для сопровождающих груз и «прочих официальных лиц» в Ан-12 есть небольшая гермокабина. В ней полет проходит, можно сказать, с полным комфортом.
Пора навестить экипаж. Кабина Ан-12 просторная, в ней работают четыре человека. На возвышении находятся пилоты:
А это рабочее место бортинженера:
Самое лучшее рабочее место, как обычно, у штурмана: через огромный носовой фонарь ему открывается весь мир!
Летали мы больше часа, и приземлились в том же аэропорту Минск-2.
Уникальный полет запомнится его участникам на всю жизнь. Он будет с особым трепетом занесен в список полетов, который ведет для себя каждый авиационный энтузиаст. В мой список этот полет вошел под номером 2146.
Теперь из главного аэропорта страны мы отправляемся на небольшой аэродром на восточной окраине Минска. Аэродром называется Липки, и находится он в ведении МЧС Республики Беларусь.
Полет на Ми-26
Ми-26 – самый большой в мире серийно выпускаемый вертолет. Это многоцелевая машина, которая может использоваться и в транспортно-десантных целях, и для эвакуации раненых, и для перевозки крупных грузов – как в кабине, так и на внешней подвеске. Выпускается Ми-26 с 1977 года.
Вертолет с бортовым номером EW-300TF, на котором мы сегодня полетим, построен в 1991 году для ВВС России. С 2000 года вертолет использовался в ВВС, а затем – в МЧС Беларуси.
Попадая внутрь, осознаешь размеры гиганта. А вот как все это может еще и взлететь, просто не укладывается в голове.
Однако вскоре створки ворот закрываются, двигатель запускается, и вертолет легко поднимается в воздух.
Часть полета проходит на малой высоте. Это «бреющий полет», когда от скорости и мелькания под тобой деревьев, дорог и зданий просто захватывает дух. А с земли мы, наверно, смотримся как невесть откуда появившийся и спешащий по своим делам Змей Горыныч.
Потом поднимаемся выше. До чего это восхитительно, лететь на Ми-26!
Летали мы недолго, всего полчаса, но какой это был восторг! Надо будет обязательно повторить.
Два следующих полета прошли на более «обычной» технике, но, тем не менее, и они получились замечательными.
Полет на Ан-2
Самолет Ан-2, думаю, не нуждается в представлении. Этот многоцелевой биплан выпускался с 1947 по 2002 год, то есть в течение 55 лет! За это время было построено 18 тысяч таких самолетов. Самолет получился очень удачным: простым в управлении, неприхотливым к посадочным площадкам и несложным в обслуживании. В советское время тысячи Ан-2 трудились на местных воздушных линиях, порою связывая между собой соседние деревни. Бывало, что бабушки летали на Ан-2 друг к другу пить чай!
В наши дни Ан-2 уже почти не встретишь на пассажирских линиях, а полетать на нем можно в основном в аэроклубах. Сегодня мы летим на одном из таких Ан-2. Машина с бортовым номером EW-325AB принадлежит местному ДОСААФу. Самолет, кстати, не старый: он построен в 1990 году.
Размещаемся на бортовых скамейках. Очень короткий разбег, и мы в воздухе.
Получасовой полет над спальными районами Минска прошел на одном дыхании. Мы снова в Липках, где нас уже ждет следующий вертолет.
Полет на Ми-8
Многоцелевой вертолет Ми-8, первый полет которого состоялся в 1961 году, до сих пор является самым массовым на постсоветском пространстве. Большая часть Ми-8 используется в военных целях и для перевозки грузов. В работе остаются и пассажирские Ми-8, причем они используются не только на пассажирских линиях в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока, но и для экскурсионных полетов, например в Санкт-Петербурге и на Камчатке. Несмотря на это, никогда не будет лишним добавить в свою коллекцию полет на еще одном Ми-8.
Вертолет с бортовым номером EW-241EP принадлежит МЧС Беларуси. На нем мы совершим чудесный получасовой полет.
И, наконец, вишенка на торте…
Полет на Ми-2
Небольшой многоцелевой вертолет Ми-2 выпускался с 1961 по 1998 год. В советское время этот вертолет массово эксплуатировался и в ВВС, и в гражданской авиации. Как и самолеты Ан-2, вертолеты Ми-2 активно летали между небольшими населенными пунктами. Мои родители, например, вспоминают, как в 1970-е годы летали на нем в Крыму рейсом из Симферополя в Судак.
Еще несколько лет назад можно было совершить полет на таком вертолете по местным линиям Костромской области. Сегодня же Ми-2 – большая редкость.
Ми-2 с бортовым номером EW-14245 был построен в 1990 году, и всю жизнь работал в Беларуси, в основном в МЧС.
Полет на легком четырехместном Ми-2 – огромное удовольствие. Вертолет очень маневренный, что особенно ощущается, когда после прохода над полосой он резко взмывает вверх и одновременно начинает крутой поворот.
Маленький, уютный, домашний Ми-2 – замечательное окончание прекрасного авиационного дня.
Отличное это дело – авиационные туры. Надеюсь еще не раз в таких побывать. Чего желаю и всем интересующимся авиацией.