Хроника пассажирского флота (1952-1954)

Было время, когда я регулярно заглядывал в читальные залы Российской национальной библиотеки в Петербурге, где изучал историю речного пассажирского флота. Ведь достаточного количества материалов на эту тему в сети не было никогда, достоверных же материалов мало даже сейчас. Так что если хочешь достоверности - тебе в газетный зал, листать пароходские многотиражки. Тогда ошибки с фактами сведутся к минимуму, а ошибок с датами не будет и вовсе.

Часть полученной информации я свел в "Хронику пассажирского флота", охватывающую период с 1952 по 1962 год. Это, пожалуй, самый интересный период для речного флота СССР, когда был практически полностью обновлен весь флот: старые суда массово списывались, новые - массово строились. Большинство реализованных в те годы проектов были настолько удачными, что многие из построенных тогда судов работают и сейчас.

Хотя сейчас бы я назвал это не хроникой, а зарисовками. Там есть и хорошее, и не очень, и грустное, и смешное... Срез времени. Но главное - эти материалы не претендуют на полноту, ведь объять то, что происходило в те годы в речном флоте страны, практически невозможно.

"Хронику" я когда-то опубликовал в своей виртуальной библиотеке, потом она затерялась в интернете вместе с сайтом, на котором была опубликована. Но, может быть, кому-то те материалы будут интересны, так что решил извлечь их из небытия. А чтобы читатель мог получить представление, о каких судах идет речь, буду давать ссылки на соответствующие разделы сайта fleetphoto.ru. Там по фотографиям и разной информации можно проследить биографию каждого судна.

Итак, первые три года - с 1952 по 1954...


1952 год

Главные события года:

Волго-Донской канал
Теплоход “Ом” ("Волго-Дон")
Дизель-электроход “Россия”
Линия Москва – Ростов


1 февраля началось наполнение Волго-Донского канала водой.

Специально для работы на Волго-Донском канале поставлены на переоборудование тепло- и пароходы “Радищев”, “Некрасов”, “М.Ю. Лермонтов”, “А.С. Пушкин”, “Сергей Киров”, “Валерия Барсова”, “Глеб Успенский”, “800 лет Москвы”, “Память тов. Шмелева”, “Марксист”, “Гражданка”, “Красная Звезда”, “Гончаров”, “Правда”, “Георгий Седов”. Суда оборудуются для плавания в Цимлянском водохранилище. Одновременно обновляются интерьеры пассажирских помещений, устанавливаются новая мебель и инвентарь. Работы проводятся сразу на нескольких судоремонтных заводах. Некоторые суда перед навигацией доделываются форсированными темпами.

Навигация на Волге началась 20 апреля. Суда отправились сразу из нескольких городов: из Горького – “Парижская коммуна” и “Полководец Суворов”, из Куйбышева – “Владимир Ульянов-Ленин” и “Академик Бах”, из Саратова – “Семнадцатый год” и “Тов. Микоян”, из Астрахани – “Страж Революции”. Из-за перегруженности судоремонтных заводов графики ремонта многих судов сорваны. Так, теплоход “Память тов. Маркина” пришел в Горький лишь за несколько часов до первого рейса.

Из-за поздней весны навигация на Каме открылась только 3 мая. В этот день пароход “Короленко” отправился из Молотова в Горький. Несколько позже в первый рейс ушел “Красный Урал”. До открытия линий Молотов – Москва и Молотов – Астрахань некоторые пассажирские суда используются для грузовых рейсов в верховья Камы. Так, пароход “Академик Карпинский” 4 мая пошел без лоцмана в Чермоз. Экипаж парохода, не работавший ранее на верхней Каме, испытал в этом рейсе большие трудности, однако завершил рейс благополучно.

На Енисее навигация началась 10 мая, когда пароход “Академик Тимирязев” вышел первым рейсом Красноярск – Минусинск. Из-за ледохода в низовьях Енисея суда, обычно работающие на линии Красноярск – Дудинка, сделали по несколько грузовых рейсов до Минусинска. Так, флагман Енисейского пароходства теплоход “Иосиф Сталин” доставил в Минусинск семена и съемочную бригаду московской кинохроники. 5 июня в первый рейс до Игарки вышел пароход “Ф. Энгельс”.

Навигацию на Иртыше рейсом Омск – Тополев Мыс в начале мая открыл пароход “Роза Люксембург”.

На Амуре, особенно в районе Благовещенска, наблюдаются очень низкие уровни воды. Несмотря на это, пассажирская навигация на Амуре открылась в начале мая.

После двухгодичного капитального ремонта с полной заменой надстройки вернулся в строй енисейский пароход “Спартак”. В начале июня пароход пошел в первый рейс до Дудинки.

Началось переоборудование камских пароходов для плавания в озерных условиях и одновременно для повышения комфортабельности. Первыми на ремонт встали пароходы “Волга” и “Дюканов”.

В начале навигации в Волжском пароходстве проведен анализ работы теплоходов типа “Бородино”. Оценивались расход топлива, скорость, экономическая эффективность. Наилучшие показатели оказались у теплохода “Память тов. Маркина”, наихудшие – у теплохода “Урицкий”. Наибольшую скорость показал “Семнадцатый год”. Этого удалось достичь за счет установки в носовой части теплохода более тяжелой, чем на однотипных судах, надстройки.

В ночь на 5 мая наполнен водой 13-й, самый ближний к Дону, шлюз Волго-Донского канала. В течение мая постепенно наполняется водой Цимлянское водохранилище. Штурманы судов, которые будут работать на Волго-Донском канале, изучают особенности судовождения по каналу пока в теории.

В конце мая пароход "Гончаров" доставил на Волго-Донской канал первые цветы для скверов.

Начал рейсы на линии Москва – Астрахань – Москва плавучий санаторий речников “Горьковская коммуна”.

Суда, предназначенные для работы на Волго-Донском канале, временно поставлены для работы на линии Москва – Астрахань и Горький – Астрахань.

Волжский теплоход-рефрижератор “Борис Щукин” превращен в плавучий пионерлагерь. Пионерлагерем выступает и иртышский пароход “Совет”. Смена на этом пароходе длится 40 дней, из которых 23 дня проходят в плавании по Иртышу и Томи. Пароход “Михаил Калинин” совершает рейс для старшеклассников по маршруту Омск – Салехард – Омск.

В Сталинграде установлен специальный пассажирский дебаркадер для обслуживания пассажиров, следующих на Волго-Донской канал и Дон. Там же открыты гостиница на 66 мест и ресторан.

15 июня рейсом парохода “Коккинаки” Московско-Окского пароходства открыта новая линия Москва – Уфа.

Утром 6 июля теплоход “Сергей Киров” под командованием А.И. Белодворцева вышел из Сталинграда в пробный рейс по Волго-Донскому каналу, а 9 июля прибыл в Ростов. Рейс прошел успешно. 14 июля теплоход вернулся в Сталинград.

18 июля в 12.00 из Москвы вышел флагман Московского пароходства теплоход “Иосиф Сталин” и направился на открытие Волго-Донского канала. В Горьком теплоход принял 100 пассажиров до Сталинграда.

27 июля “Иосиф Сталин” вошел в Волго-Донской канал с Волги и официально открыл движение судов по каналу. Одновременно с другой стороны движение по каналу начал теплоход “Сталинская конституция”. В тот же день открылась движение по линиям Москва – Ростов и Сталинград – Калач. Из Москвы отправился пароход “Советская республика”, из Ростова – “Радищев”, из Сталинграда – “Некрасов”, из Калача – “Валерия Барсова”. “Глеб Успенский” проследовал из Сталинграда в Варваровское водохранилище.

На Волго-Донской канал и Дон поступили 20 теплоходов типа “Москвич” для обслуживания местных линий.

В конце июля открыт крупнейший в стране речной вокзал в Красноярске.

На Днепре уже вторую навигацию работает пароход 737 проекта “Иосиф Сталин”, построенный в Киеве на заводе “Ленинская кузница”. Это первое судно серии. Испытания однотипного “Н.В. Гоголя” начались в середине августа на маршруте Киев – Днепропетровск.

В Сормово продолжается работа над проектом озерного пассажирского дизель-электрохода (проект 20). Главные задачи конструкторов – обеспечить максимальный уровень комфорта для пассажиров и приспособить судно к плаванию по озерам и водохранилищам.

Летом на Московском судостроительном и судоремонтном заводе прошли испытания нового 300-сильного пассажирского теплохода для местных линий. Судно (проект 623) разрабатывалось специально для работы на водохранилищах. Осенью теплоход, названный “Волго-Дон”, начал работу на Рыбинском водохранилище. Завод планирует построить большую серию однотипных судов.

Поступившие год назад для работы на Неве теплоходы типа “Москвич” вызывают у речников ряд нареканий в области покраски, электрооборудования, устройства рубки и пассажирских салонов.

29 сентября из Херсона в Уфу своим ходом прибыли теплоходы ПТ-53 и ПТ-54 для работы на местных линиях. Такой перегон стал возможен только с открытием Волго-Донского канала. Переход прошел успешно несмотря на шторм в Цимлянском водохранилище.

4 октября в Москву из ЧССР пришел дизель-электроход “Россия”, головное судно 785 проекта. Дизель-электроход построен специально для линии Москва – Ростов. По отзывам речников, проект получился удачным.

25 октября в последний рейс по новой линии из Ростова в Москву отправился пароход “Гражданка”. Со следующего года планируется постепенная замена на этой линии старых судов на дизель-электроходы 785 проекта.


1953 год

Главное событие года:

Начало строительства в Венгрии пароходов проекта 737



В начале апреля начались прогулочные рейсы судов типа "Москвич" в Ленинграде. Теплоходы "М-59", "М-62" и "М-84" вышли на линию площадь Декабристов - Смольный.

В середине апреля пошли суда по Оке. Первым из Рязани в Горький вышел пароход "Н.А. Некрасов", а из Касимова в Горький - "Мичурин".

Навигация на Волге началась с череды происшествий с пароходом "Волга". 18 апреля "Волга" при возвращении в затон из пробного испытательного рейса при маневре получил пролом подводной части корпуса. Пароход едва не затонул; на ремонт потребовалось трое суток. 21 апреля судно навалило ветром на волнолом, в результате была сломана кормовая мачта. А 23 апреля на рейде пристани Мариинский Посад пароход привалило кормой к берегу, в результате чего был погнут баллер руля.

19 апреля навигацию на Волге открыл пароход "Володарский" (капитан А.И. Торсуков). Сначала пароход совершил рейс до Казани и обратно, а вторым рейсом открыл скорую линию Горький - Астрахань. Из-за сложной ледовой обстановки на средней Волге "Володарский" пришел в Астрахань с семичасовым опозданием.

Судоремонтные заводы не успевают сдать суда к открытию навигации. В результате возникает дефицит судов при укомплектовании линий. Сильно задерживается выход из ремонта "Урицкого", "М.В. Ломоносова", "Парижской коммуны", "Первого мая", "В. Молотова", "Тов. Микояна", которые оборудуются для плавания на водохранилищах. Экипажи судов иногда до последнего дня не знают, на какую линию поставят их судно. Так, "Память Шмелева" вместо Ярославля в последний момент отправили в Куйбышев.

Такая же ситуация складывается на Каме. Из-за ремонта не вышли в первые рейсы пароходы "Дмитрий Фурманов", "В.Г. Короленко" и "Анри Барбюс", которые готовят к плаванию по водохранилищам.

23 апреля рейсом парохода "Тукай" Уфа - Дербешка открылась навигация на Белой. Позднее в первый рейс до Москвы отправился пароход "И.С. Никитин".

24 апреля пароход "В.Г. Белинский" отправился из Молотова в Москву, открыв навигацию на Каме, а 26 апреля в Москву из Молотова вышел "Н.Г. Славянов". Первые рейсы по Каме омрачены полным отсутствием дебаркадеров и обилием аварийной древесины.

29 апреля открылась навигация на Северной Двине. Пароход "Иван Каляев" отправился первым рейсом из Котласа в Архангельск.

5 мая рейсом Красноярск - Минусинск пароход "В. Маяковский" открыл пассажирскую навигацию на Енисее.

На Иртыше рейсом Омск - Тара открыл навигацию пароход "Яков Свердлов".

Практически на всех реках не успевают в срок установить пассажирские дебаркадеры. Где позволяют глубины, суда подходят прямо к берегу, где не позволяют - высаживают пассажиров с рейда.

По итогам 1952 года линия Москва - Ростов не обеспечила провоз всех желающих. В 1953 году поток пассажиров значительно увеличился. Решено снизить оборот с 24 до 22 суток и увеличить частоту отправлений судов.

14 мая рейсами пароходов "Марксист" из Москвы и "М.Ю. Лермонтов" из Ростова открыта линия Москва - Ростов. В последний момент была сокращена норма ходового времени, и "Марксист" прибыл в Ростов 23 мая значительно раньше графика. К неудовольствию пассажиров, им пришлось покинуть пароход раньше времени, заявленного в расписании, поскольку судно было немедленно направлено для приема груза в грузовой порт.

30 мая рейсом парохода "Н.А. Некрасов" открылась линия Москва - Уфа. Позднее из-за поломки с этой линии снят пароход "Григорий Пирогов". Рейс отправлением 13 июля выполнил вместо него "Юрий Долгорукий", ранее работавший на местной линии. В результате на пароходе не оказалось ни постельных принадлежностей, ни нормального питания.

5 июня первым рейсом в низовья Енисея из Красноярска вышел пароход "Л. Каганович", а за ним - "Мария Ульянова". Из-за амнистии енисейский флот всю навигацию работает с большой перегрузкой. Тысячи людей возвращаются по Енисею из лагерей на большую землю, в Красноярск. Криминогенная обстановка на пароходах и в Красноярске критическая.

12 июня в Ростов своим первым рейсом пришел головной дизель-электроход 785 проекта "Россия" (капитан Михаил Иванович Лазарев, бывший первый штурман на "Урицком"). На новые дизель-электроходы в экипажи подбираются в основном молодые кадры.

13 июня впервые открыт туристический маршрут по Дону - Ростов - Сталинград - Ростов. На эту линию поставлен пароход "Правда".

В конце июня из Венгрии в Ростов пришел головной пароход 737 проекта венгерской постройки "Максим Горький". Со дня на день ожидаются однотипные "Алексей Толстой" и "Маяковский". Суда будут работать на линии Ростов - Цимлянская.

В начале июня "Максим Горький" готовится в Ростове к первому рейсу, а тем временем разворачивается рекламная компания нового парохода. В результате в первый рейс 6 июля "Максим Горький" отправляется заполненным под завязку. Рейс проходит неудачно. Кассиры, не знакомые со схемой нового судна, перепутали номера кают, и при посадке возникла неразбериха. Постельное белье не выдавалось, поскольку на борту не оказалось квитанций об оплате. Персонал ранее не работал на пассажирских судах и не имел никакого опыта. В ресторанах и буфетах не оказалось ни горячей пищи, ни прохладительных напитков. В некоторых каютах не было ни света, ни воды.

Определено название головного дизель-электрохода проекта 20, проектирование которого продолжается в Сормово. Судно будет называться "Иосиф Сталин" (в реальности это построенное спустя пять лет судно назвали "Ленин").

В середине июля новые дизель-электроходы 785 проекта "Украина" и "Белоруссия" прибыли из Комарно в Одессу, и оттуда отправились в Москву. Суда предназначаются для работы на линии Москва - Ростов. В конце июля оба судна пришли в Москву. 23 июля в Ростов из Чехословакии прибыл однотипный дизель-электроход "Азербайджан" и сразу встал на линию Ростов - Москва. В августе к этим дизель-электроходам добавились "Грузия" и "Армения". В том же году "Украина" сгорит в рейсе на Дону.

24 июля для работы на Дону прибыл новый теплоход для местных линий "Рассвет", построенный на Московском судоремонтном заводе. Осенью ожидаются однотипные "Заря" и "Восход".

4 августа из Венгрии в Ростов пришел четвертый пароход 737 проекта "Вячеслав Шишков". В отличие от предыдущих трех он предназначается для работы в Камском пароходстве.

В августе на теплоходе "Память Маркина" разорвало форсуночный трубопровод левого главного двигателя, погиб человек.

В сентябре принимаются меры для вывоза с нижней Волги урожая и разных грузов. Сокращено время обработки судов в конечных пунктах и за счет этого увеличено количество остановок для приема груза. Капитанам предписано не отказываться принимать груз фактически при любых условиях. Однако капитаны перегруженных до отказа судов нередко отказываются выполнять предписание, за что получают выговоры.

В сентябре Московский судоремонтный завод на базе проекта пассажирского судна "Москвич" строит молоковоз с цистернами емкостью 20 тонн. Назначение судна - доставка молока с областных молокозаводов в Москву. Запланировано строительство еще семи таких судов.

Модернизация "Москвича" проведена и в Неманском пароходстве. Теплоходу уменьшена осадка с целью работы в верховьях Немана. Первые два таких теплохода получили названия "Вильнюс" и "С. Нерис", строятся еще четыре.

Осенью начинаются испытания новых днепровских пароходов 737 проекта "Чернышевский" и "Радищев".


1954 год

Главные события года:

Теплоход "В. Чкалов" (проект 588)
Теплоход "Байкал" (проект 646)
Открытие Камской ГЭС



12 апреля рейсом теплохода "Котовский" открыта линия Одесса - Херсон. Открытие скорой линии Киев - Херсон задерживается из-за низких уровней воды на отдельных участках.

20 апреля из Горького в Москву по Оке отправился пароход "Григорий Пирогов". 26 апреля пароход стал первым пассажирским судном, пришедшим в этом году в Москву.

Начало навигации на Волге сорвано малой готовностью флота к вводу в эксплуатацию. 23 апреля первым рейсом из Горького до Ульяновска вышел пароход "Волга", а из Астрахани в Горький - "Парижская коммуна". На следующий день "Спартак", не готовый к выходу из Горького, срочно заменен "Полководцем Суворовым", а отправление "Стража революции" из Астрахани перенесено на сутки, а затем отменено. С завода не вышли к первым рейсам "Усиевич", "Ф. Дзержинский", "Одесса", "Марксист", "Валериан Куйбышев", "М.В. Ломоносов", "Социализм". В населенных пунктах не установлены дебаркадеры. Суда, идущие первыми рейсами, испытывают трудности с приемом пассажиров и груза. Местные перевозки тоже срываются.

25 апреля пассажирскую навигацию на Каме открыл пароход "Академик Карпинский", который под командованием известного капитана Ивана Петровича Анферова отправился из Молотова в Астрахань. На этом пароходе впервые установлен телефон для пассажиров, работающий во время стоянок.

1 мая началась эксплуатация судоходного шлюза Камской ГЭС. 5 мая в 14.00 в шлюз вошли 10 катеров, предназначенных для проводки плотов через шлюз. На первом этапе шлюз будет обслуживать только караваны древесины.

4 мая рейсом парохода "Шексна" открыта новая пассажирская линия Ленинград - Череповец. Путь следования парохода - Нева, Приладожские каналы, Свирь, Онежский канал, Вытегра, Ново-Мариинский канал, Ковжа, Белозерский канал, Шексна. Всего на линию поставлено пять пароходов, оборот - 10 суток. Работу линии сразу наладить не удалось, расписание не соблюдается.

В начале мая первым рейсом из Ленинграда в Медвежьегорск вышел пароход "Володарский".

8 мая пассажирскую навигацию на Иртыше открыл пароход "Урал", только что вышедший из ремонта с Омского судоремонтного завода. Внутренние помещения красиво отделаны, пароход радиофицирован, что вызвало одобрение пассажиров. Однако первой же ночью пошел дождь, который сразу проник в пассажирские помещения - сказалось качество ремонта парохода. Многие пассажиры вынуждены были искать сухие места. Другой пароход, "Москва", на том же заводе был покрашен в последний момент перед выходом и немедленно отправлен в первый рейс, из-за чего одежда пассажиров пришла в негодность. Из второго рейса пароход вернулся в Омск на буксире из-за поломки гребного колеса.

Продолжается пополнение днепровского флота пароходами 737 проекта. В конце мая в Киев пришел новый пароход "Богдан Хмельницкий".

8 июня первым рейсом из Красноярска в Дудинку отправился теплоход "Серго Орджоникидзе". Всю навигацию енисейский пассажирский флот работает с огромной перегрузкой, заполненные до отказа суда зачастую не останавливаются у пристаней - им некуда принимать пассажиров и грузы.

На Волге началось сооружение плотины Куйбышевской ГЭС. В связи с этим в Ульяновске реконструируется мост, строится пассажирский и грузовой порт и волнолом, а также павильон речного вокзала. В районе строительства гидроузла вырос рабочий поселок. Одного из строителей гидроузла выловил ночью из реки дизель-электроход "Россия", идущий рейсом из Ростова в Москву.

Министерство речного и морского флота развернуло борьбу с семьями на судах. Капитанам запрещено провозить семьи членов экипажей. Однако этот запрет повсеместно нарушается.

За время эксплуатации первых дизель-электроходов 785 проекта выявлены конструктивные недостатки главных двигателей этих судов. Выпускаются специальные рекомендации для механиков дизель-электроходов во избежание частых поломок двигателей. Тем временем на Волгу приходят новые дизель-электроходы. 15 июля в Горький прибыл дизель-электроход "Узбекистан" и сразу встал на линию Горький - Астрахань.

Наконец определено название для последующих судов проекта 623 - "Озерный москвич", сокращенно - "ОМ". Первый теплоход с таким названием, "ОМ-305", отправился в Архангельск для работы в низовьях Северной Двины.

Невский судоремонтный завод начал выпуск теплоходов типа "Ленинградец". Новое судно быстроходнее "Москвича", лучше управляется, а также может проходить под низкими мостами. Первый рейс головного судна по Неве состоялся 13 июня, второе судно сдано в эксплуатацию в конце июля. Начато строительство серии таких судов.

Пароход "Гражданка" первым на Волго-Донском канале начал работу без лоцманов. Пароходы "Роза Люксембург" и "Правда", также работающие на линии Ростов - Сталинград, отказываться от лоцманов пока не спешат. Одновременно "Гражданка" ввела еще один почин. Если раньше социалистическое соревнование всегда проходило между пароходами, то сейчас экипаж "Гражданки" вызвал на соревнование поезд N 73/74 Краснодар - Сталинград.

Вышел из капитального ремонта камский пароход "Дмитрий Фурманов". Новая отделка помещений дубом понравилась пассажирам. Тем временем на Каму приходят новые пароходы. 21 июля в Молотове (Перми) состоялся митинг по поводу выхода в плавания нового парохода 737 проекта и присвоения ему названия "Генерал Крисанов". 22 июня пароход отправился в первый рейс из Молотова в Сарапул. Поступившие ранее на Каму однотипные "Вячеслав Шишков", "В. Вишневский" и "Петр Павленко" работают успешно, хотя на "Петре Павленко" удалось наладить работу только после смены капитана.

В июле в Сталинград прибыл пароход 737 проекта "Константин Тренев" для работы на линии Сталинград - Саратов.

19 июля началось шлюзование пассажирских судов в шлюзе Камской ГЭС.

Впервые организовано социалистическое соревнование между флагманами двух пароходств. Теплоход "Иосиф Сталин" канала Москва - Волга соревнуется с днепровским пароходом "Иосиф Сталин". В Киеве на борту днепровского парохода в гостях побывал капитан московского "Иосифа Сталина".

Открыта новая пассажирская линия Игарка - Диксон. Первый рейс выполнил пароход "Маршал Говоров".

На волжских судах происходят небольшие аварии. На только что вышедшем из капитального ремонта пароходе "Усиевич" постоянно случаются поломки механизмов. Теплоходы "Товарищ Микоян" и "Маршал Ворошилов" потеряли рули и были приведены в Горький соответственно дизель-электроходом "Грузия" и пароходом "Волга".

На заводе имени Урицкого в Астрахани освоен выпуск пассажирских катеров типа "А" ("Астраханский"). Тем временем Московский судоремонтный завод, освоив выпуск молоковозов на базе пассажирских "Москвичей", выпустил еще одну модификацию "Москвича" - "Рыба". Теплоход предназначен для перевозки живой рыбы общим весом до 5 тонн.

В середине навигации изменено расписание линии Архангельск - Котлас. Теперь из-за ошибки составителей пароходы приходят в Красноборск на час раньше расписания, а в Наволок - с часовым опозданием. На пристанях и пароходах возникает путаница.

20 августа научно-техническая делегация Китайской Народной Республики посетила Горький и побывала на пароходе "Спартак", а 21 августа на пароходе "Михаил Калинин" выехала в Сталинград.

На Каме начинается сооружение Воткинской ГЭС. Появился поселок гидростроителей.

Осуществлен перегон из Германии на Енисей новых теплоходов 588 проекта "В. Чкалов" и "А. Матросов", 646 проекта "Байкал" и "Балхаш" и теплохода типа "ОМ" "Тургенев". Первым 26 августа в Красноярск пришел "В. Чкалов".

7 сентября еще один новый теплоход 646 проекта, "Иссык-Куль", прибыл из Германии в Якутск. По пути теплоход принял пассажиров в Тикси, Сангаре и других населенных пунктах на Лене.

1 октября после капитально-восстановительного ремонта из затона Память Парижской коммуны вышел пароход "Чичерин". Пароходу сменили корпус, поставили новую надстройку, произвели продольное и поперечное крепление. 7 октября "Чичерин" отправился первым рейсом в Астрахань. В первом рейсе с членами экипажа парохода проведена партийная беседа "Алкоголизм - вредный пережиток капитализма".

Осенью произошел пожар на судоремонтном заводе в Белом Городке. Сгорели пароходы "И.С. Никитин", "Гоголь", Страж революции" и "Михаил Калинин". Суда сгорели, потому что в пожарных магистралях на слипе не было воды.


Продолжение следует.
Пару месяцев назад у меня даже спор в комментариях разгорелся. Один участник утверждал, что "ОМ" значит - "озерно-морской" (еще "МО" расшифровал - "малый озерный"). Долго спорили :)
Распространенная, кстати, интерпретация этих названий. :)
Как раз вчера нашёл фрагмент и пытался вспомнить, кто автор) А тут вот
Удивительно, что с Чкаловым и Матросовым к этой истории можно присоединиться до сих пор!
И еще как минимум пару лет, до постройки новых судов.
(Anonymous)
были ещё трамвайчики ПТ,аналоги Москвичей,так их название речники расшифровали как Пинай-Толкай.
(Anonymous)
Да, очень интересно. Ждем продолжения.
(Anonymous)
Здравствуйте Александр!Вопрос как к специалисту- насколько реально пройти 305 по Оке от Коломны до Серпухова(Тарусы) по высокой воде в мае?Какая наиболее критичная точка на этом участке?Спасибо!Стас(8-953-3199398)
Добрый вечер, я хочу попасть на остров тристан де кунья. Я не знаю как это сделать. Это вообще возможно? В океане рядом с островами погиб мой отец.
Мой мэйл oxana.mi4w@gmail.com
Добрый день, Оксана! Прошу прощения за молчание. До острова можно добраться круизно-экспедиционными судами (но может не повезти с возможностью высадки из-за погоды). Либо на небольших рейсовых судах, расписание здесь: https://www.tristandc.com/shipping.php