asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Круизы по Оби и Иртышу. Предыстория и планы

Мы начинаем новое, интересное дело – организацию круизов по Оби и Иртышу на теплоходе «Северная сказка». Сегодня я расскажу об этом проекте.


Мост «Красный дракон» в Ханты-Мансийске. Фото: alexandrorodrigez

Пассажирское судоходство в Сибири начиналось как раз на Иртыше, когда в 1838 году в Тюмени на воду был спущен пароход «Основа». В течение следующих полутора столетий протяженные пассажирские линии соединили города и поселки от Барнаула на Оби и Семпалатинска на Иртыше до устья реки Таз на Ямале.

Расцвет круизного судоходства на Оби и Иртыше пришелся на 1960-80-е годы, когда двухпалубные суда проектов 305, 860 и 785 выполняли многодневные круизы из Омска, Тюмени, Новосибирска и Томска. Маршрут Омск – Салехард – Омск на туристическом теплоходе неторопливо выполнялся за 18 дней, тогда как теплоход пассажирской линии оборачивался на трое суток быстрее.

В 1990-е годы количество круизов по Оби и Иртышу сократилось, и они стали выполняться лишь эпизодически. До 2019 года сохранялись пассажирские (не круизные) линии Омск – Салехард и Салехард – Антипаюта, обслуживаемые теплоходами 646 проекта в своей изначальной компоновке с многоместными каютами без удобств.

Идея возобновить постоянные круизы по Оби и Иртышу возникла у нас несколько лет назад. Сначала мы рассматривали возможность приобретения одного из находящихся на отстое в Омске теплоходов 860 проекта и его последующей реконструкции. Но стало понятно, что с учетом восстановления механической части вложения в эти суда будут настолько велики, что никогда не окупятся. Поэтому мы стали обсуждать возможность перегона в Сибирь нашего двухпалубного «Чапаева». А потом подумали: почему не трехпалубного? Ведь таких судов на Оби и Иртыше еще не было. И эта идея нас увлекла.



Для работы в Сибири был выбран теплоход «Северная сказка». Мысленно этот теплоход легко вписать в картинку сибирской реки. Размеры, название, экстерьер, интерьеры – все будто специально предназначается для северных просторов.

Мы приобрели «Сказку» в 2009 году (тогда он назывался «Карл Маркс»). Незадолго до этого теплоход прошел капитальную реконструкцию, и от его родных интерьеров и кают не осталось вообще ничего. Вместимость теплохода была уменьшена с 339 до 150 человек, появилась новая каютная сетка, а самих пассажирских кают осталось всего 67 – каждая со всеми удобствами и спутниковым телевидением.

Новые интерьеры «Маркса» были сделаны со вкусом и чувством стиля. Стены отделали деревянными панелями, потолки – деревянными рейками. Знаю, что заказчик реконструкции два или три раза перезаказывал дорогие стеновые панели из-за неточного попадания в выбранный им тон.



В процессе эксплуатации теплохода нам пришлось кое-что переделывать. Во время докового ремонта 2018 года для замены набора и палубного настила потребовалось полностью разобрать большую часть кают нижней палубы. Новые каюты были построены заново, но с сохранением прежнего стиля.

Перед навигацией 2019 года «Карл Маркс» был переименован в «Северную сказку». Это название подчеркивает северный регион работы судна, так как теплоход в основном выполняет круизы по северо-западу России, включая рейсы по Беломорско-Балтийскому каналу. Вместе с названием мы сменили интерьеры трех общественных помещений и перестроили центральный вестибюль, увеличив ему площадь. Носовой салон превратился в «Лесную гостиную», кормовой бар – в «Чайную». Поменялся и интерьер концертного зала. В интерьерах обоих помещений были использованы и натуральные природные материалы, например стабилизированный мох.



На мой взгляд, «Северная сказка» – теплоход, серьезно отличающийся от многих своих реконструированных собратьев качеством и цельностью интерьеров.

Как я уже говорил, пассажирские теплоходы габаритов «Северной сказки» раньше не работали на Оби и Иртыше. Этому мешали недостаточные глубины на участке Иртыша от Омска до Тобольска и участке Оби от Нижневартовска до Новосибирска. Весной, по большой воде, для «Северной сказки» проходимы и эти участки. Но в течение основной части навигации оптимальным маршрутом для круиза такого судна является Тобольск – Салехард, на котором, кстати, сосредоточена значительная часть достопримечательностей региона.


Тобольский кремль. Фото: Exploreman

Первоначально мы хотели сделать круговой маршрут Тобольск – Салехард – Тобольск. Круговые маршруты удобны: они позволяют предложить туристам, подсевшим на теплоход в любом месте маршрута (скажем, в Ханты-Мансийске), такой же полноценный круговой круиз. Но потом решили делать односторонние круизы Тобольск – Салехард – Сургут (и следующий круиз в обратном направлении).

Маршрут получился такой: Тобольск – Уват – Ханты-Мансийск – Березово – Мужи – Салехард – Октябрьское – Сургут. Следующий круиз выполняется в обратном направлении. В этот маршрут позднее будут включены также одна-две «зеленые стоянки». Расписание маршрута по дням можно посмотреть здесь.



В Тобольске и Салехарде мы не только стоим по целому дню, но еще и ночуем. В Тобольске это сделано для того, чтобы у путешественников был отдельный день на осмотр достопримечательностей города и его окрестностей. Тобольск того стоит. А в Салехарде желающие смогут отправиться еще дальше на север, чтобы переночевать в настоящем чуме оленеводов.


Фото: Sophia Pleshchunova

С чем связано решение включить в круизы участок Оби до Сургута? Во-первых, мы хотели уложить круизы максимум в 11 дней, чтобы они не стали слишком дорогими. При возвращении в Тобольск расписание такого круиза стало бы слишком жестким. Во-вторых, хотелось включить в круиз еще один город и участок Оби ниже устья Иртыша. Поэтому, учитывая также, что в Сургуте есть большой аэропорт и железная дорога, решили заворачивать в Сургут.



Казалось бы, Сургут как начальная/конечная точка круиза хорош еще тем, что это фактически центр богатого нефтегазового региона. Но делать ставку на поток туристов с большими нефтяными деньгами было бы крупной ошибкой: жители региона привыкли отдыхать в других местах страны и мира. Мы будем им рады, но их, видимо, будет немного, по крайней мере на первых порах. Кроме того, «Сказке» планируется строго циклическое расписание, в которое будет невозможно вписать ни круизы выходного дня, ни корпоративные круизы, за исключением, разве что, начала и конца навигации.


Археопарк в Ханты-Мансийске

Впрочем, мы не думаем ограничиваться только одним маршрутом по Оби и Иртышу. В дальнейшем планируется делать весенний рейс в Омск, а в конце навигации, возможно, и круиз с выходом в Обскую губу. Есть еще мечта дойти до Новосибирска… но не будем загадывать.

Мы относим эти круизы к «Экспедициям «Созвездия», наряду с нашими байкальскими круизами на теплоходе «Империя». Но, в отличие от «Империи», которую мы берем в тайм-чартер, «Северная сказка» – наш теплоход, поэтому мы предложим путешественникам сервис, принятый на судах «Созвездия», практически в полном объеме. Основные изменения будут касаться меню: оно будет отличаться наличием в нем блюд сибирской кухни. Развлекательная программа дополнится лекциями об истории и современности края.

Не могу сказать, что мы ожидаем в этих круизах каких-то конкретных категорий туристов. Но, думаю, в основном это будут люди, интересующиеся путешествиями по необычным маршрутам, желающие посмотреть что-то новое. Скорее всего, основными гостями станут россияне, но для англоязычных гостей мы организуем обслуживание на английском языке.


Нижняя Обь. Фото: Николай Максимович

Моя нелюбимая тема – цены на круизы. Почему нелюбимая – ну представьте, что режиссера будущей блестящей оперы спрашивают не про его творение, а про цену билета в партер. Куда это годится? Но в двух словах: стоимость круизов мои коллеги рассчитали исходя из более высоких расходов на снабжение и содержание судна в Сибири, короткой навигации и учитывая предполагаемое изменение цен за оставшиеся два года до навигации 2023. Надеюсь, они не ошиблись.

Навигацию 2021 года «Северная сказка» отработает по своему обычному расписанию, выполняя в основном круизы Санкт-Петербург – Соловки. После окончания навигации теплоход будет поднят в док (на год раньше планового подъема), где ему будут с особой тщательностью проведены работы по корпусу, а также установлен современный эхолот для удобства работы на неглубоких участках Иртыша. После этого, с учетом полученных после докового ремонта данных дефектации корпуса, будет разработан и согласован проект перегона судна.

Для перегонов Северным морским путем по погоде и ледовой обстановке лучше всего подходит начало сентября. Поэтому в навигацию 2022 года «Сказка» снова выйдет в работу. Но эта навигация планируется для теплохода короткой: она закончится 7 августа в Санкт-Петербурге.



Затем теплоход начнут готовить к перегону. Такая процедура называется конвертовкой судна. Будут заварены или закрыты стальными щитами на прихватах окна, люки и другие отверстия. Судовые механизмы будут дополнительно надежно закреплены, клапаны закрыты. Предстоит много других работ для безопасного морского перегона.

Из Петербурга к месту новой работы «Сказку» поведут буксиры: до Беломорска – один или два речных буксира, далее через Белое, Баренцево, Карское моря и Обскую губу до Салехарда – морской буксир. В Салехарде судно будет расконвертовано, то есть приведено в свое обычное рабочее состояние, и оттуда оно отправится своим ходом к месту зимовки в Сургут или Ханты-Мансийск. Я называю два места зимовки, потому что оба этих места подходят для базирования нашего теплохода, и нас готовы принять в обоих. Однако пока что мои коллеги, отвечающие за техническую эксплуатацию судна, не сделали окончательного выбора.

Начало первого круиза запланировано на 23 мая 2023 года.


Салехард. Обдорский острог

Для любого судна очень важна сработанность экипажа. Поэтому мы заинтересованы, чтобы специалисты, работавшие на «Сказке» много лет и хорошо ее знающие, продолжили работать на ней и после перегона в Сибирь, хотя бы первое время. Но тем членам экипажа «Сказки», кого не устроит смена региона, мы предложим работу на других наших судах.

Мы также планируем, что как минимум первую навигацию на Оби и Иртыше «Сказкой» будет командовать один из проверенных капитанов нашей компании. При этом во всех рейсах первой навигации на судне будут находиться два лоцмана, хорошо знающие местный плес.

С уходом «Северной сказки» на Обь у нас временно не останется теплохода для выполнения круизов на Соловки. Думаю, что в дальнейшем такое судно появится, но скорее всего не к 2023 году. Поэтому на период, когда у «Созвездия» не будет теплохода для Соловков, наши коллеги, «Инфофлот», будут предлагать такие круизы на партнерском теплоходе «Две столицы».


Мы с коллегами в Салехарде два дня назад

В заключение хочу сказать, что проект организации круизов по Оби и Иртышу очень интересный. Мы с коллегами, вовлеченными в проект, полны энтузиазма. Уже проработаны, с выездами на места, основные навигационные и технические вопросы, согласованы экскурсионные программы. На моих глазах коллеги, не бывавшие раньше в Сибири, отправившись туда в командировку, влюбляются в этот край. А впереди еще много подготовительной работы, об интересных моментах которой я буду обязательно рассказывать. И, конечно, не стесняйтесь задавать вопросы.
Tags: Созвездие, река Иртыш, река Обь
Subscribe

  • Четырехпалубный теплоход – на Вятке

    Наш теплоход снова на Вятке, чему я очень рад. За десять лет организации круизов по этой реке я к ней очень привязался. Да и как не привязаться,…

  • Хорошая была навигация!

    Что бы ни говорили о прошедшей навигации, а мне она больше запомнилась приятными моментами. Моменты эти, может, были и не слишком значимыми. Но…

  • Восемь дней навигации

    В этом году по известным причинам круизная навигация началась лишь в июне. Наш теплоход «Александр Бенуа» вышел в круиз первым в Москве. В другой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Четырехпалубный теплоход – на Вятке

    Наш теплоход снова на Вятке, чему я очень рад. За десять лет организации круизов по этой реке я к ней очень привязался. Да и как не привязаться,…

  • Хорошая была навигация!

    Что бы ни говорили о прошедшей навигации, а мне она больше запомнилась приятными моментами. Моменты эти, может, были и не слишком значимыми. Но…

  • Восемь дней навигации

    В этом году по известным причинам круизная навигация началась лишь в июне. Наш теплоход «Александр Бенуа» вышел в круиз первым в Москве. В другой…