И еще о произошедшем 6-8 августа и после этого

После опубликования пресс-релиза по предоставлению бесплатных путевок в круизы для пассажиров "Космонавта Гагарина" с рейса 6-8 августа, было много хороших откликов на эту тему и от туристов, и от наблюдателей. И нам это безусловно приятно.

Сначала напомню, что теплоходы компаний "Инфофлот", "Водоходъ", "Мостурфлот", "Речтурфлот", "Турфлот" из-за сильного смога не смогли выполнить круизы выходного дня 6-8 августа по расписанию, поскольку движение пассажирских судов по каналу было запрещено. Два теплохода провели это время на рейде и у причалов Северного речного вокзала Москвы с туристами. Три теплохода ("Космонавт Гагарин", "Г.В. Плеханов" и "Феликс Дзержинский") вечером 7 августа смогли отправиться в плавание до Хвойного Бора, и вернулись в Москву вечером 8 августа. В течение всего времени круизная программа на борту судов выполнялась в полном объеме. Компания "Инфофлот" сделала все для выполнения программы круиза в том объеме, который оказался возможен в данных условиях.

Юридически компании выполнили свои обязательства перед туристами, посколько произошедшее попадает под действие части договора, связанной с форс-мажорными обстоятельствами. Однако компания "Инфофлот" приняла решение предоставить туристам этого рейса теплохода "Космонавт Гагарин" бесплатные путевки в круизы выходного дня или другие аналогичной продолжительности.

Но любое дело порождает много мнений и заблуждений, некоторые из которых настолько часты, что я их прокомментирую.

Мнение: Компания не планировала выполнять этот рейс, потому что видимость была заведомо плохой.
На самом деле: Компания "Инфофлот", как и все остальные компании, рассчитывала начать рейс в любой момент. Никто не ожидал, что запрет на движение по каналу затянется на сутки и даже больше. Как только удалось добиться разрешение на движение судов в сопровождении путейского теплохода, "Гагарин" сразу же отправился в рейс. При этом видимость оставалась столь же низкой.

Мнение: Компания поддалась давлению туристов, которые вызывали на борт прессу и писали коллективные петиции на борту.
На самом деле: Судебная практика показывает бесперспективность исков против круизных компаний в случае изменения расписания движения судов по метеоусловиям. Данный шаг "Инфофлота" носит исключительно добровольный характер, и сделан не ради тех немногих, кто вызывал прессу и распространял про компанию ложную информацию, а ради тех многочисленных туристов, доверием которых компания дорожит, и которых не могла бросить в такой ситуации.

Мнение: Данный шаг "Инфофлота" создает нехороший прецедент, когда компания берет на себя ответственность при очевидном форс-мажоре. Это может негативно сказаться на развитии отрасли в целом.
На самом деле: Я могу частично согласиться с такой оценкой, данной представителями других круизных компаний. Ведь изменение расписания круиза по метеоусловиям - это хоть и не частая, но регулярно встречающаяся вещь, и если компании будут давать в подобных случаях компенсации туристам, то экономика отрасли просто не выдержит. Но изменение изменению рознь. В данном случае, по нашему мнению, изменения расписания оказались столь масштабными (включая суточную стоянку у пристани Водники), что к этому вопросу нельзя подходить с формальной точки закона. В этой ситуации компания должна встать на позицию людей, купивших путевки в круиз и получивших что-то кардинально отличающееся от ожидаемого. Еще раз скажу, что бросить этих людей мы просто не могли.