asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Новый Валаам и немного Старого Валаама


На Второе региональное совещание по вопросам развития круизного туризма на Северо-Западе, которое проходило 17-20 августа 2010 года на борту теплохода "Виссарион Белинский", собрались руководители круизных компаний "Инфофлот", "Водоходъ" (Москва), "Водоходъ" (Санкт-Петербург), ""Волга-флот-тур", "Латти". Совещание было организовано паломнической службой Спасо-Преображенского Валаамского монстыря при поддержке компании "Водоходъ" (Санкт-Петербург).

Начало моего рассказа получилось вполне официальным, хоть прямо бери и ставь его в пресс-релиз. И действительно: как не упомянуть о том, по какому поводу мы собрались и благодаря чему мы побывали в таком редкопосещаемом российскими туристами месте, как Новый Валаам?

Настроение, однако же, совсем не такое, чтобы писать пресс-релизы. Я расскажу о том, что мы увидели во время этой поездки.

Пасмурным вечером 17 августа мы отправились на теплоходе "Виссарион Белинский" из Санкт-Петербурга на остров Валаам. Оттуда нам предстояло добраться до Сортавалы, а дальше - автобусом через финскую границу, на территорию коммуны Хейнявеси, где и расположен Нововалаамский монастырь.





Совещание в тот же вечер открыл директор паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Игорь Степанов.



А наутро "Метеор", носящий имя Преподобного Серафима, уносил нас с острова Валаам на север.



Время в пути до Сортавалы по озеру - всего сорок минут. Половину этого пути "Метеор" идет по открытой воде, а потом - через живописные ладожские шхеры. Именно в этих шхерах встают на рейд большие туристические теплоходы, прибывающие в Сортавалу, и дальше их везут теми же "Метеорами".





Вот и Сортавала.



Окрестности бывшего финского городка Сортавала представляют собой не меньший, а для кого-то и больший интерес, чем сам город.

Сколько раз мне приходилось слышать восхищение "природной красотой" карьеров у деревни Рускеала. Но на самом деле эти карьеры имеют рукотворное происхождение: здесь в течение многих десятилетий добывали мрамор, а сейчас они затоплены, и в последние годы превращаются в туристический аттракцион. Помимо путешествия вдоль карьера, гостям предлагается лодочная прогулка, дайвинг и даже полет над карьером, точнее, стремительный спуск по протянутому над карьером тросу.



Неподалеку можно насладиться красотой небольшого водопада, где снимали сцены фильма "А зори здесь тихие".



От Сортавалы до Ново-Валаамского монастыря - три-четыре часа на автобусе. Что же это за монастырь?

Вернемся в 1930-е годы, когда остров Валаам находился на территории Финляндии, он постепенно стал довольно модным местом паломничества. Правда, паломники приезжали в основном из европейских стран, и это были люди не православной веры. Поэтому точнее будет сказать не о паломничестве, а о туризме. Как бы то ни было, жители СССР посетить этот финский остров не могли. Это продолжалось до советско-финской войны, после окончания которой, в январе 1940 года, часть территории Финляндии, включая и остров Валаам, отошли Советскому Союзу. Монастырь было решено эвакуировать вглубь Финляндии.

Дело было непростым. Полбеды - эвакуировать монастырское имущество. Но ведь и валламским монахам надо было переезжать с обжитого острова, а это были люди уже преклонных лет. Вот что писал в своих воспоминаниях тогдашний игумен монастыря Нестор:

"В 10 часов 40 минут нам подали несколько грузовиков. Было очень печально смотреть, как полубольные старики суетились со своими узелками. Некоторые не могли вскарабкаться и беспомощно ждали, кто бы им помог влезть в кузов. Но вот погрузка кончилась, не успели собраться только игумен, наместник и еще пять-шесть человек, которым обещали завтра рано утром подать два грузовика и легковой автомобиль.

В 12 ночи при зареве пожаров мы тихо, с большой осторожностью начали спускаться к Ладожскому озеру, которое к нашему благополучию в эту зиму очень хорошо покрылось льдом. Не было ни торосов, ни больших трещин. Ехали без затруднений, но все же наши вожатые останавливались и несколько раз прислушивались, нет ли где засады. Не доезжая до берега километров 15, выжидали целый час, причину нам не объяснили. С Божию помощью до Лахденпохья добрались благополучно к 3 утра. Поместили нас в хорошей школе, приготовили кипяток, но от переживания и потрясения мало кто им воспользовался. Большая часть наших отцов ткнулась на пол во всем своем гардеробе и забылась кошмарным сном".


Монахи, послушники и работники монастыря, всего более двухсот человек, были временно размещены в школах села Каннокоски, в условиях большой скученности, без бытовых удобств. Не все пережили дорогу с острова и пребывание в Каннокоски. Но пока братия жила в школах, велся поиск подходящего для монастыря места. Проходил он в спешке: ожидался большой поток беженцев с территорий, отошедших СССР, и был риск, что в ближайшем будущем все подходящие места будут заняты. Были подобраны несколько вариантов, но остановились на приобретении усадьбы Паппиниеми в местности Хейнявеси.

Почему выбрали именно усадьбу Паппиниеми? Этому помог удивительный случай. Когда осматривали имение, в одной из комнат обнаружили икону преподобных Сергия и Германа. Как она оказалась у хозяев-лютеран, не признающих икон, неизвестно. Тем более что эта икона была вывезена с Валаама незадолго до этого, при эвакуации имущества монастыря. Но монахи посчитали это знаком, и вскоре переехали на территорию усадьбы. Да и окружающая природа напоминала братии о Валааме. Так появился Нововалаамский монастырь.

Здание главного корпуса поместья Паппиниеми сохранилось до наших дней. Сейчас в нем находятся апартаменты настоятеля монастыря и представительские помещения.



Бывшая молочная ферма теперь служит летним магазином и кафе.



Налаживать жизнь на новом месте пришлось почти с нуля. В старой конюшне устроили кельи, а в объединенных вместе двух сараях - церковь. Эта церковь сохранилась до наших дней. Сейчас в ней проводятся летние богослужения.







В одном из уголков старой церкви, воссоздан был монашеской кельи Нового Валаама.



И здесь же можно увидеть огромное "рабочее кресло" легендарного игумена Дамаскина, который управлял Валаамским монастырем с 1839 по 1881 год, и внес огромный вклад в его развитие. По воспоминаниям, это был крепкий хозяйственник, и весьма суровый человек.





Новый Валаам начал приходить в упадок в 1950-е годы, когда из-за тяжелых условий жизни и возраста умерли почти все обитатели монастыря. Вот что писал схиигумен Иоанн своей духовной дочери Клавдии: "Вот и еще есть просьба: не достанешь ли сколько-нибудь луку? Потрудись прислать мне, здесь я не могу достать. Некий монах сделал грядку для меня, вот я и хочу посадить лук. Совсем избаловался схимник - захотел луку".

Такая просьба может показаться кому-то странной, особенно от Иоанна, который являлся одним из самых уважаемых и почитаемых монахов Валаама, но в то голодное время такая просьба не была чем-то неестественным. Питание в монастыре было плохим, и монахи старались готовить себе сами, кто как мог.

К началу 1970-х годов единственным монахом в монастыре, способным совершать богослужения, остался отец Симфориан, который, за неимением никого другого, был назначен и игумном монастыря. Перспективы православного Нововалаамского монастыря в лютеранской Финляндии рисовались мрачными. Обитель приходила в полное запустение.

Почти все насельники, покинувшие Валаам, похоронены на монастырском кладбище.





На этом кладбище всегда есть две-три пустые могилы, чтобы в случае смерти кого-то из монастырской братии могила для него была уже готова.



На кладбище находится часовня преподобного Германа Аляскинского. Герман Аляскинский прожил на острове Кадьяк на Аляске сорок три года с 1794 по 1837 год, и внес большой вклад в становление Православной церкви в Америке. Мне эта тема оказалась особенно близка, потому что всего четыре месяца назад я вернулся из Кадьяка, где, правда, пробыл совсем недолго, и видел там аналогичную церковь при семинарии Святого Германа (подробнее об этом здесь).



Но именно в 1970-е годы обитель стала воссоздаваться православными христианами уже из Финляндии. В 1977 году, к 800-летию Православия в Финляндии, был открыт новый храм - церковь Преображению Господнему, который строился как на пожертвования, так и на государственные средства.







Две главные святыни храма - чудотворные иконы. Коневская икона божией матери (справа) принесена в Россию с Афона в 1398 году. Валаамская икона божией матери (слева) написана на Валааме в 1878 году. Обе иконы были вывезены с острова Валаам во время эвакуации монастыря в 1939-1940 гг.





Сегодняшний Новый Валаам - место паломничества и туризма. Здесь ничего не напоминает о годах упадка обители.

Гостей встречает информационный центр с сувенирным магазином.



Монастырская библиотека впечатляет своей коллекцией книг. Здесь имеется самое большое в Западной Европе собрание православной литературы, которое постоянно пополняется новыми изданиями. Здесь же, в архиве, находится уникальная книжная коллекция Старого Валаама, и в этом же здании расположены музей и конференц-зал.

 



 



В Валаамском народном университете проводятся курсы духовной тематики.



Для приезжающих в Новый Валаам работают две гостиницы: народного университета и монастыря.



Питание в трапезной монастыря организовано в виде "шведского стола".







Братия монастыря состоит из десяти человек во главе с настоятелем архимандритом Сергием. Монастырь живет на пожертвования прихожан, а также на доходы от туризма и виноделия. Смородина выращивается рядом с монастырем, а вино из нее можно купить в монастырском магазине.



Тем же вечером мы вернулись в Россию, на остров Валаам, на борт теплохода "Виссарион Белинский".



И на этом я закончу рассказ о Новом Валааме, хотя говорить о нем можно еще много. Но я надеюсь, что, может быть, кто-то из прочитавших его захочет там побывать и сам.

А в конце я покажу несколько фотографий, сделанных на следущий день, когда мы побывали на юго-восточной оконечности острова Валаам. Там редко бывают туристы, но эти места любимы среди жителей острова и валаамских экскурсоводов, которые приходят сюда в свободное время.

На берегу Крестового озера стоит огромный деревянный Поклонный крест.



Многие надписи, вырезанные у основания креста, уже имеют имеют историческую ценность. Есть и такие, которые станут исторической ценностью через сто лет.





Эти два для с нами был студент Санкт-Петербургской духовной академии Иван Крутенко, который рассказал много интересного о Новом Валааме, а теперь сопроводил нас с рассказом и по Старому Валааму.





От Крестового острова мы пешком перешли к узкой бухте Дивной, глубоко вдающейся в остров. Здесь прекрасные виды, да и вода порой бывает очень теплой.





Вот и все. До следующего раза. На Валааме я бывал больше десяти раз, на Новом Валааме побывал впервые. Теперь тянет оказаться в этих местах зимой. Значит, эта поездка была не последней. 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments