Новый Валаам и немного Старого Валаама


На Второе региональное совещание по вопросам развития круизного туризма на Северо-Западе, которое проходило 17-20 августа 2010 года на борту теплохода "Виссарион Белинский", собрались руководители круизных компаний "Инфофлот", "Водоходъ" (Москва), "Водоходъ" (Санкт-Петербург), ""Волга-флот-тур", "Латти". Совещание было организовано паломнической службой Спасо-Преображенского Валаамского монстыря при поддержке компании "Водоходъ" (Санкт-Петербург).

Начало моего рассказа получилось вполне официальным, хоть прямо бери и ставь его в пресс-релиз. И действительно: как не упомянуть о том, по какому поводу мы собрались и благодаря чему мы побывали в таком редкопосещаемом российскими туристами месте, как Новый Валаам?

Настроение, однако же, совсем не такое, чтобы писать пресс-релизы. Я расскажу о том, что мы увидели во время этой поездки.

Пасмурным вечером 17 августа мы отправились на теплоходе "Виссарион Белинский" из Санкт-Петербурга на остров Валаам. Оттуда нам предстояло добраться до Сортавалы, а дальше - автобусом через финскую границу, на территорию коммуны Хейнявеси, где и расположен Нововалаамский монастырь.





Совещание в тот же вечер открыл директор паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Игорь Степанов.



А наутро "Метеор", носящий имя Преподобного Серафима, уносил нас с острова Валаам на север.



Время в пути до Сортавалы по озеру - всего сорок минут. Половину этого пути "Метеор" идет по открытой воде, а потом - через живописные ладожские шхеры. Именно в этих шхерах встают на рейд большие туристические теплоходы, прибывающие в Сортавалу, и дальше их везут теми же "Метеорами".





Вот и Сортавала.



Окрестности бывшего финского городка Сортавала представляют собой не меньший, а для кого-то и больший интерес, чем сам город.

Сколько раз мне приходилось слышать восхищение "природной красотой" карьеров у деревни Рускеала. Но на самом деле эти карьеры имеют рукотворное происхождение: здесь в течение многих десятилетий добывали мрамор, а сейчас они затоплены, и в последние годы превращаются в туристический аттракцион. Помимо путешествия вдоль карьера, гостям предлагается лодочная прогулка, дайвинг и даже полет над карьером, точнее, стремительный спуск по протянутому над карьером тросу.



Неподалеку можно насладиться красотой небольшого водопада, где снимали сцены фильма "А зори здесь тихие".



От Сортавалы до Ново-Валаамского монастыря - три-четыре часа на автобусе. Что же это за монастырь?

Вернемся в 1930-е годы, когда остров Валаам находился на территории Финляндии, он постепенно стал довольно модным местом паломничества. Правда, паломники приезжали в основном из европейских стран, и это были люди не православной веры. Поэтому точнее будет сказать не о паломничестве, а о туризме. Как бы то ни было, жители СССР посетить этот финский остров не могли. Это продолжалось до советско-финской войны, после окончания которой, в январе 1940 года, часть территории Финляндии, включая и остров Валаам, отошли Советскому Союзу. Монастырь было решено эвакуировать вглубь Финляндии.

Дело было непростым. Полбеды - эвакуировать монастырское имущество. Но ведь и валламским монахам надо было переезжать с обжитого острова, а это были люди уже преклонных лет. Вот что писал в своих воспоминаниях тогдашний игумен монастыря Нестор:

"В 10 часов 40 минут нам подали несколько грузовиков. Было очень печально смотреть, как полубольные старики суетились со своими узелками. Некоторые не могли вскарабкаться и беспомощно ждали, кто бы им помог влезть в кузов. Но вот погрузка кончилась, не успели собраться только игумен, наместник и еще пять-шесть человек, которым обещали завтра рано утром подать два грузовика и легковой автомобиль.

В 12 ночи при зареве пожаров мы тихо, с большой осторожностью начали спускаться к Ладожскому озеру, которое к нашему благополучию в эту зиму очень хорошо покрылось льдом. Не было ни торосов, ни больших трещин. Ехали без затруднений, но все же наши вожатые останавливались и несколько раз прислушивались, нет ли где засады. Не доезжая до берега километров 15, выжидали целый час, причину нам не объяснили. С Божию помощью до Лахденпохья добрались благополучно к 3 утра. Поместили нас в хорошей школе, приготовили кипяток, но от переживания и потрясения мало кто им воспользовался. Большая часть наших отцов ткнулась на пол во всем своем гардеробе и забылась кошмарным сном".


Монахи, послушники и работники монастыря, всего более двухсот человек, были временно размещены в школах села Каннокоски, в условиях большой скученности, без бытовых удобств. Не все пережили дорогу с острова и пребывание в Каннокоски. Но пока братия жила в школах, велся поиск подходящего для монастыря места. Проходил он в спешке: ожидался большой поток беженцев с территорий, отошедших СССР, и был риск, что в ближайшем будущем все подходящие места будут заняты. Были подобраны несколько вариантов, но остановились на приобретении усадьбы Паппиниеми в местности Хейнявеси.

Почему выбрали именно усадьбу Паппиниеми? Этому помог удивительный случай. Когда осматривали имение, в одной из комнат обнаружили икону преподобных Сергия и Германа. Как она оказалась у хозяев-лютеран, не признающих икон, неизвестно. Тем более что эта икона была вывезена с Валаама незадолго до этого, при эвакуации имущества монастыря. Но монахи посчитали это знаком, и вскоре переехали на территорию усадьбы. Да и окружающая природа напоминала братии о Валааме. Так появился Нововалаамский монастырь.

Здание главного корпуса поместья Паппиниеми сохранилось до наших дней. Сейчас в нем находятся апартаменты настоятеля монастыря и представительские помещения.



Бывшая молочная ферма теперь служит летним магазином и кафе.



Налаживать жизнь на новом месте пришлось почти с нуля. В старой конюшне устроили кельи, а в объединенных вместе двух сараях - церковь. Эта церковь сохранилась до наших дней. Сейчас в ней проводятся летние богослужения.







В одном из уголков старой церкви, воссоздан был монашеской кельи Нового Валаама.



И здесь же можно увидеть огромное "рабочее кресло" легендарного игумена Дамаскина, который управлял Валаамским монастырем с 1839 по 1881 год, и внес огромный вклад в его развитие. По воспоминаниям, это был крепкий хозяйственник, и весьма суровый человек.





Новый Валаам начал приходить в упадок в 1950-е годы, когда из-за тяжелых условий жизни и возраста умерли почти все обитатели монастыря. Вот что писал схиигумен Иоанн своей духовной дочери Клавдии: "Вот и еще есть просьба: не достанешь ли сколько-нибудь луку? Потрудись прислать мне, здесь я не могу достать. Некий монах сделал грядку для меня, вот я и хочу посадить лук. Совсем избаловался схимник - захотел луку".

Такая просьба может показаться кому-то странной, особенно от Иоанна, который являлся одним из самых уважаемых и почитаемых монахов Валаама, но в то голодное время такая просьба не была чем-то неестественным. Питание в монастыре было плохим, и монахи старались готовить себе сами, кто как мог.

К началу 1970-х годов единственным монахом в монастыре, способным совершать богослужения, остался отец Симфориан, который, за неимением никого другого, был назначен и игумном монастыря. Перспективы православного Нововалаамского монастыря в лютеранской Финляндии рисовались мрачными. Обитель приходила в полное запустение.

Почти все насельники, покинувшие Валаам, похоронены на монастырском кладбище.





На этом кладбище всегда есть две-три пустые могилы, чтобы в случае смерти кого-то из монастырской братии могила для него была уже готова.



На кладбище находится часовня преподобного Германа Аляскинского. Герман Аляскинский прожил на острове Кадьяк на Аляске сорок три года с 1794 по 1837 год, и внес большой вклад в становление Православной церкви в Америке. Мне эта тема оказалась особенно близка, потому что всего четыре месяца назад я вернулся из Кадьяка, где, правда, пробыл совсем недолго, и видел там аналогичную церковь при семинарии Святого Германа (подробнее об этом здесь).



Но именно в 1970-е годы обитель стала воссоздаваться православными христианами уже из Финляндии. В 1977 году, к 800-летию Православия в Финляндии, был открыт новый храм - церковь Преображению Господнему, который строился как на пожертвования, так и на государственные средства.







Две главные святыни храма - чудотворные иконы. Коневская икона божией матери (справа) принесена в Россию с Афона в 1398 году. Валаамская икона божией матери (слева) написана на Валааме в 1878 году. Обе иконы были вывезены с острова Валаам во время эвакуации монастыря в 1939-1940 гг.





Сегодняшний Новый Валаам - место паломничества и туризма. Здесь ничего не напоминает о годах упадка обители.

Гостей встречает информационный центр с сувенирным магазином.



Монастырская библиотека впечатляет своей коллекцией книг. Здесь имеется самое большое в Западной Европе собрание православной литературы, которое постоянно пополняется новыми изданиями. Здесь же, в архиве, находится уникальная книжная коллекция Старого Валаама, и в этом же здании расположены музей и конференц-зал.

 



 



В Валаамском народном университете проводятся курсы духовной тематики.



Для приезжающих в Новый Валаам работают две гостиницы: народного университета и монастыря.



Питание в трапезной монастыря организовано в виде "шведского стола".







Братия монастыря состоит из десяти человек во главе с настоятелем архимандритом Сергием. Монастырь живет на пожертвования прихожан, а также на доходы от туризма и виноделия. Смородина выращивается рядом с монастырем, а вино из нее можно купить в монастырском магазине.



Тем же вечером мы вернулись в Россию, на остров Валаам, на борт теплохода "Виссарион Белинский".



И на этом я закончу рассказ о Новом Валааме, хотя говорить о нем можно еще много. Но я надеюсь, что, может быть, кто-то из прочитавших его захочет там побывать и сам.

А в конце я покажу несколько фотографий, сделанных на следущий день, когда мы побывали на юго-восточной оконечности острова Валаам. Там редко бывают туристы, но эти места любимы среди жителей острова и валаамских экскурсоводов, которые приходят сюда в свободное время.

На берегу Крестового озера стоит огромный деревянный Поклонный крест.



Многие надписи, вырезанные у основания креста, уже имеют имеют историческую ценность. Есть и такие, которые станут исторической ценностью через сто лет.





Эти два для с нами был студент Санкт-Петербургской духовной академии Иван Крутенко, который рассказал много интересного о Новом Валааме, а теперь сопроводил нас с рассказом и по Старому Валааму.





От Крестового острова мы пешком перешли к узкой бухте Дивной, глубоко вдающейся в остров. Здесь прекрасные виды, да и вода порой бывает очень теплой.





Вот и все. До следующего раза. На Валааме я бывал больше десяти раз, на Новом Валааме побывал впервые. Теперь тянет оказаться в этих местах зимой. Значит, эта поездка была не последней. 


Спасибо,очень интересно...
для такого круиза наверное загранпаспорт нужен?
Да, с финской визой (шенген). Она не очень сложная.
Ага... Вот, что оказывается Виссарион на ночь остался на Валааме... :)
Не ради нас. Нас было всего десять человек. А сам рейс был приурочен к празднику Преображение Господне, на борту было много паломников, и программа была рассчитана на два дня.
Интересная поездка.
Организацией таких вояжей не планируете заняться?
Возможно. Но не в большом объеме, а разовые поездки по разным случаям.
В детстве ходил на Метеорах
(Anonymous)
Спасибо за интересную статью. Огромная просьба пару фотографий салона метеора. Первый отсек второй, третий. На самом деле очень мало осталось советских Метеоров в хорошем состоянии и на плаву.