asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Здесь рождаются расписания


Расписания движения пасссажирских судов на навигацию 2011 года в эти дни рождаются здесь:



Что делают все эти люди? Они составляют и согласовывают между собой детальные расписания движения, по которым теплоходы будут работать в следующую навигацию. Называется это "Совещание по согласованию расписаний на 2011 год, первый этап", сокращенно - "Согласование".

Согласование проходит каждый год в три этапа. Первый этап, как правило, назначается на август или начало сентября предыдущего навигации года, и проходит на одном из теплоходов (в этом году это теплоход "Бородино", полностью предоставленный участникам согласования на девять дней). Второй и третий этапы проходят в городах, в которые заходят речные теплоходы. Эта традиция имеет под собой сугубо практическую основу: чтобы работники речного транспорта могли воочию познакомиться с теми местами, куда заходят (или пока не заходят) теплоходы их компаний.

В согласованиях участвуют диспетчерские службы основных каналов и портов, диспетчерские службы судоходных компаний. Обязательно присутствуют представители Федерального агентства морского и речного транспорта. На согласования приезжают и многие руководители компаний - это подходящее место, чтобы пообщаться между собой, поделиться новостями и обсудить насущные проблемы.

А зачем нужно согласовывать расписания движения? Казалось бы, составь любое расписание, разошли заявки на прием и обслуживание теплоходов в порты и бассейновые управления, и занимайся спокойно другими делами? К сожалению, пропускная способность водных путей и некоторых портов России не позволяет обслужить все судоходные компании в те даты и время, в которые они желают. Вот некоторые из них:

Канал имени Москвы (шлюзы 1-6). Шлюзы канала работают на пропуск пассажирского флота в каждую сторону пять раз в сутки. В пиковые даты добавляется до трех дополнительных "ниток" шлюзования. Но и этого не всегда хватает: слишком много теплоходов желает уйти из Москвы в пятницу вечером и вернуться вечером в воскресенье.

Волго-Балтийский канал, шлюзы 1-6 ("Вытегорская лестница"). Шлюзы канала работают на пропуск пассажирского флота в каждую сторону пять раз в сутки. В некоторые даты вводится дополнительная "нитка" шлюзования. Ситуацию осложняют ограничения по совместному шлюзованию пассажирских и нефтеналивных судов, и по расхождению в канале на отдельных участках.

Река Свирь (Нижнесвирский и Верхнесвирский шлюзы). Цикл шлюзования (наполнение и опорожнение камеры) составляет один час. Если бы пассажирские суда шли по Свири равномерно, то никаких проблем не возникало бы. Но это невозможно: расписания у всех компаний более-менее однотипные, и они связаны с утренним прибытием в Санкт-Петербург, на острова Валаам и Кижи. Количество флота, желающего шлюзоваться в сторону Санкт-Петербурга с 14 до 17 часов, превышает пропускную способность Нижнесвирского шлюза.

Остров Валаам. Причал на Валааме имеет разрешение принимать одновременно четыре пассажирских теплохода. В течение дня на Валааме организуются две смены, когда принимаются пассажирские суда: в первой и второй половине дня. В самом крайнем случае еще одно судно обслуживают с рейда. Итого в сутки на Валааме могут обслужить восемь-десять теплоходов, но этого бывает недостаточно.

Остров Кижи. Причал в Кижах, как и на Валааме, имеет разрешение принимать одновременно четыре пассажирских теплохода. В течение дня теплоходы в Кижах принимаются в две-три смены, но ситуация осложняется тем, что если с Валаама теплоход может на полдня уйти в Сортавалу, Пеллотсари или Коневец, то из Кижей как правило уйти некуда. Большинство расписаний не предусматривают возможность временного сдвига захода в Кижи: с одной стороны лимитируют стоянки на Свири, с другой - свободная "нитка" шлюзования на Вытегорской лестнице.

Москва. В пиковые даты причалы Северного речного вокзала не могут принять всех желающих.  Таких дат немного, но они есть. В этом случае используется рейд напротив причалов для временного перестоя флота между рейсами.

Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге пассажирский флот принимается в трех местах: у причалов речного вокзала, у бывших причалов Солебазы, и в Уткиной заводи. И у каждого из этих мест существуют пиковые даты, когда причалы не могут принять флот всех компаний, подавших заявки на судозаходы. Тогда теплоход принимается в другом месте, например, вместо речного вокзала - в Уткиной заводи.

Задача участников согласования - договорившись между собой, развести весь флот так, чтобы каждый теплоход помещался в свою "нитку" шлюзования и к своему причалу в то время, которое указано в расписании.

А что делать, если договориться не удается? Автор этих строк подготовил год назад регламент процедуры распределения "ниток" шлюзования и мест у причалов с помощью жеребьевки. Однако прибегали к этому крайнему методу всего пару раз: обычно все же удается прийти к соглашению в процессе переговоров.

На втором и третьем этапах согласования расписания уточняются. Кто-то отменяет или переносит свои рейсы, и другой теплоход занимает более удобные "нитки" шлюзования. Но все же после первого этапа согласования расписания меняются редко, ведь путевки поступают в продажу, туристы начинают выбирать себе круизы, и изменения становятся нежелательными.

Ну что ж, вот пожалуй и все про согласование, если вкратце. Если кого-то интересуют подробности - пишите, я отвечу. Ведь с 2004 по 2007 год я занимался согласованием расписаний сам, и всегда любил эту часть работы несмотря на некоторую ее нервность. Сейчас же у нашей компании существует диспетчерская служба, на которой в том числе лежат обязанности составления и согласования расписаний.

В заключение - фотографии теплохода "Бородино", на котором в эти дни и проходит первый этап согласования расписаний на навигацию 2011 года.

















Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments