Первый рейс "Чапаева" в Весьегонск и Брейтово (2010 год)


Все не доходили руки опубликовать фотографии из первого захода теплохода «Василий Чапаев» в Весьегонск и Брейтово. Вот, наконец, дошли.

Первый заход «Чапаева» в оба города состоялся 29 мая 2010 года в рамках довольно интересного круиза с посещением Мышкина, Череповца, Белозерска, Гориц, Рыбинска, Углича и Калязина. Что же касается Весьегонска и Брейтово, то эти места были открыты для речного туризма только в 2009 году, когда был введен в действие дополнительный судовой ход, ведущий от основной трассы Рыбинского водохранилища в Весьегонск.

 

Перед навигацией 2010 года мы сделали теплоходу «Василий Чапаев» капитальный ремонт, и к началу этого круиза теплоход уже месяц находился в эксплуатации. Этот месяц был довольно сложным – происходила доводка каких-то мелочей, прирабатывался наполовину новый экипаж. И как раз к этому круизу работа теплохода вошла в обычное русло.

Теплоход в этом рейсе не был заполнен на сто процентов – оставались свободные каюты. Есть такой эффект, что новый маршрут привлекает внимание, а старый – туристов. И потом, был конец мая – еще не сезон. Но как бы то ни было, 27 мая «Василий Чапаев» отправился из Москвы, на следующий день у него была стоянка в Мышкине, а ранним утром третьего дня круиза мы подошли к Весьегонску.



Надо сказать, что сам дополнительный судовой ход, ведущий к Весьегонску, серьезных проблем для судоводителей не представляет, хотя для первых рейсов желательно брать опытного лоцмана (что сделали и мы). А вот подход к причалу Весьегонска и затем отход от него требуют довольно сложных маневров, так как стоянка теплохода находится в очень узком месте. Впрочем, владельцы причала говорят, что теоретически в этой узкости можно стоять и двумя бортами, но на практике это пока никто не делал.



Старый деревянный речной вокзал еще стоял, но его планировали в ближайшее время снести и построить на этом месте новое здание.
Экскурсия в Весьегонске обязательно включает в себя посещение местного завода по производству вин. Специалисты завода показывают производство, затем все приглашаются на дегустацию.



Дегустация здесь – довольно серьезное дело: надо попробовать восемь видов вина, и оценить качество каждого по множеству параметров в специальной анкете. Второе осиливают не все.

Казалось бы, что тут пить? Везде налито понемногу, что и нужно для дегустации. А попробуйте все это по очереди выпить! Так что дегустация вин в Весьегонске имеет приятные элементы и последствия застолья.



При заводе есть и магазин.



Программа экскурсии также включает в себя посещение Весьегонского краеведческого музея.





В северо-восточной части города – величественно-грустная картина. Здесь стоят две полуразрушенные церкви – Троицкая и Казанская. Вторая – начала XIX века, и она сохранилась хуже Троицкой, в которой остались даже фрески.







Уже больше шестидесяти лет церкви стоят на берегу Рыбинского водохранилища, затопившего часть территории города, в том числе некоторые храмы. Но Весьегонску, можно сказать, повезло: по первоначальному плану город вообще хотели ликвидировать, как это сделали с Мологой.

В том месте, которое изображено на фотографии, в воду уходит старая дорога, которая когда-то вела в Петербург.



Прощаемся с Весьегонском, выполняем маневры, разворачиваемся и идем обратно.



Если на пути в Весьегонск этот редкопосещаемый круизными судами участок Рыбинского водохранилища мы прошли ночью, то сейчас мы проходим его при свете дня. Здесь тихо и красиво.





По ходу обсуждаем с капитаном и лоцманом возможность в будущем делать в этих местах зеленые стоянки. Для этого нужно место, куда теплоход может безопасно подойти, пригодное для прогулок и купания.





Через четыре часа пути подходим к Брейтово. Здесь наш теплоход тоже впервые, и здесь еще более сложный, чем в Весьегонске, подход к пристани, которая раньше принимала только «Метеоры». Но в рубке находятся два человека, которые уже выполняли подход к этой пристани – лоцман и помощник капитана Урал Ямалетдинов, работавший в 2009 году на теплоходе «Башкортостан», который выполнял рейсы в эти места. Для надежности во время маневров в Брейтово именно он, а не рулевой, стоит у штурвала. Здесь же в рубке – капитан-наставник СК «Инфофлот» Михаил Юрьевич Деменцев, имеющий за плечами большой опыт работы на подобных судах. Решение, однако, принимать капитану.



Основная сложность здесь заключается в том, что пристань запрятана глубоко в узком месте, где теплоход не может сделать оборот. Значит, он должен либо заходить в эту узкость задним ходом, либо потом задним ходом из нее выходить. Теплоход «Башкортостан» предварительно делал оборот и заходил задним ходом, причем поскольку и в месте оборота пространство для маневра ограничено, теплоход упирался носом в берег, и, пустив враздрай машины, разворачивал корму. Этот метод разворота, кстати, часто применяется на теплоходах 305 проекта, смущая многих туристов, полагающих, что теплоход врезался носом в берег и теперь сидит на мели!





Капитан «Чапаева» Рафаэль Радикович Назаров принял другое решение – подойти к причалу без оборота, а выходить задним ходом. Так и сделали.
Само Брейтово туристы почти не видят, зато посещают его живописные окрестности, заходят в построенную недавно часовню, спускаются к святому источнику.











От находившегося неподалеку от Брейтово некогда большого села Семеновское сейчас остался только Храм во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил Бесплотных и погост. Храм был построен в 1806 году. В советское время в этом храме был гараж и слесарная мастерская. Сейчас храм понемногу восстанавливается.





Где-то здесь в 1238 году произошла битва русского войска с татаро-монголами на реке Сить.





Покидаем Брейтово уже вечером, делаем оборот, и вскоре выходим на просторы Рыбинского водохранилища. При хорошей погоде вечер на водохранилище – это воплощенная умиротворенность.



Этот день получился насыщенным. Судите сами: с 8.00 до 12.00 теплоход стоял в Весьегонске, а с 16.30 до 21.00 – в Брейтово. Длинный день и две экскурсии – это не только отдых, это и нагрузка для туристов. Однако разнести посещение этих мест на два дня мы не решились и на навигацию 2011 года – совершенно не факт, что впечатление от стоянок выиграет от того, что их продолжительность увеличится, и не факт, что целесообразно увеличивать на сутки длительность круиза. Да и дневной переход между Весьегонском и Брейтово – это настоящее украшение маршрута!

Но, впрочем, здесь могут быть разные мнения, а в будущем – разные варианты круизов с посещением Весьегонска и Брейтово.

Наутро в Череповце нас ждала серьезная встреча: выступали представители мэрии города и прекрасный танцевальный коллектив. Причина такой встречи в том, что «Василий Чапаев» стал первым теплоходом, зашедшим в навигацию 2010 года в Череповец.





Капитану, директору круиза и мне вручили памятные сувениры. Жаль, что об этой встрече нас не предупредили заранее. У капитана и директора круиза всегда есть форма, а вот я, бывая на теплоходах, костюм с собой как правило не вожу. Если бы я знал, конечно захватил бы его с собой.



После Череповца мы отправились вверх по Шексне, и, поскольку перед Белозерском у нас был запас времени, мы сделали остановку у пристани Кузино. Владеют этой пристанью мои хорошие друзья, а мы все как-то туда почти не заходим. И вот – повод исправить это упущение. Исправили: подошли на полтора часа, уже на закате.

Кузино – это новая стоянка на Шексне, с развивающейся инфраструктурой. Здесь есть место для купания, бар, много места для прогулок. Отсюда организуются автобусные экскурсии в Кирилло-Белозерский монастырь, а при желании и в Белозерск. То есть Кузино – это альтернатива перегруженной стоянке в Горицах.



Ранним утром, пройдя Белое озеро, мы подошли к городу Белозерску. Сюда «Чапаев» заходит во второй раз, а первый раз это было в 2007 году, три года назад. Тогда это было чем-то вроде новаторства, но и сейчас немногие круизные компании включают Белозерск в свои маршруты. Причина – сложный подход к причальной стенке. А у нас в этом круизе что ни пристань, то сложный нестандартный подход. В Череповце он, кстати, тоже не очень приятный – чтобы подойти к причалу, надо совершить Z-образный маневр. Знаю капитанов, которые панически боятся Череповца. Но это не про капитана и штурманов «Чапаева».


Теплоход входит в Белозерский канал, проходит разводной мост.





Пристань остается слева, а нам теперь надо развернуться на узком пятачке у входа в ковш судоремонтного завода. При сильном ветре этот маневр невозможен.



«Чапаев» развернулся и подошел к причалу. Началась экскурсия.



На Белом озере есть шикарные песчаные пляжи. Один из них расположен прямо в черте города Белозерска, недалеко от причала.



Сам Белозерск большей частью деревянный и очень тихий.



В центре города расположен Белозерский кремль. Сохранился высокий крепостной вал, окруженный рвом. С вала открывается вид на город.







В городе есть несколько церквей.







В этом круизе, помимо обычной экскурсионной программы, были опробованы некоторые новинки, предлагаемые принимающей стороной, и именно – познавательно-интерактивная программа «Княжеская гридница» и визит к древним викингам.

Эти программы рассказывают о жизни древнерусских князей и древних викингов. У некоторых участников была возможность самим попробовать себя в роли князей и викингов.







Отправляемся из Белозерска. Идем по каналу в обратном направлении, и выходим в Белое озеро. А через три с половиной часа мы уже стояли в Горицах. Туристы поехали на экскурсию в Кирилло-Белозерский монастырь, а я – домой.



Многие люди любят северные маршруты. А с открытием для круизных судов Весьегонска и Брейтово маршруты получаются еще более интересными и насыщенными. Жаль только, что пока в Весьегонск не могут заходить трехпалубные суда. Точнее, в сам Весьегонск они заходить могут: владельцы причала провели необходимые дноуглубительные работы. А вот судовой ход, ведущий к Весьегонску, пока имеет недостаточные для таких теплоходов глубины. Жаль: у нас уже был проект круиза в Весьегонск на теплоходе «Н.А. Некрасов». Отложим его на будущее. А «Чапаеву», единственному у «Инфофлота» двухпалубному теплоходу, на 2011 год запланировано три круиза с посещением Весьегонска и Брейтово.