На "Сапсане" из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород

С июля 2010 года между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом ходит скоростной поезд "Сапсан". Раньше я пользовался "Сапсаном"; только между Петербургом и Москвой, и вот на днях опробовал этот поезд при поездке на более дальнее расстояние: уж очень стали утомлять досмотры в аэропортах, а особенно очереди к ним.

Этот поезд, разработанный компанией Siemens для российских железных дорог, уже не является экзотикой. Вот как, например, выглядело 13 марта табло прибытия поездов на Московский вокзал Санкт-Петербурга во второй половине дня: из шести прибывающих поездов - пять "Сапсанов".



Два "Сапсана" отправляются от одной платформы с интервалом 15 минут: один - в Москву, другой - в Нижний Новгород. С виду это абсолютно одинаковые поезда, но на самом деле они отличаются: один из них, который пойдет в Москву (слева) - односистемный, другой - двухсистемный. Двухсистемный поезд может работать как на постоянном, так и на переменном токе, что позволяет использовать его на линии с переменным током Владимир - Нижний Новгород. В этом поезде в двух вагонах есть трансформаторы переменного тока. Но для пассажиров никаких различий между этими "Сапсанами" нет.



Пассажирские вагоны "Сапсана" оборудованы гардеробами и телевизорами, а каждое пассажирское кресло - выходом для наушников и небольшим пультом переключения между звуком телевизора четырьмя радиопрограммами. В течение поездки по телевизорам показывают художественные фильмы, перемежаемые роликами про "Сапсан" и про безопасность на железной дороге. Как и в самолете, в кармане впередистоящего кресла лежат бортовой журнал и инструкция по безопасности.



Головные вагоны отличаются тем, что из них открывается вид из кабины машиниста - правда, только в том случае, если стекло между салоном и кабиной прозрачное. Одним нажатием кнопки машинист может сделать его матовым (впервые я увидел это чудо два года назад в Германии), и тогда обзор становится несколько затруднен, как и было в нашем случае:



При движении из Санкт-Петербурга в голове оказывается вагон второго класса, при движении в Санкт-Петербург - вагон первого класса. В обоих случаях номер "блатного" места перед кабиной машиниста - 49.

Вагон под номером 6 тоже несколько отличается от других: в нем есть места для людей с ограниченными двигательными возможностями. В нем есть все необходимое для подъема и размещения инвалидных колясок. В этом же вагоне находится "стойка информации" поезда, где можно купить сувениры с символикой "Сапсана" и РЖД.



В вагоне номер 5 находится ресторан. Места за столиками ничем не отличаются от обычных пассажирских. Здесь предлагаются комплексные завтраки и обеды, и небольшой выбор салатов, супов и горячих блюд. Все это доставляется в "Сапсан" в готовом упакованном виде, и в вагоне только разогревается. Предлагаются также крепкие и безалкогольные напитки.



Желающие быстро перекусить могут сделать заказ прямо у стойки бара.



Участок пути от Санкт-Петербурга до Москвы нижегородский "Сапсан" преодолевает за 4 часа, развивая скорость до 200 километров в час. В пути поезд делает одноминутные остановки в Бологом и Твери. В Москву поезд прибывает на Курский вокзал (в отличие от "Сапсанов" линии Петербург - Москва, которые прибывают на Ленинградский вокзал). После 10-минутной стоянки в Москве поезд отправляется дальше, и через 3 часа 55 минут прибывает в Нижний Новгород, сделав остановку во Владимире и развивая на этом участке скорость не более 160 километров в час.

Таким образом, время "Сапсана" в пути из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород составляет 8 часов 5 минут. "Сапсаны" ходят по этой линии зеркально, одновременно отправляясь из начального пункта в 15.15, и одновременно прибывая в 23.20 в конечный пункт.

Поезд идет очень плавно, в вагонах при этом достаточно тихо. Чтобы поговорить по телефону, я выходил в тамбур, чтобы не нарушать тишину и не тревожить других пассажиров. В течение поездки по вагонам разносят напитки и закуски на продажу (а в вагонах первого класса питание включено в стоимость билета).

Мне эта восьмичасовая дорога не показалась утомительной, хотя знаю людей, которые вышли из "Сапсана" очень уставшими. В моем случае, возможно, сказалось то, что место рядом не было занято, и ехать было вполне комфортно.

Как бы то ни было, я очень рад, что в нашей стране появились поезда, практически ни в чем не уступающие лучшим мировым аналогам, и что работают они не только на главной деловой линии Москва - Санкт-Петербург, а ходят и в Нижний Новгород. Обещают запустить "Сапсан" и в Казань. На самом деле - хорошая конкуренция самолетам. 

 
Все бы ничего, но 8 часов от СПб до НН - это все же слишком долго, на мой взгляд. Самолетом быстрее и интереснее.:)
В том и дело, что не быстрее, так как прямого рейса нет. Летают S7 и Ютэйр, и у обеих довольно длительные стыковки в Москве. Я много раз так летал в Нижний Новгород - те же полдня уходят на перелеты и сидение в аэропорту. А вот в обратном направлении вечерний рейс S7 НН - Москва хорошо стыкуется с рейсом на Питер, это получается быстро и удобно.
(Anonymous)
А как по цене сравнение с самолетом?
Цена на поезд 4100-5100 руб. в зависимости от даты, на самолет - от 6500 руб.
это все хорошо, только это был обычный распил очередных денег. сапсан по скорости совсем немного превосходит невский экспресс, в европе поезда такого класса ходят по 300 кмч.
Сейчас на участке Санкт-Петербург - Москва "Сапсан" выигрывает у "Невского экспресса" и "Эр-200" 30-45 минут. Но говорится о строительстве новой скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, на которой "Сапсаны" будут разгоняться почти до 300 км/ч. Там выигрыш будет значительным. Правда, однажды такую магистраль уже строили, и все закончилось только исчезновением выделенных на нее денег.
А я слышал, что по новой магистрали пойдут другие поезда, а сапсан останется на старых рельсах, если не исчезнет, так как под него очень дорого содержать в хорошем состоянии пути общего назначения. Так что это действительно распил.
Я тоже об этом читал. Но, как ни странно, в ролике, который крутят в "Сапсане" говорится о разгоне "Сапсанов" до 300 км/ч на новой магистрали.
(Anonymous)
Печалит то, что к моменту создания этой самой ВСМ (высокоскоростной магистрали) Сапсаны, скорее всего, выработают свой ресурс...