Какими могли быть станции первой очереди Ленинградского метро

5 ноября 1955 года вступила в строй первая очередь Ленинградского метрополитена. В первую очередь вошли станции "Площадь Восстания", "Владимирская", "Пушкинская" (ее открыли несколько позже, изначально поезда проходили мимо без остановки), "Технологический институт", "Балтийская", "Нарвская", "Кировский завод", "Автово". Вид этих станций показан, например, здесь.

Прежде, чем утвердить тот или иной проект станции, специальная комиссия рассматривала разные проекты разных архитекторов на открытых и закрытых конкурсах. Таким образом, привычный облик первых станций мог быть совсем другим. Каким? Давайте представим, что были выбраны другие решения. Как бы выглядела тогда первая линия Ленинградского метро?

Станция "Площадь Восстания", авторы проекта В.В. Ганкевич, Б.Н. Журавлев:




Станция "Владимирская", авторы проекта С.В. Васильковский, В.С. Васильковский":



Станция "Пушкинская" ("Витебская"), автор проекта И.М. Чайко:



К сожалению, не нашлось изображений нереализованных проектов для станции "Технологический институт". Поэтому пропускаем ее. Следующая станция "Балтийская", автор проекта В.Д. Кирхоглани:



Станция "Нарвская" ("Сталинская"), автор проекта, возможно, Б.Н. Журавлев:



Станция "Кировский завод", автор проекта А.В. Васильев:



Станция "Автово", автор проекта М.К. Бенуа:



Это не единственные существовавшие проекты оформления станций. Но можно сказать одно: какие бы проекты ни были выбраны, станции первой линии все равно были бы красиво и интересно оформлены.

Использованы рисунки из альбома "Петербургский метрополитен от идеи до воплощения".
Некоторые проекты нравятся больше, чем текущие реализации.
Сам когда последний раз в метро был???? )))
Пару недель назад ехал от "Нарвской" до "Чернышевской". Как раз в основном по первой очереди. :)
И все же в основу проекта станций, как у меня сложилось впечатление, когда мы спускались в Петербурге в метро, заложена прежде всего идея надежности и повышенной безопасности (это и двери на многих станциях для посадки в поезд), мощные пилоны на станциях (прежде всего в центре). И это понятно, ведь земля на котьорой стоит северная столица болотистая и пронизана подземными речками, что чревато образованием так называемых плывунов. Но тем не менее, проекты (в смысле архитектуры) весьма грандиозные, честно говоря никогда не видел эскизных проектов станций Ленинградского метро. Но честно скажу, Московское метро мне ближе и роднее.
А кстати, как там сейчас дела на знаменитом перегоне ("красном тоннеле") от "Лесной" до "Площади мужества". Когда-то этот перегон закрывали (в 90-ые,что ли) из-за прорыва подземной речки, как раз тех самых плывунов. И между этими станциями было лишь автобусное сообщение. Как дела сейчас, тоннель восстановили, или все так же линия "разрезана" этим участком на две части?
А вот мне почему-то больше нравится так, как оно было сделано... Возможно, привычка - уже много лет катаюсь по этой ветке между Владимирской и Балтийской два раза в день...
Станция "Киевская" (кольцевая), кстати, по оформлению - моя любимая в московском метро.

Проект "Владимирской" тоже очень нравится - больше, чем тот, который был в результате принят.
огромное спасибо за представленные изображения.
навскидку (под рукой Альбома нет) — все ли эти изображения из книги? вы их сканировали из книги или у вас изначально были электронные версии изображений (издательство и т. д.)

очень буду признателен за ответ!
можете ответить здесь, в личку или по почте mishaspbru@yandex.com

спасибо!

миша
http://podzemka.spb.ru/
Все изображения отсканированы из книги. Электронных изображений изначально у меня не было.
А бывали ли на одной из новых в Москве,но такой непохожей на другие-"Славянском бульваре"?Такое ощущение,что попадаешь в детство,когда читали "Страну дремучих трав" Платова!
Не был, но фотографии видел. Очень интересная станция! Вообще в последние годы, на мой взгляд, станции снова стали интересно оформлять, после скучных 1960-80-х.
"Славянский бульвар" стилизована под классические очертания Парижского метрополитена. Так же, как и один из входов на "Киевскую".

А вообще сейчас действительно снова стали делать красивые станции - из последних в Москве очень понравились "Достоевская" (хоть многие и критикуют её мозаики за депрессивность)и "Марьина Роща". В Питере новые станции пятой линии тоже понравились...
книга
Скажите пожалуйста, а остальные картинки из этой книги у Вас есть в электронном варианте?