asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Сегодняшний путь к успеху - это антикризисные меры

К 2012 году отрасль речных круизов вошла в определенный кризис. Причин тому две.

Во-первых, цены на круизы. Говорить о том, что они завышены - глупо: рентабельность в отрасли минимальна, если вообще положительна. Ставить вопрос надо так: а подходят ли для России речные круизы с их экономикой? Но эта проблема не самая главная.

Главное - череда происшествий с речным и морским флотом, начиная от трагической гибели дизель-электрохода "Булгария" и заканчивая затоплением теплохода Costa Concordia. Плюс несколько пожаров, обошедшихся без жертв. Везде - человеческий фактор. Но доверие к понятию "круиз" несколько подорвано.



До начала февраля мы не ощущали разницу между активностью клиентов в том же периоде предыдущего года и в текущем периоде. Однако задавали себе вопрос: не наступит ли спад активности после того, как постоянные клиенты, плюс люди, которые любят речные круизы, плюс желающие выбрать конкретные каюты в конкретных круизах, купят путевки заранее?

И он наступил. Не только у нас: по сравнению с большинством компаний наши дела идут совсем неплохо. У нас лучше большинства компаний идут продажи. У нас в отличие от многих нет предбанкротного состояния. У нас закрыты все обязательства прошлой навигации перед поставщиками топлива, продуктов, перед портами и водными путями. Мы в отличие от некоторых компаний вовремя и в полном объеме выплачиваем зарплату. Мы делаем судоремонт. Но мы - едва ли не единственные в отрасли, кто не делает вид, что ничего не происходит. Происходит! И надо действовать.

Мы пересчитали будущие финансовые показатели компании исходя из новых реалий, снизив загрузку теплоходов на 20-30%. Результаты, само собой, получились не обнадеживающими: график движения денежных средств на предстоящий год показал, что при такой загрузке теплоходов может возникнуть дефицит денежных средств, который мы не сможем закрыть никакими известными нам способами. Допустить этого было категорически нельзя, и, более того, недопустимо создание и такого дефицита средств, который можно закрыть только неплатежами по договорам и невыплатой заработной платы. 

Мы стали думать, что можно сделать, чтобы этого избежать. Первый вариант, вывести из эксплуатации одно или два судна, по расчетам приводил только к ухудшению ситуации.

Второе - снижение цен. Учитывая низкую рентабельность речных круизов, цены снижать вроде бы некуда. Но зато это может повысить загрузку судна. А учитывая, что наши специалисты по продажам умеют довольно точно прогнозировать зависимость между ценой и загрузкой теплохода, можно подобрать такое сочетание "цена-загрузка", которое если не сделает теплоход рентабельным, то предельно сократит убыток. После обсуждений и расчетов были снижены цены на круизы теплоходов "Карл Маркс" и "Космонавт Гагарин".

Третье - сокращение навигации, отмена осенних рейсов. Казалось бы, сейчас еще рано говорить о загрузке осенних круизов. Но понять, что она будет невысокой, уже можно: по активности клиентов. Расчеты показали, что отмена ряда осенних круизов по одним судам уменьшит убыток, а другие выведет в небольшой "плюс". Было принято решение о сокращении навигации теплоходам "Н.А. Некрасов", "Карл Маркс" и "Василий Чапаев". А по теплоходу "Александр Бенуа" были сняты с продажи рейсы, начиная с 17 сентября, но с возможностью, если спрос на круизы все-таки окажется выше ожидаемого нами, вернуть эти рейсы. Поэтому теплоходу "Александр Бенуа" пока не назначен односторонний круиз из Москвы в Нижний Новгород в конце навигации.

Итак, эти теплоходы закончат навигацию раньше срока:
"Н.А. Некрасов" - 30 сентября
"Василий Чапаев" - 14 сентября
"Карл Маркс" - 2 сентября
Вопрос о круизах теплохода "Александр Бенуа" начиная с 17 сентября пока открыт.

Не берусь сказать, что будет с компаниями, руководство которых на что-то надеется и ничего не предпринимает. Возможно самое худшее. Год будет очень тяжелым.

Не сомневаюсь, что уже во время навигации будут отменены осенние программы у других компаний, как это было в прошлом году. Но мы это сделали сейчас, когда на этих круизах еще почти нет туристов. Конечно, было бы логичнее продолжать продажи, и отменить круизы в самый последний момент, чем сделать это сейчас, первыми, да еще и получить порцию критики. Но мы не могли поступить иначе, ведь люди строят свои планы, подгадывают к круизам отпуска. Мы не хотели их подвести.

К сожалению, помимо эмоционального момента, в произошедшем сокращении навигации есть и другие отрицательные стороны.

Во-первых, упадет доверие клиентов к осенним круизам. Мы много делали для того, чтобы его завоевать, мы честно отрабатывали осеннюю программу до десятых чисел ноября месяца, даже когда теплоход работал в убыток. Все эти усилия пошли насмарку, и придется начинать сначала. Думаю, что мы будем постепенно, в течение двух-трех навигаций увеличивать продолжительность работы наших судов, пока наконец не вернемся к ноябрьским рейсам. Мы очень хотим, чтобы ноябрьские круизы вернулись в круизную программу "Инфофлота".

Во-вторых, сокращение навигации усугубит кадровые проблемы. Мы радовались, что наши экипажи имеют возможность работать от пяти до семи месяцев в навигацию, не считая зимнего судоремонта. Теперь продолжительность навигации составит от трех с половиной до пяти месяцев.

Но как бы то ни было, перечисленные меры, с учетом агентских продаж речных и морских круизов, выведут компанию "Инфофлот" на приемлемые финансовые показатели, позволят ей благополучно пережить этот сложный год, и выполнить все обязательства перед партнерами и туристами, ни в чем не снижая качества обслуживания.

Несмотря на временные трудности, с которыми столкнулась отрасль, мы смотрим на будущее оптимистично. А в следующий раз я постараюсь подготовить сравнение цен на речные круизы в разных странах, чтобы разобраться, действительно ли цены в России выше зарубежных.

Tags: Инфофлот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments