Мой первый речной круиз

Бывает, что что-то однажды сильно понравившееся становится увлечением на всю жизнь. Так произошло и со мной, когда в июле 1983 года мы с моим папой отправились в речное путешествие на теплоходе "Мамин-Сибиряк". Мне было десять лет, и это был мой первый многодневный речной круиз.

До этого мне доводилось совершать небольшие поездки по воде: и по Черному морю на "Кометах" и прогулочных теплоходах проекта 1430, и по Неве и Финскому заливу на "Метеорах", а также по Неве на теплоходе "Нева-6". Мне очень нравились и теплоходы, и путешествия на них. Но я и не представлял, что можно сесть на теплоход и отправиться в поездку по реке на много дней.

Путевки стоили недешево, но у отца была возможность приобрести их по льготной цене. Правда, это тоже было непросто, и в какой-то момент оказалось, что льготных путевок нет, и мы никуда не поедем. Помню, что я совсем не расстроился, потому что представлял речной теплоход чем-то типа прогулочной "Москвы", и не понимал, как можно провести на нем много дней.

Но потом все сложилось, и в один из июльских дней мы приехали на речной вокзал садиться на теплоход "Мамин-Сибиряк". С соседнего причала отправлялся четырехпалубный красавец "Александр Ульянов" (ныне это теплоход "Кронштадт") на Астрахань, и наш "Мамин-Сибиряк" рядом с ним казался очень маленьким. Помню, папа даже расстроился.

Мы поселились в четырехместной каюте на главной палубе. У нас был еще один сосед, добродушный немолодой мужчина. Я осмотрел теплоход. Самое большое впечатление - что на стендах с разной информацией для экипажа слово "теплоход" сокращалось как "т/х". :)

На Неве шедший позади "Александр Ульянов" пошел на обгон. Красивый теплоход! Я очень захотел когда-нибудь на него попасть (и это произошло через десять лет, а еще через двенадцать лет мне посчастливилось близко познакомиться с Вадимом Михайловичем Лапидусом, который в том 1983 году был капитаном "Александра Ульянова").

Эта фотография первых часов на борту - фотография того дня, когда я понял, что река - это мое.





Но возвращаясь к круизу: первые двое суток мы шли без остановок, и во всех трех озерах - Ладожском, Онежском и Белом нас изрядно покачало. Помню буфетчицу с зеленым лицом, закрывающую во время обеда буфет. Ей стало плохо.

Первый на нашем пути шлюз, Нижнесвирский, мы прошли очень ранним утром, и увидеть его не удалось. Впрочем, сосед по каюте нарисовал мне шлюз на бумаге и объяснил принцип его работы. А во время прохождения Верхнесвирского шлюза все туристы уже были на палубе. Фотографировать шлюзы категорически запрещалось, о чем было сделано громкое объявление с берега.

На третий день была первая остановка - Ирма.

Надо сказать, что в то время в нашей семье считалось, что просто фотография - это не очень интересно, а вот если на ней изображен кто-то на фоне чего-то, то это совсем другое дело. Распространенное мнение, не правда ли? Я не любил фотографироваться на фоне чего-либо, находя это скучным, но кто меня спрашивал? Так что примите с пониманием, что мое изображение здесь будет почти на каждой фотографии. Просто других фотографий нет.

Итак, Ирма. А здесь уже стоял трехпалубный теплоход "Ильич", к которому мы пришвартовались. Центральный вестибюль "Ильича" после небольшого вестибюля "Мамина-Сибиряка" показался мне довольно большим залом. И вообще "Ильич" визуально впечатлил.



Вечером на два часа зашли в Череповец. Это была техническая стоянка, но мы успели прогуляться по городу.

Следующий день - Углич. Помню, что экскурсия мне показалась довольно скучной, хотя экскурсовод был явным энтузиастом своего дела. И к тому же шел дождь. Поэтому об Угличе у меня надолго осталось не слишком интересное впечатление, и лишь недавно я заново открыл для себя этот город.





На следующий день мы стояли в Калинине (нынешняя Тверь), но фотографий из этого города у меня не сохранилось. На пути в Калинин и обратно у нас была непродолжительная санитарная стоянка в Кимрах, оба раза поздним вечером. Помню, было сделано объявление, что стоянка техническая, и теплоход уходит без предупреждения. Однако веселые туристы вышли на берег, и устроили там какие-то подвижные игры с хороводами.

Вообще люди на борту были в основном позитивные, но запомнилось и несколько человек, которые посвятили все двенадцать дней круиза поиску недостатков и устроению скандалов по любым причинам. Даже в десять лет я понимал, что они ругаются несправедливо (например: проходим без остановки Ярославль, так как он в расписании на обратном пути - на борту несколько человек поднимают скандал, что нет остановки и их обманули). Гораздо позже я понял, что в нашей стране некоторые люди умеют отдыхать только так, и справедливость здесь ни при чем.

Наш стол в ресторане на корме главной палубе был дружным. Особенно запомнился очень веселый и позитивный сосед по столу, всегда приходивший на обед навеселе. Только один раз он пришел мрачный, и ушел, не дожидаясь конца обеда: по какой-то причине он в первой половине дня не успел ничего принять. Соседи по столу отнеслись к этому даже с некоторым сочувствием.

Следующий день мы шли без остановок. Сейчас на теплоходах - довольно большие арт-бригады, плюс дирекция круиза и методист (экскурсовод), а тогда у нас были культорганизатор, баянист и методист. Но было очень здорово. Проводились конкурсы, вечерние игровые программы. От городов мы отходили под баян и песни. "Кадриль" до сих пор вызывает у меня самые лучшие чувства, ведь мы обязательно исполняли ее хором каждый раз, когда прощались с городом.

А на отправление включалась One Way Ticket группы Eruption.



Недалеко от Ярославля мы встретили колесный пароход 737 проекта "Джамбул", который шел из Уфы в Москву. Это был последний или предпоследний год его работы. Судя по реакции туристов, оживленно комментировавших увиденное, уже тогда колесный пароход на реке воспринимался как экзотика.



На седьмой день путешествия у нас были две стоянки - в Костроме и Плесе.



На следующей фотографии мы с моим новым знакомым (справа), имени которого я, к сожалению, не запомнил. Но бегали мы по теплоходу очень активно: это было что-то вроде смеси пряток и пятнашек. И добегались. До сих пор помню картину: я уже почти его догнал, но он побежал по трапу вниз, упал, и вывихнул ногу. Больше до конца круиза бегать он не мог. Спустя два года я и сам оказался в аналогичной ситуации: выбежал на теплоходе "Илья Муромец" на мокрую палубу, ноги поехали влево, и я со всей дури ударился головой о палубу так, что потемнело в глазах. Подбежавшим друзьям только и сказал, чтобы не говорили об этом папе.

Да, в детстве я, наверное, доставлял некоторым пассажирам неудобства своим поведением, и поэтому сейчас с большим пониманием отношусь к шуму, который создают дети на борту.



В Плесе к "Мамину-Сибиряку" пришвартовался трехпалубный "Александр Невский", и мы попросили у вахтенного матроса разрешение осмотреть теплоход. Тогда еще существовали на реке старые кадровые матросы. Он не отказал.

Это была первая возможность увидеть, как выглядит большой теплоход внутри, ведь на "Ильиче" я видел только вестибюль. "Александр Невский" произвел большое впечатление, особенно - кинозал из брезента. Удивило, что на теплоходе может иметься кинозал. Когда мы выходили обратно, тот же вахтенный спросил: "Что так быстро? Такой теплоход надо целый день осматривать!"

На фотографии я на "солярии" "Александра Невского" в Плесе.



На следующий день была остановка в Ярославле. Мы пришли в Ярославль рано утром. А вторым бортом к нам подошел огромный теплоход "Советская Россия" (сейчас он называется "Нижний Новгород"). Он был почти в два раза длиннее "Мамина-Сибиряка", и оставил колоссальное впечатление.



А на следующий день - зеленая стоянка в Горицах. Экскурсия в Горицах предусмотрена не была, но некоторые туристы успели самостоятельно съездить на рейсовом автобусе в Кирилло-Белозерский монастырь.



Не менее, чем сам остров Кижи, меня впечатлил подход к нему через архипелаг. Это было красиво и необычно. О гадюках в Кижах мы тогда знать не знали, деревянных дорожек для туристов, по-моему, не было, и мы спокойно ходили по траве.



Тем же вечером наш "Мамин-Сибиряк" прибыл в Петрозаводск. Вскоре к нам подошел трехпалубный теплоход "Т.Г. Шевченко", который шел из Ленинграда на остров Кижи, и туристы стали общаться, обмениваясь впечатлениями. Ночь мы провели у причала, и это показалось очень необычным.

Петрозаводск был последней нашей остановкой в круизе. В полдень "Мамин-Сибиряк" под традиционную One Way Ticket отправился в рейс. Мне было очень жаль, что я слышу эту песню на теплоходе в последний раз. Вообще на "Мамине-Сибиряке" было много хорошей музыки, которую ставили вечерами на дискотеках, например, Smokie, Ottawan, и много чего еще. Это сейчас - захотел - купил компакт-диск, захотел - скачал любую музыку из интернета. А тогда у нас в семье не было и магнитофона, только проигрыватель пластинок. Так что, когда круиз закончился, я еще нескоро смог послушать многое из того, что играло на "Мамине-Сибиряке".

Вечером мы шли по Свири, был гала-концерт туристов на корме, затем - дискотека, и параллельно - активное отмечание окончания круиза со спирным. Я, конечно, не употреблял алкоголь, но окружающие это делали, и было весело. В сумерках нам встретился однотипный теплоход "Короленко", который шел из Ленинграда в Ростов. Запомнился разговор двух туристов на палубе: "Это такой же как наш"? - "Да что вы, таких маленьких как наш больше нет, тот больше!"

На следующий день мы шли по зеркально гладкой Ладоге, потом по Неве, и к 16.00 прибыли в Ленинград. Когда теплоход делал оборот, чтобы подойти к причалу, мне стало очень жалко, что я не в полной мере насладился этим путешествием, этими городами. Хотя, наверное, это было обычное ощущение многих речных туристов в конце круиза. Но тогда было жалко, что круиз заканчивается, почти до слез.

Приехав домой, я захотел разобраться, какие бывают пассажирские теплоходы на реке. На сэкономленные разными путями 50 копеек купил книгу Александра Марковича Медведева "Речные пассажирские перевозки", где все типы судов по состоянию на 1983 год были описаны, а их технические характеристики сведены в таблицы. Появившийся тогда интерес к речному флоту больше не ослабевал у меня никогда.
Спасибо за душевный рассказ. Такие все знакомые места на фотографиях :-)
Да, посмотреть - не так они и изменились за почти тридцать лет!
Моим первым круизным теплоходом стал аналогичный "Мамину-Сибиряку" "Белинский", и мысли при виде более крупных судов были аналогичные.
Но круиз на Соловки того стоил :)
Да, очень хотелось в круиз на большом теплоходе. Но "Мамин-Сибиряк" мне при этом очень нравился!
Занимательно!
Да, бывает порой очень интересно какие-то детские впечатления и воспоминания "вытаскивать" из памяти. В детстве всё видится по-другому совсем...
Ну да... Хорошо знакомый и понятный сейчас теплоход 588 проекта тогда казался дворцом. :)
Спасибо! Чувства от моего первого круиза очень похожи.
В рассказе очень чувствуется ностальгия по первому теплоходу. А желания приобрести его в парк теплоходов Инфофлота нет?
Было смешанное чувство, когда его приобрел Юрий Иванович Павельев, директор "Речтурфлота". Потом подумал: пусть лучше теплоход будет у Юрия Ивановича, чем непонятно где. В конце концов, он будет о нем заботиться, в отличие от судовледельцев-однодневок.

Когда вижу этот теплоход, всегда с ним здороваюсь. Конечно, отношение к нему особенное.
Интересно)
в мой первый раз запомнился переезд с Готвальда на Сутырина из-за обмеления Волги перед Нино. Тогда на 305-ом поразили огромные восьмиместные каюты и возможность гулять по верхней палубе)
Насколько знаю, многие речные туристы познакомились с 305 проектом именно в ту навигацию 1996 года, когда Волга обмелела, и эти теплоходы работали "челноками" между Нижним и Городцом. А восьмиместные каюты в трюме у них и впрямь огромные (правда, сейчас, по-моему, не осталось теплоходов с 8-местными каютами, везде они стали 3-4-местными).
А мой первый теплоход "Александр Грибоедов", 1987 год, М-Астрахань-М. Жили мы с родителями в трюме, называли свою каюту "Вятка-2" по аналогии с продававшейся в то время стиральной машинкой, потому как на скорости вода в илюминатарах крутилась также.

В то время проводились конкурсы между турристическими группами, сформированными, как и сейчас, по номерам кают. И вот когда проводился конкурс на лучшую туристическую песню, написанную на известный мотив, наша "трюмная" группа написала такой шедевр, на музыку "Мы едем-едем-едем..."

Все не помню, но как-то так:
1 куплет
Мы-трюмные ребята, туристы хоть куда
Живем как рыбки в банке или как в "Вятке-2"
потом 2 строчки не помню

Припев:
Теплоход, теплоход, он по Волге нас везет
Города, базары, улицы, бульвары,
Отдыхаем, загораем, вот компания какая
Вот компания какая.

2 куплет
Мы рыбу поудили, прибавился наш груз
Здесь дыни, помидоры, у каждого арбуз.
Забиты все каюты, Вам сверху все равно,
А трюмные ребята спускаются на дно.

Припев. :)

25 лет прошло, Грибоедова уже зачем-то переименовали, но тот рейс был просто лучом счастья и у меня (отпрошенногй на 2 недели в начале сентября от школы) и у моих родителй, которым тогда было меньше лет, чем мне сейчас.

Александр, спасибо Вам за Ваш рассказ, он вернул меня в теплые воспоминания.
Наши туристы тоже написали песню про "Мамин-Сибиряк", которую исполнили на гала-концерте. Жаль, но ее слов я уже не помню.
(Anonymous)
Какое совпадение.Моя трудовая деятельность начиналась тоже на теплоходе "Мамин-Сибиряк".Это был 1985 год когда теплоход работал у Кишиневского БПиЭ.Тогда ,будучи студентом в период каникул,я работал на этом теплоходе культорганизатором!!Как давно это было!!
Саша, спасибо за рассказ!

Впервые попал на теплоход года в 22 и очень жалею, что не довелось путешествовать по реке в детстве.
Очень трогательно, но весомо. Спасибо! У каждого у нас есть такая история - у меня с Александром Шемагиным году в 1986-м, - но так душевно рассказать ее дано не каждому.
Спасибо за рассказ. Душевно и вообще. В общем - слов нет :о
Читаю, и душа детская радуется, что я уже в 6 лет на теплоход попала))) Фотки есть, но тоже только "я на фоне" чего либо))) Кстати, по-моему у меня есть в жж они)
А "Речные пассажирские перевозки" 1983 года сохранились у тебя?
Да, это навсегда самая почетная книга в моей библиотеке. :)
Саша, очень интересный рассказ, и фото тоже. Спасибо. Прочитав твой рассказ вспомнил и о своем перовм круизе, в этом году в июне будет 25 лет (это было в 1987 году), как я впервые совершил круиз на 588 проекте "Михаиле Кутузове". Маршрут Горький-Ленинград-Волгоград-Горький, который занял 22 дня. Блога у меня конечно нет, но на форуме "Инфофлота" к июню постараюсь написать об этом круизе, только вот фотографии оцифровать надо.
Еще раз спасибо, рассказ читается с огромным интересом, ведь не такой уж большой промежуток между 83 и 87 годами.
Мне кажется, это здорово, что вас фотографировали на фоне достопримечательностей. Пусть с точки зрения композиции это и не идеально, зато вы можете однозначно идентифицировать что там были, даже если память сразу не дает подсказки. За фотографию можно зацепиться и вытянуть из воспоминаний едва ли не целый день в подробностях. А фотографировать можно два раза - с человеком на переднем плане и без. Впрочем тогда, когда в кассете было 36 (при темной зарядке 38 кадров), так редко кто делал.
Да, брали с собой в тот круиз, по-моему, две 36-кадровые пленки. Снимали, кстати, на мою "Смену-8М".
Спасибо за рассказ!
По эмоциям, да и не только, очень живо напомнил мой первый рейс (хоть это и не круиз был, а ТЛ) на «Некрасове» в 1987 году (мне тоже было 10 лет) :)