Кое-что из неосуществленных планов: круизы на малом судне по малым рекам
Вспомнилось, что три с половиной года назад у нас была идея организовать круизы по малым рекам на постоянной основе. А у меня вообще душа лежит именно к такому виду водного туризма: раскрученному маршруту на суперлайнере я предпочту редкий, и на судне небольших размеров. В Европе существует такой вид речного туризма, как круизы на маломестных переделанных баржах по малым рекам и каналам, там же существуют и небольшие однопалубные круизные суда для малых рек. Удовольствие для туристов, надо сказать, недешевое из-за высокой себестоимости на одного туриста, но желающие совершить такой круиз есть.
Сколько речных маршрутов по России можно было бы создать, имея судно небольших размеров, подходящее для работы на малых реках, и одновременно предоставляющее достаточный комфорт для туристов. Если взять в расчет Сибирь и Дальний Восток, то поле для творчества получается огромное! Вот чем было бы по-настоящему интересно заняться.
В дальнейшем наряду с корпоративными прогулками теплоход выполнял и круизы выходного дня до Твери, Калязина и Дмитрова с необычной экскурсионной программой. В конце концов выяснилось, что "Святитель Николай" рентабелен только при работе на банкетах и речных прогулках, чем этот теплоход и занимался до 2008 года, когда судовладельцы решили его продать. И мы сразу захотели его приобрести. Теплоход действительно казался привлекательным для круизно-экспедиционной работы: "Патерик" сделал ему капитальную реконструкцию. Для размещения туристов были оборудованы десять довольно просторных кают с душем и туалетом (некоторые - с биотуалетом), и две каюты с умывальником. Общая вместимость кают составила 35 человек. На судне имелись ресторан, отдельный бар, большой носовой обзорный салон, и даже мини-часовня. Вот схема помещений "Святителя Николая":
Мы провели переговоры, и договорились о приобретении судна. Но при этом по финансовым расчетам теплоход у нас никак "не проходил". Мы были готовы работать с ним вообще без прибыли, а точнее еще хуже - стремиться к тому, чтобы судно не имело убытков. Принято считать, что при принятии решений в компаниях руководствуются сугубо прагматичными соображениями, но часто бывает это не так, и в нашем случае "Святитель Николай" был таким примером. Ведь трудно сказать, сколько стоит мечта. Так что судно все же планировалось приобрести.
Но тут появился теплоход "Карл Маркс" - по тем временам невиданное для нас по комфорту судно, которое можно было на долгосрочной основе взять в аренду без экипажа. Нам хотелось выйти на более высокий уровень, чем у нас был тогда, и по теплоходам, и по обслуживанию туристов, и мы подписали договор на "Маркса". При этом финансовых возможностей для приобретения и эксплуатации "Святителя Николая" у нас не осталось, и сделка по нему не состоялась. Сейчас этот теплоход называется "Премьер", на нем проводятся прогулки, банкеты, можно арендовать каюту. А можно арендовать и весь теплоход компанией на несколько дней.
Не знаю, вернемся ли мы когда-нибудь к идее организации круизов на небольшом теплоходе по малым рекам. Но ниша сейчас совершенно свободна, и очень хотелось бы, чтобы кто-то ее занял. Уж очень это хорошее дело... правда (буду рад ошибиться) - финансово совсем бесперспективное. Если, конечно, не найти какого-то нового подхода и не сделать эти круизы популярными, и, соответственно, хорошо востребованными.
А мы, перед принятием решения о покупке "Святителя Николая", разработали ему расписание на предстоящую навигацию 2009 года, с учетом разовых переходов через Рыбинское водохранилище без туристов. Возможно, кому-то будет интересно с этим неосуществленным расписанием познакомиться.
РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕПЛОХОДА «СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ»
Навигация 2009 года
01.06 – 12.06 (12) Вологда – Великий Новгород – Санкт-Петербург
12.06 – 14.06 (3) Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург
15.06 – 19.06 (5) Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург
20.06 – 20.06 (1) Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Санкт-Петербург
21.06 – 25.06 (5) Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург
26.06 – 28.06 (3) Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург
29.06 – 03.07 (5) Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург
04.07 – 04.07 (1) Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Санкт-Петербург
05.07 – 09.07 (5) Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург
10.07 – 12.07 (3) Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург
13.07 – 24.07 (12) Санкт-Петербург – Великий Новгород – Вологда
24.07 – 26.07 (3) Вологда – Череповец
28.07 – 21.07 (4) Ярославль – Москва
31.07 – 02.08 (3) Москва – Кашин – Москва
03.08 – 08.08 (6) Москва – Таруса – Константиново – Москва
09.08 – 09.08 (1) Москва – Дмитров – Москва
10.08 – 15.08 (6) Москва – Таруса – Константиново – Москва
16.08 – 16.08 (1) Москва – Дмитров – Москва
17.08 – 24.08 (8) Москва – Павлово – Москва
24.08 – 28.08 (5) Москва – Мышкин – Москва
28.08 – 30.08 (3) Москва – Кашин – Москва
31.08 – 03.09 (4) Дни для корпоративов
04.09 – 06.09 (3) Москва – Кашин – Москва
07.09 – 12.09 (6) Москва – Таруса – Константиново – Москва
13.09 – 13.09 (1) Москва – Дмитров – Москва
14.09 – 17.09 (4) Дни для корпоративов
18.09 – 20.09 (3, КВД) Москва – Кашин – Москва
Расписание рейсов по дням
01.06 – 12.06 (12)
Вологда – Великий Новгород – Санкт-Петербург
01.06 Вологда
02.06 остров Спасо-Каменный
03.06 Кириллов, Горицы
04.06 Белозерск
05.06 Вытегра
06.06 Мандроги
07.06 Свирица
08.06 Новая Ладога, Старая Ладога
09.06 Великий Новгород
10.06 Великий Новгород
11.06 Шлиссельбург
12.06 Санкт-Петербург
12.06 – 14.06 (3, КВД)
Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург
12.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург
13.06 Старая Ладога
14.06 Санкт-Петербург
15.06 – 19.06 (5)
Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург
15.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург
16.06 Новая Ладога, Старая Ладога
17.06 Великий Новгород
18.06 Великий Новгород
19.06 Санкт-Петербург
20.06 (1, КВД)
Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Санкт-Петербург
20.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург, Санкт-Петербург
21.06 – 25.06 (5)
Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург
21.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург
22.06 Новая Ладога, Старая Ладога
23.06 Великий Новгород
24.06 Великий Новгород
25.06 Санкт-Петербург
26.06 – 28.06 (3, КВД)
Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург
26.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург
27.06 Старая Ладога
28.06 Санкт-Петербург
29.06 – 03.07 (5)
Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург
29.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург
30.06 Новая Ладога, Старая Ладога
01.07 Великий Новгород
02.07 Великий Новгород
03.07 Санкт-Петербург
04.07 (1, КВД)
Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Санкт-Петербург
04.07 Санкт-Петербург, Шлиссельбург, Санкт-Петербург
05.07 – 09.07 (5)
Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург
05.07 Санкт-Петербург, Шлиссельбург
06.07 Новая Ладога, Старая Ладога
07.07 Великий Новгород
08.07 Великий Новгород
09.07 Санкт-Петербург
10.07 – 12.07 (3, КВД)
Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург
10.07 Санкт-Петербург, Шлиссельбург
11.07 Старая Ладога
12.07 Санкт-Петербург
13.07 – 24.07 (12)
Санкт-Петербург – Великий Новгород – Вологда
13.07 Санкт-Петербург
14.07 Шлиссельбург
15.07 Великий Новгород
16.07 Великий Новгород
17.07 Старая Ладога, Новая Ладога
18.07 Свирица
19.07 Мандроги
20.07 Вытегра
21.07 Белозерск
22.07 Горицы, Кириллов
23.07 остров Спасо-Каменный
24.07 Вологда
24.07 – 26.07 (3, КВД)
Вологда – Череповец
24.07 Вологда
25.07 остров Спасо-Каменный
26.07 Кириллов, Череповец
28.07 – 21.07 Ярославль – Москва (4)
28.07 Ярославль, Тутаев
29.07 Мышкин, Углич
30.07 Кашин, Калязин
31.07 Москва
31.07 – 02.08 (3, КВД)
Москва – Кашин – Москва
31.07 Москва
01.08 Калязин, Кашин, Кимры
02.08 Дмитров, Икша, Москва
03.08 – 08.08 (6)
Москва – Таруса – Константиново – Москва
03.08 Москва
04.08 Серпухов
05.08 Таруса
06.08 Коломна
07.08 Константиново
08.08 Москва
09.08 (1, КВД)
Москва – Дмитров – Москва
09.08 Москва, Дмитров, Москва
10.08 – 15.08 (6)
Москва – Таруса – Константиново – Москва
10.08 Москва
11.08 Серпухов
12.08 Таруса
13.08 Коломна
14.08 Константиново
15.08 Москва
16.08 (1, КВД)
Москва – Дмитров – Москва
16.08 Москва, Дмитров, Москва
17.08 – 24.08 (8)
Москва – Павлово – Москва
17.08 Москва
18.08 Константиново
19.08 Касимов
20.08 Муром, Павлово
21.08 в ходу
22.08 Рязань
23.08 Коломна
24.08 Москва
24.08 – 28.08 (5)
Москва – Мышкин – Москва
24.08 Москва
25.08 Калязин
26.08 Мышкин, Углич
27.08 Кашин
28.08 Москва
28.08 – 30.08 (3, КВД)
Москва – Кашин – Москва
28.08 Москва
29.08 Калязин, Кашин, Кимры
30.08 Дмитров, Икша, Москва
31.08 – 03.09 (4)
Дни для корпоративов
04.09 – 06.09 (3, КВД)
Москва – Кашин – Москва
04.09 Москва
05.09 Калязин, Кашин, Кимры
06.09 Дмитров, Икша, Москва
07.09 – 12.09 (6)
Москва – Таруса – Константиново – Москва
07.09 Москва
08.09 Серпухов
09.09 Таруса
10.09 Коломна
11.09 Константиново
12.09 Москва
13.09 (1, КВД)
Москва – Дмитров – Москва
13.09 Москва, Дмитров, Москва
14.09 – 17.09 (4)
Дни для корпоративов
18.09 – 20.09 (3, КВД)
Москва – Кашин – Москва
18.09 Москва
19.09 Калязин, Кашин, Кимры
20.09 Дмитров, Икша, Москва
Ну и неоднозначный опыт "Суры" тому подтверждение.
Кстати, что касается круизных судов для малых рек... Думал тут - а что если всё же для подобного использовать корпус навроде того, что сделан был для "Суры", тоесть широкую плоскодонку с предельно малой осадкой, но с более рационально организованным пространством и каютами, и, самое главное, более эффективным движителем? Например винторулевыми колонками с изменяемой глубиной погружения...
С одной стороны, неоднократно встречал утверждения, что российский турист - это "многократный" турист. С другой стороны - неужели этому самому "многократному" туристу не надоедает в ..нцатый раз идти по маршруту Углич-Мышкин-Ярославль-Кострома-НиНо и далее везде? Почему же тогда "стандартные" рейсы грузятся лучше, чем "эксклюзивные"?
Я вот с удовольствием забронировал перегон на Бенуа Москва-НиНо. И даже Углич с Мышкиным - мимо, спасибо тем, кто его планировал. Но мысль, что в Ярославле пятый раз (всего-навсего пятый, я у завсегдатаев - какой по счёту?) предстоит "обзорная экскурсия по городу" слегка бросает в дрожь.
А как быть, когда новые города и вовсе "закончатся"?
Возможность увидеть что-то новое - вот что толкает в путешествие. И малые реки дают неисчерпаемый источник этого "нового".
Но массовый турист упорно раз за разом идёт в Углич. Загадка.
Не каждому туристу понравиться ехать в другой город, чтобы сесть на теплоход, если из своего города можно также отправиться в круиз, пусть даже и стандартный. А эксклюзивные круизы, во-первых, как правило, дороже. Плюс нужно платить за ж/д билеты и т. п. чтобы доехать до места посадки на теплоход. Думаю, дело в этом.
А почему бы Вам не стать ресселлером или туроператором? Я читал про такую тему в комерсанте, я и мои друзья с удовольствием бы прокатились. Да и вы пишите сами что спрос есть.
Есть также еще один интересный вариант развития для Вас - Байкал. Место находиться в более южных широтах, чем Москва, поэтому сезон там больше чем в Москве + клиент есть богатый - иностранные туристы любят байкал. Я тоже хотел в туризм водный на Байкале отправиться, но не нашли никаких там круизов или вменяемых по деньгам чартеров.
Правда, тут проблема в том, что таких людей вряд ли устроит стоимость теплоходного тура :( как и упомянутых выше велотуристов.
Я, конечно, в круиз прежде всего ради отдыха отправляюсь, но и что-то новое увидеть хочется.
А вот необходимость 105-й раз тратить полдня на Мышкин или Углич уже становится отпугивающим фактором...
15-летний опыт собственного бизнеса подсказывает мне, что шансы на коммерческую окупаемость есть, и они выше, чем принято считать.
Если есть энтузиасты, уверенные в выгодности дела, готовые поучаствоать финансово, да им это еще и интересно, почему же никто не решается заняться этим проектом?