asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Аландские острова, часть 1

Питая давнюю слабость к разным некурортным островам, стараюсь при случае их посещать. Но вот таких островов, поездку на которые из Петербурга можно уложить букально за 3 дня, да еще и чтобы поехать туда на своей машине, не так и много. Аландские острова, находящиеся в Архипелаговом море между Финляндией и Швецией, как раз такие. В начале июля мы съездили туда с Александром Сахаровым.



Путь от Санкт-Петербурга до Турку, с учетом пограничных формальностей, занял около девяти часов.



Удобный способ попасть на Аландские острова - паром. В островной столице, городе Мариехамн, делают остановку суда паромных компаний Silja Line и Viking Line. Причина - в особом статусе Аландов: это автономное государство, входящее в состав Финляндии, но не входящее в Евросоюз, что позволяет заходящим туда паромам иметь на борту магазины беспошлинной торговли.



Построенный в 2006 году паром Galaxy (Silja Line) работает на линии Турку - Мариехамн - Стокгольм. В Стокгольм он идет днем, обратно - ночью, а перестои парома в конечных пунктах составляют всего по одному часу. И так - круглый год, с коротким перерывом для подъема в док. Потрясающая эффективность использования судна. Отсюда - невысокие цены на билеты.



На соседнем причале - работающий по аналогичной схеме паром Amorella (Viking Line). Выбор компании - дело вкуса и привычки. Различия в предоставляемых на борту паромов удобствах и услугах минимальны.



Заезжаем на автомобильную палубу Galaxy. Главное - потом не забыть, в каком именно месте этой палубы оставлен автомобиль.



Путь от Турку до Мариехамна занимает шесть часов. Многие едут без кают, поскольку это время можно провести в разных общественных помещениях парома: кафе, ресторанах, магазинах, или просто на палубах.





























Но можно взять и каюту, которая на дневном рейсе предлагается за довольно низкую цену.



Во внутренних каютах вместо окна висит зеркало той же формы.



В хорошую погоду приятно провести время на открытых палубах парома, тем более что маршрут из Турку в Мариехамн проходит не открытым морем, а архипелагами.









На пароме можно путешествовать с собаками, для которых на палубе предусмотрен туалет.



Как я уже говорил, эта трасса не проходит через открытые морские участки. Плавание на пароме из Турку в Мариехамн напоминает не морское, а скорее речное путешествие.

















Недостаток поездки на пароме с машиной - то, что невозможно понаблюдать с палубы прибытие парома в пункт назначения. Потому что уже за двадцать минут до прибытия всех водителей настоятельно просят пройти на автомобильную палубу в свои машины. И пока другие люди наблюдали с палубы прибытие в Мариехамн, а это довольно красиво, мы сидели в машине внутри закрытой со всех сторон автомобильной палубы.

Но вот аппарель открылась, машины начали выезжать.



Весь цикл посадки-высадки пассажиров, заезда-выезда автомобилей в Мариехамне занимает всего 15 минут. Все маневры по подходу-отходу паромы делают в считанные минуты. В пиковые дневные и ночные часы всего за 40 минут два причала порта Мариехамн успевают принять, обработать и отправить четыре огромных парома.

Silja Europa - паром, работающий на той же линии, что и Galaxy, по "зеркальному" расписанию. Паромы ежедневно встречаются в Мариехамне.



Паром Isabella (Viking Line) ходит почти по тому же расписанию, что Silja Europa.



Аландские острова - это архипелаг из шести тысяч островов, в основном необитаемых, между Финляндией и Швецией. Административно это шведскоговорящая автономия в составе Финляндии, не входящая в Евросоюз и имеющая демилитаризованный статус. На Аландских островах живут 28 тысяч человек.

Столица островов - единственный на них город Мариехамн. Он был основан императором Александром II в 1859 году, когда Финляндия и Аландские острова были частью Российской империи. Город расположен на большом острове Аланд. А название Мариехамн получил  честь супруги Александра II - императрицы Марии Александровны.

Паромный терминал находится на набережной Мариехамна, отсюда весь город можно обойти пешком - он совсем небольшой.





В Мариехамне действует российское консульство - кстати, чуть ли единственное здесь здание, обнесенное оградой.



Застройка города - в основном деревянная, малоэтажная. Автомобилей на улицах мало. Местные жители предпочитают велосипед.





Главная улица Мариехамна, Торггатан, более оживленная, чем остальные улицы центра. Но все же здесь очень тихо и спокойно. Работают несколько ресторанчиков и магазинов, в том числе сувенирных.



На пустынной площади расположены автовокзал, центральные почтовое и полицейское отделения.







Напротив Парламента Аландских островов установлен памятник императрице Марие Александровне, в честь которой назван город.



Парламент напоминает об автономии этой территории. Кстати, чтобы стать гражданином Аландских островов, необходимо владеть шведским языком и прожить здесь не менее пяти лет. А в случае пятилетнего отутствия человек автоматически лишается своего гражданства. Не так давно это произошло с двумя молодыми людьми - гражданами Аландских островов, проживавшими в Финляндии. После того, как они в течение пяти лет по собственной забывчивости ни разу не появились на островах, их гражданство было аннулировано. Они автоматически стали гражданиами Финляндии, и... были призваны в армию. На демилитаризованных Аландских островах им служить бы не пришлось.



С востока и запада Мариехамн зажат заливами, и поэтому имеет два удобных порта. На восточном побережье расположен морской квартал - музей под открытым небом.











К набережной пришвартованы суда-рестораны. Они небольшие, и их всего два (третье пока находится на ремонте).









Но гораздо оживленнее вечерами западная набережная. В некоторых местах там даже играет живая музыка.



У западной набережной, рядом с Морским музеем, пришвартован огромный грузовой парусник Pommern. О нем я расскажу во второй части. Вдоль этой же набережной расположены паромные терминалы, грузовые причалы и марина для яхт.



Наличие ошвартованных здесь грузовых судов совсем не нарушает курортную тишину места.



На находящемся в черте города островке Lilla Holmen - природная идиллия. Здесь же расположен оборудованный песчаный пляж.















Поздним вечером, ночью и утром не отказал себе в удовольствии пофотографировать заходящие в Мариехамн автомобильно-пассажирские паромы.

Silja Symphony - второе в мире судно с улицей-променадом, уже более 20 лет обслуживающее линию Хельсинки - Стокгольм:



Rosella компании Viking Line - уже паром-легенда, хотя и действующий. Постройки 1980 года, про него можно написать увлекательный роман. Он работал на самых разных линиях, от Турку - Стокгольм до Хельсинки - Таллинн. Несколько раз за свою историю паром должен был быть продан в другую компанию, и каждый раз какие-то обстоятельства этому мешали. То паром-преемник не был готов вовремя, то покупатель в последний момент выбирал другое однотипное судно... Вот и в 2008 году "Розеллу" поставили на дневную линию Мариехамн - Капельшер дорабатывать в компании - временно, до окончания строительства нового парома Viking ADCC. Но заказ на строительство был аннулирован уже на стадии постройки судна, и "Розелла" прижилась на линии.

Кто-то называет этот паром старым, уступающим современным паромам по удобствам. А я такие суда обожаю. В них есть что-то очень живое.



Паром Victoria I заходит в Мариехамн ночью по пути из Стокгольма в Таллинн, делая здоровый крюк. Но работа магазинов беспошлинной торговли на борту это окупает. А несколько лет назад случился такой казус: из-за сильного шторма паромы компаний Silja Line и Viking Line, выполняя ночные рейсы между Турку и Стокгольмом, не зашли в Мариехамн из соображений безопасности. В результате обе компании заплатили огромные штрафы за нарушение таможенного законодательства: получилось, что магазины беспошлинной торговли работали на бортах паромов во время выполнения внутренних рейсов по странам Евросоюза.



А на следующей фотографии - вроде и паром, а вроде и круизное судно. Viking Cinderella, самый большой паром компании Viking Line, используется на 20-часовых круизах Стокгольм - Мариехамн - Стокгольм. Почему именно 20-часовых? Потому что именно после 20 часов отсутствия в Евросоюзе в него можно ввести определенную норму товаров, чем и пользуются туристы "Синдереллы".



А на соседнем причале - старый добрый Birger Jarl постройки 1953 года. Он ходит по тому же расписанию, что и Viking Cinderella. Кто же поедет на этом маленьком теплоходе, когда можно выбрать огромную "Синдереллу", спросит кто-то. А у старого теплохода тоже есть своя публика. И я бы тоже выбрал его: небольшое, классическое судно с размеренной атмосферой на борту.



Во второй части я расскажу о поездке по островам на машине. За пределами Мариехамна есть что посмотреть.

Tags: Финляндия, острова, паромы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments