За восемь лет выстроена система, при которой вмешательство руководителей в оперативную работу не только не нужно, но часто и нежелательно. Мы в эту работу практически и не вмешиваемся. Работает служба контроля качества, оперативно реагирующая на замечания туристов. Береговыми специалистами централизованно координируется буквально все, что происходит на бортах: питание, развлекательная программа, экскурсии, корректировки расписания движения, снабжение, и многое другое. Это довольно сложная, но отлаженно работающая система.
Сейчас я не так часто бываю на наших теплоходах. Но совсем не бывать на них тоже нельзя: ты перестаешь чувствовать происходящее, перестаешь видеть результат. Обычно мое присутствие на борту довольно отстраненно, я только наблюдаю и не даю никакой обратной реакции. Но после каждого визита на борт мы с моими коллегами анализируем, что можно улучшить - на всех судах одновременно.
Иногда случаются казусы, иллюстрирующие, что в некоторые вещи не надо вмешиваться. Вот, например, такой недавний случай, который, правда, не имеет отношения к обслуживанию туристов. Дело в том, что согласно распорядку дня в экипаже, завтрак, обед и ужин происходят между вахтами - начинаются в конце одной вахты, и заканчиваются в начале другой. Поэтому каждый член экипажа имеет возможность перекусить до или после своей вахты - за исключением ночной, к которой приемы пищи "не прилегают". Поэтому обычно судоводители и работники ресторана договариваются, что на ночную вахту в рубку ресторан будет отправлять кое-какие закуски, чай, и так далее.
На одном из теплоходов, однако, я такой практики не обнаружил, и, вернувшись, из самых благих побуждений сказал руководителю службы общественного питания, что неплохо бы наладить снабжение ночной вахты в рубке на всех судах централизованно. Лучше бы я этого не делал. Сначала обиделись машинные команды - а почему тогда не носят еду нам? Хорошо, сдедали и это. Потом долго улаживали вопросы по количеству закусок, чая, и так далее...
Но я отвлекся. До конца этой навигации я по два-три дня проведу на каждом из наших судов, и постараюсь написать о каждом теплоходе пару слов. А на борту "Юрия Никулина", я в этом году уже не раз бывал, и в том числе заходил на него в Москве вчера. Вот и начну с него.
Этот теплоход перешел к нам в бербоут-чартер (полное управление) только с нынешней навигации. Но работать с ним мы начали с 2007 года, по агентскому договору с судовладельцем - компанией "Вояж". На борту работала наша дирекция круиза и арт-группа, но на все остальное мы практически не влияли.
Теплоход в 2007-2008 годах был весьма популярен в Самаре, на многие круизы на нем не было ни одного свободного места. Но в экипаже были серьезные внутренние проблемы, которые сказывались и на уходе за судном, и на обслуживании туристов. Судовладелец пытался что-то сделать, менял капитанов, но ситуация только усугублялась.
Перед навигацией 2011 года, уже имея в своей флотилии четыре судна с полным нашим обслуживанием и нашими экипажами, мы выделили суда с чужими экипажами в марку "Инфофлот-партнер", так как с одной стороны поддерживать наши единые стандарты сервиса на чужих теплоходах мы не могли, а у этих теплоходов было много своих постоянных клиентов.
Навигация 2011 года была самой плохой для "Никулина". Новый командный состав абсолютно не справился со своими задачами, судно оказалось запущенным и по механической части, и по пассажирским помещениям. Проблема была еще и в том, что в Ростове-на-Дону почти все квалифицированные кадры давно работают на морских судах, и набрать хороший экипаж там крайне трудно, а специалисты из других городов соглашаются работать на судне, базирующимся в Ростове, крайне неохотно.
Всю навигацию на борту присутствовал представитель судовладельца, который помогал экипажу, но это не смогло изменить ситуацию. Побывав в одном из рейсов "Никулина" в августе 2011 года, я испытал подобие научного восторга: вот каким может стать теплоход, если экипаж его не любит и никто им не занимается. Решение было принято незамедлительно: переход "Никулина" в бербоут-чартер или собственность "Инфофлота", либо отказ от судна после навигации 2012 года.
Осенью 2011 года мы договорились с судовладельцем о бербоут-чартере "Никулина" (вместе с теплоходом "Анатолий Папанов"), а вскоре "Никулин" перешел в собственность наших партнеров. Экипаж мы набрали заново. Честно говоря, было желание исключить любую преемственность традиций, и не принимать в экипаж "Никулина" никого из тех, кто на нем работал раньше. Но среди этих людей оказались неплохие специалисты, поэтому несколько человек остались в экипаже.
Ремонт теплохода мы делали в Ростове-на-Дону, так как перегнать его в затон Память Парижской коммуны, где нам было бы гораздо проще организовать его снабжение и ремонт, до закрытия шлюзов мы не успевали. До перехода судна к нам в бербоут-чартер судовладелец сделал ему доковый ремонт, что несколько упростило нашу задачу. Но даже при этом за зимнее время нам пришлось вложить в теплоход шесть миллионов рублей, а основные расходы еще предстоит сделать. В том числе была заменена часть камбузного оборудования, чтобы ресторан мог перейти на работу по технологическим картам единого меню, принятого на судах "Инфофлота". Но все равно "Никулин" уходил из Ростова в спешке, и мы многое не успели завершить.
В процессе эксплуатации судна большое внимание уделяется организации работы экипажа: туристы этой навигации отмечают, что на "Никулине" появился порядок, чистота. Практически во всех рейсах на борту находится капитан-наставник СК "Инфофлот" Михаил Юрьевич Деминцев, который в том числе оказывает содействие экипажу по поддержанию в полном порядке пассажирских помещений.
Бар теплохода преобразился за счет новой мебели, занавесок, ковролина:
Полностью сменена мебель и в носовом читальном салоне. А вместо ковролина мы предпочли привести в порядок напольное покрытие - паркет. Ему сделали циклевку, покрыли лаком, то есть восстановили в первоначальном виде. После окончания навигации паркет будет покрыт дополнительными слоями лака, и станет совсем хорошо смотреться.
Каким должен стать "Никулин"? Демократичным уютным теплоходом. Ведь у него удачная планировка пассажирских помещений; присутствуют каюты самых разных категорий, в достатке и общественные пассажирские помещения: большой обзорный салон, бар, концертный зал с баром, два салона-ресторана.
Пассажирским помещениям "Юрия Никулина" либо сделан, либо после этой навигации будет сделан косметически-восстановительный ремонт. Теплоход по замыслу должен максимально сохранить свой изначальный стиль, но лишиться всех "потертостей", выглядеть красиво и аккуратно. Если тот или иной элемент отделки подлежит восстановлению, он не заменяется, а восстанавливается. Например, это относится к деревянным палубным дверям, которые можно заменить на пластиковые, а можно красиво восстановить.
В механическом плане основные работы еще предстоят. Это в первую очередь касается ремонта главных двигателей (для пассажиров наиболее важно, что после этой навигации должен значительно уменьшиться уровень дыма из выхлопной трубы), ремонта и замены дизель-генераторов, работ по трубопроводам и электросистемам судна.
В эту навигацию, как и предыдущие, "Юрий Никулин" обслуживает сразу три города: Самару, Казань и Нижний Новгород. У теплохода интересные маршруты - Санкт-Петербург, Москва, Астрахань, Ростов. "Юрий Никулин" - единственный теплоход, выполняющий круизы из волжских городов по Беломорско-Балтийскому каналу на Соловки.
А вот как будет "Никулин" работать в следующую навигацию, мы пока не решили. Существуют разные варианты работы судна, а какой из них будет воплощен в жизнь, будет решено в ближайшие два-три недели.
Безусловно хочется, чтобы про теплоход с таким прекрасным названием говорили: "Это один из лучших теплоходов на Волге", как говорят про наши флагманские суда. И мы уже делаем все, чтобы так оно и было.