asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

"Космонавт Гагарин"

11 сентября рейсом Москва - Самара закончил навигацию-2012 теплоход "Космонавт Гагарин". Этим же рейсом закончилась работа теплохода под флагом компании "Инфофлот".


А началась она в навигацию 2008 года. За год до этого мы почувствовали, что в Москве, где под нашим флагом работали теплоходы "Анатолий Папанов", "Василий Чапаев" и "Салават Юлаев", нам требуется еще один теплоход, а, возможно, и два. И начали переговоры с разными судовладельцами. В конечном итоге флотилия "Инфофлота" пополнилась теплоходами "Космонавт Гагарин" и "Илья Муромец" с экипажами судовладельцев. Судовладельцы отвечали и за эксплуатацию судов. Сейчас мы полностью ушли от этой схемы, и обеспечиваем на всех судах полный цикл их эксплуатации своими силами и экипажами. Но тогда своих экипажей у нас не было, эксплуатацией флота мы не занимались. Только организовывали круизы.

1 сентября 2007 года мы с Александром Сахаровым на теплоходе "Василий Чапаев", на котором проходила V конференция любителей речного флота, попали в Казань, куда вскоре подошел "Космонавт Гагарин":



В тот день мы подробно осмотрели пассажирские помещения теплохода. А в ноябре того же года приехали в Балаково, где "Гагарин" зимовал и ремонтировался.



30 мая 2008 года "Космонавт Гагарин" вышел в свой первый круиз под флагом "Инфофлота" по маршруту Самара - Москва. Капитан - Алексей Васильевич Ефремов. Директор круиза - Татьяна Жерихина.

Первый круиз из Москвы у теплохода был в Тверь. Туристов на борту было немного, и на этом рейсе была проведена встреча авторской группы поратала Infoflot.ru. Планировалось, что, используя запас во времени, теплоход заберет членов авторской группы на обратном пути из Твери, зайдя для этого в Конаково. Но к моменту выполнения рейса причал в Конаково так и не был сдан в эксплуатацию. Что было делать? Ребята договорились с хозяином моторной лодки, который взялся доставить их на теплоход. Но как это сделать? Ведь рейдов в районе Конаково нет, а сильный ветер валил теплоход, убавивший ход до самого малого, с судового хода.

Подошли на моторке к движущемуся на самом малом ходу теплоходу, и тут у нее заглох мотор. В конце концов, однако, все закончилось благополучно: члены авторской группы поднялись на борт "Гагарина" по штормтрапу, и очень конструктивно в том рейсе пообщались. А выглядело попадание на теплоход примерно так (фото Анатолия Талыгина):





Выполнив два рейса по маршруту Москва - Тверь - Москва, "Космонавт Гагарин" отправился в Санкт-Петербург в несколько авангардный по тем временам круиз с заходами в Сортавалу и Коневец - чуть ли не первым из московских теплоходов (сейчас Сортавала и Коневец - более-менее привычные остановки, но не тогда). Я подсел на теплоход на Валааме, и на третий день сошел с него в Санкт-Петербурге. Сохранился мой отчет об этих днях: http://newsletter.infoflot.ru/Articles/2008/2406.html

После возвращения теплохода в Москву на нем состоялась традиционная ночная прогулка для участников речного форума Infoflotforum.ru.

Затем "Гагарин" снова отправился в Тверь, и этот рейс запомнится многим сотрудникам компании надолго... Во время навигации я стараюсь никогда не оставлять мобильный телефон, ведь произойти может всякое. Но 5 июля я оставил его и ушел на час поплавать в бассейне... Вернувшись, обнаружил около двадцати непринятых звонков. Стало понятно, что за это время произошло что-то из ряда вон.

А произошло следующее: "Гагарин", который всю ночь простоял в тумане на канале имени Москвы, опаздывал настолько, что мог прийти в Тверь лишь глубокой ночью. Не дозвонившись до меня, наш диспетчер, на самом деле великолепный профессионал, но только недавно пришедший в нашу компанию, руководствуясь тем, чтобы вместо ночной стоянки в Твери дать дневную стоянку в другом месте, отдала теплоходу распоряжение развернуться и от третьего шлюза (Дмитров) следовать обратно, до Хвойного Бора. Разгневанные туристы провели вполне успешную операцию по захвату теплохода, включая капитанскую рубку, и пытались нанести побои находившимся на борту сотрудникам компании.

К этому моменту дозвонились до Александра Сахарова, которой отдал распоряжение развернуть теплоход обратно и следовать в Тверь, во сколько бы он туда ни пришел. И теплоход, повторно развернувшись, с успокаивающимися туристами пошел в Тверь... Вот какие события произошли за этот час. В Твери "Гагарин" стоял с часу до трех ночи, состоялась экскурсия, которую на удивление посетило большинство туристов, а в Москву теплоход прибыл уже по расписанию, причем мы еще и заработали несколько благодарностей за проведенный рейс.

С тех пор я всегда, куда-то уезжая, в шутку говорил нашему диспетчеру: "Только смотри не разверни без меня теплоходы".

В нашей компании есть такое наблюдение, что настоящего успеха (в первую очередь популярности среди туристов) добиваются теплоходы, которые мы сами любим всей душой и которым уделяем особое внимание - хотя бы первый год их работы под нашим флагом. Мы с первого дня гордились своим первенцем, "Василием Чапаевым", это был 2004 год. В 2006 году нашим любимым теплоходом был наш первый трехпалубник - "Анатолий Папанов". В 2009 году мы много души вложили в теплоход "Карл Маркс", первый теплоход, работавший с нашим экипажем и полным нашим техническим обслуживанием. 2010 год - снова все внимание "Василию Чапаеву": теплоход прошел серьезный капитальный ремонт и вышел в обновленном виде. 2011 год - два любимых теплохода: "Н.А. Некрасов" и "Александр Бенуа", и вправду прекрасные суда и по удобству для туристов, и по техническому состоянию. Каждый из этих теплоходов приносил в нашу работу что-то новое.

А "Космонавт Гагарин" с первого дня стал "крепким середняком", "рабочей лошадкой" компании "Инфофлот". Навигация 2008 года проходила неровно: нас раздражали недоделки при ремонте палубного покрытия, планширя, недостатки некоторых кают, некоторая инертность экипажа... и категорическое нежелание капитана носить форму. Сейчас даже странно говорить про форму, это естественная вещь, но тогда мы просто уперлись в эту проблему.

Со 2 по 4 августа теплоход снова гостил в Санкт-Петербурге, впервые выполняя свой фирменный круиз с трехневной стоянкой в городе на Неве и экскурсией для желающих в Хельсинки и Стокгольм. Перед отправлением я провел собрание экипажа, где выступил в довольно резкой форме: перед этим мои коллеги что-то напутали и не доплатили матросам за погрузочно-разгрузочные работы. А те, ничего не сказав, объявили забастовку и отказались грузить продукты. Возможно, их до этого где-то обманывали... Было похоже на то, что люди просто не привыкли к человеческому диалогу для решения проблем или, как в этом случае, недоразумений. Ну ладно, в конце концов это молодые неопытные ребята, но где был, черт возьми, комсостав? В общем, в тот день я высказал им все, что про них думал, а покинув борт, задумался, возможно ли вообще наладить нормальные рабочие отношения с экипажем, который даже не имеет никаких трудовых отношений с твоей компанией и вспоминает о ней лишь в день выдачи премии... А за что, кстати, мы платим премию?

Но, в общем, все было не так и плохо, и итогом навигации-2008 стали постоянные клиенты, которые и в дальнейшем регулярно выбирали для себя "Космонавт Гагарин".

В 2009 году на "Гагарина" пришел новый капитан, Геннадий Витальевич Сычев, работавший до этого капитаном на теплоходах "Георгий Жуков", "Н. Гастелло", "Арабелла". Он активно взялся за теплоход, и, надо сказать, постепенно вместе с судовладельцем они довели его до ума.

В ночь на 19 июля на теплоходе вновь состоялась традиционная прогулка для участников Infoflotforum.ru, но в этот раз она прошла по очень необычному маршруту: теплоход прошлюзовался в шлюзах 7 и 8 в сторону центра Москвы. Мы уже делали такую прогулку на теплоходе "Василий Чапаев", но трехпалубный теплоход прошел в этом направлении, пожалуй, впервые в истории. А подробнее об этом мини-круизе можно прочитать у Даши Загайновой: http://akadaha-z.livejournal.com/27053.html. Не обошлось, правда, без заминки: в аккурат перед нашим подходом к седьмому шлюзу кто-то решил в него прыгнуть, и движение судов было на время остановлено.

С тех пор на "Гагарине" мне довелось бывать только во время стоянок: мы начали переходить на работу со своими экипажами, учились самостоятельно обслуживать флот, и мне (но не моим коллегам) стало не до не вписывающегося в эту схему "Гагарина". А тем временем теплоход хорошел. Получился аккуратный, "крепкий" теплоход, с некоторыми сервисными штучками от "Инфофлота": бортовая газета, чай для ранних пташек, и так далее. На "Гагарине" были выполнены такие интересные рейсы, как круиз в Астрахань со спуском в дельту Волги, круиз по Каме до Березников. В начале и в конце навигации теплоход иногда выполнял один-два рейса из Самары, а остальное время работал из Москвы и пользовался успехом.

Осенью 2009 года я снова побывал в Балаково, где теплоход "Космонавт Гагарин" стоял в доке. В итоге родилась небольшая научно-популярная заметка "Что находится у теплохода под водой".

В августе 2010 года "Гагарин" оказался в центре еще одной истории. В то лето Москва была затянута смогом, который днем 6 августа достиг такой интенсивности, что произошло небывалое: из-за почти нулевой видимости было остановлено движение судов по каналу имени Москвы. Это, как нарочно, случилось в пятницу, пиковый день, когда одни теплоходы готовились отправиться от Северного речного вокзала в круизы выходного дня, другие же еще только шли в сторону столицы. "Космонавт Гагарин" возвращался из Астрахани, и после остановки движения на канале Москвы подошел к причалу Водники, откуда мы отвезли всех туристов на автобусах в Москву.

Вечером "Гагарин" должен был отправиться в круиз выходного дня в Тверь. Не зная, когда откроется канал, мы доставили туристов на борт на автобусах. Весь следующий день канал Москвы был закрыт. "Гагарин" стоял в Водниках, еще один теплоход - на рейде, даже не высадив пассажиров предыдущего рейса. Несколько теплоходов находились у причалов Северного речного вокзала Москвы, откуда им не разрешали отходить. На борту судов шла круизная жизнь: развлекательные программы, завтраки-обеды-ужины, но движения не было. Мы буквально обрывали разные телефоны, и, наконец, вечером, по разрешению судоходной инспекции, "Гагарин" в сопровождении путейского катера перешел к пристани Хвойный Бор, где провел воскресенье, а затем вернулся в Москву. Большинство других судов так и не отошло от причала.

Туристы, как у нас, так и на судах других компаний, негодовали. Случай даже попал в прессу. Но это был стопроцентный "форс-мажор", поэтому все попавшие в эту ситуацию компании объявили круизы состоявшимися. Так же поступили бы в этой исключительной ситуации и наши зарубежные коллеги. Мы же решили, что, несмотря на форс-мажор, предложим всем туристам этого рейса бесплатно съездить в другой круиз выходного дня на "Гагарине" или другом нашем теплоходе.

Если до этого негодовали туристы, то теперь стали негодовать некоторые наши коллеги по цеху, обвиняя нас в подрыве рынка и разных устоев. И они даже в чем-то были правы... если смотреть на ситуацию из кабинета, а не глазами туриста. Так что все же мы сделали то, что задумали, а туристы с удовольствием этим предложением воспользовались. Я писал об этом случае здесь: http://asosnin.livejournal.com/22317.html.



В 2011 году мы выделили теплоходы, работающие с экипажем судоладельца и технически обслуживаемые судовладельцем, в новую марку "Инфофлот-партнер". В 2012 году "Космонавт Гагарин" остался единственным теплоходом, работающим под этой маркой. От судовладельца, самарской компании "Академфлот", с которой у нас за эти годы сложились хорошие партнерские отношения, поступило предложение о передаче судна нам в бербоут-чартер. Но, к сожалению, оно несколько запоздало: мы уже приняли решение в 2013 году сократить количество теплоходов с семи до шести, и, естественно, под это сокращение попал единственный "партнерский" теплоход - "Космонавт Гагарин".

Последний круиз под флагом "Инфофлота" теплоход совершил с 5 по 11 сентября 2012 года по маршруту Москва - Самара. Этим рейсом закончилась и программа "Инфофлот-партнер". На одном из форумов появился иллюстрированный фотографиями репортаж из этого исторического для нас круиза: http://riverforum.ru/showthread.php?t=1505.

Жизнь продолжается, и "Космонавта Гагарина" в Москве заменит теплоход "Юрий Никулин". А судовладелец, с большой долей вероятности, будет оперировать теплоходом самостоятельно через свою партнерскую компанию "Плес", в управлении которой находятся теплоходы "А.И. Герцен" и "Дмитрий Пожарский".

Хотелось бы пожелать им в этом удачи. Равно как поблагодарить за работу и пожелать всего самого лучшего всему экипажу теплохода (включая ресторан) во главе с капитаном Геннадием Витальевичем Сычевым.
Tags: Инфофлот, воспоминания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments