asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Интерьеры парохода "Спартак"

В 1914 году вышел в первый рейс по Волге пароход "Великая княжна Татьяна Николаевна", построенный по заказу пароходного общества "Самолет" на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. В советское время пароход получил название "Спартак". Он работал на Волге много десятилетий, участвовал в двух войнах. В 1980-е годы "Спартак" работал на линии Горький - Астрахань вместе с трехпалубными теплоходами, по одному с ними расписанию. Последний рейс пароход выполнил в 1991 году, и после долгих лет отстоя и разграбления сгорел в затоне под Аксаем.

Мне посчастливилось побывать на этом пароходе в детстве, в один из последних лет его работы, во время стоянки. А потом, в 2001 году, высаживался с лодки на обгоревший корпус парохода в Аксае. Что интересно: в 1991 году пароход "Спартак" еще работал на Волге, это было не так давно. Но большинство людей относятся к подобным историческим пароходам как к чему-то совсем древнему, из другого мира. Одни говорят, что это были роскошные пароходы-дворцы, другие - наоборот, считают, что на этих судах пассажиры жили в спартанских условиях. А на самом деле большой разницы для пассажира между историческим пароходом и двухпалубным судном послевоенной постройки и не было. Почти та же планировка помещений, похожие каюты и палубы. Ну, разве что бесшумный ход и особый пароходный запах.

Несколько лет назад саратовский краевед Владимир Михайлович Цыбин подарил мне два альбома, которые в свою очередь подарены ему А. и Г. Зайцевыми. В одном альбоме собраны фотографии некоторых интерьеров парохода "Спартак", в другом - парохода "Усиевич".

Давайте сегодня заглянем на пароход "Спартак", а в другой раз побываем на "Усиевиче".




В альбоме, правда, нет непарадных интерьеров парохода, а их там было много, начиная с большого и неуютного центрального пролета, напоминавшего место для приема грузов, да по сути им и являвшегося. Но поднимемся из него по широкому пологому трапу на вторую палубу. Там мы попадем в мир тишины и уюта.



Кормовая часть коридора средней палубы отделана линкрустом и не особенно привлекательна.



Зато носовая часть интереснее. Здесь коридор ведет в ресторан, который до капитального ремонта парохода, проведенного в 1950-е годы, был салоном первого класса.





Помню, что когда я зашел на однотипный пароход "Володарский", меня очень впечатлил красивый интерьер ресторана. А вот каким был ресторан на "Спартаке":





















В альбоме есть всего одна фотография пассажирской каюты "Спартака". Я предполагаю, что это каюта "люкс", которая изначально называлась "каюта для молодоженов":



Выйдем на прогулочные палубы...





А теперь поднимемся наверх, туда, где находится капитанская рубка, хотя на старых пароходах доступа для пассажиров на верхнюю палубу чаще всего не было.





Свистки "Спартака":









"Спартак" и другие исторические пароходы в течение многих десятилетий формировали облик волжского пассажирского судоходства, да и во многом облик Волги. И даже после появления современных по тем временам трехпалубных, а позднее четырехпалубных судов у исторических пароходов оставалось множество поклонников. Когда пароходы ушли, по ним скучали.

Может быть, когда-нибудь будут построены похожие суда, но с современной "начинкой".
Tags: история флота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →